Картотека закаливающих мероприятий для детей дошкольного возраста
картотека

Иванова Ирина Александровна

Картотека, в которой описываются закаливающие мероприятия для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zakalivayushchih_meropriyatiy.docx542.32 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗАКАЛЯЙ-КА»

https://vse-pro-lekarstva.ru/wp-content/uploads/2018/11/001032476.jpg

РАЗДЕЛ 1. Воздушные и световоздушные, солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение.

При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.

Правила:

  1. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя их принимать натощак.
  2. Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этого использовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем; это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.
  3. Солнечные ванны лучше принимать в движении — ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.
  4. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20–25 градусов Цельсия), а затем на 20–30 минут перейти в тень и отдохнуть.
  5. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.
  6. Необходим контроль за самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень и дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следует ограничивать.
  7. Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка. Если он с удовольствием идет на солнце, если он бодр и жизнерадостен; с аппетитом ест и хорошо спит, то это значит, что солнечные лучи пошли ему на пользу.

Воздушное закаливаниеC:\Users\User\Desktop\Диплом Иванова\1380444592.jpg

Воздушное – закаливание воздухом.

Температура воздуха в группах должна быть:

  • до 3-х лет – 22˚С;
  • 3 – 4 года – 21˚С;
  • 5 – 7 лет – 20-18˚С.

Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.

Воздушные ванны

С детьми до года принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми старше года – через 1-1,5 часа.

Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 1,5 лет  - доводится до 20˚С, от 2 до 7 лет – 14-15˚С.

Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.

Йодо – солевое закаливание

Оборудование:

  • 2 таза;
  • 2 одеяла;
  • ребристая доска или резиновый коврик с шипами;
  • дуга для подлезания.

Раствор:

3% настойка йода, соль.

Расчёт: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей - 36˚С.

Методика проведения:

Температура воздуха в помещении не выше 20

После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.

Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36˚С), затем здоровые дети (температура воды – 20˚С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.

Проведения воздушных ванн после дневного сна.

(авт. Кузнецова М.Н.)

1. Дети просыпаются после дневного сна под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон.

2. Лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц.

3. Подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением.

4. перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища.

5. покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук; а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе».

6.Затем, по команде воспитателя (ведущего занятие), дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду, оставаясь лишь в трусах и майках. Дети в течение 1-1,5 минуты выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения). После чего дети одеваются. Температура воздуха в помещении спальни при выполнении закаливающей процедуры «Воздушные ванны» 1-3 день – 22 0С; 4-6 день – 20 0С; 7-й и далее – 18 0С. Примечание Процедура закаливания «Воздушные ванны» проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 180С. В период реконвалесценции после, перенесенного ОРЗ и для особо ослабленных детей их одежда при проведении «Воздушных ванн» должна быть индивидуально щадящей (гольфы или чешки, кофточка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.

Проведения световоздушных ванн.

 (авт. Кузнецова М.Н.)

Световоздушная ванна является одной из специальных закаливающих процедур. Проводится на открытом воздухе во время дневной прогулки. Световоздушная ванна должна проводиться ежедневно, при неустойчивой погоде и перепадах температуры наружного воздуха ее продолжительность сокращается. Различают местные и общие световоздушные ванны. Местные световоздушные ванны принимаются в процессе утренней гимнастики и физкультурных занятий проводимых на свежем воздухе.

Закаливающая процедура «Солнечные и световоздушные ванны» применяется детям от 1,5 и старше днем (с 10.30 до 11.30 часов дня). Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

Методика проведения общих световоздушных ванн:

1. Детей раздевают до трусиков и маечек (в дальнейшем, через 5-6 процедур, маечки также снимают), на ногах – босоножки и носочки, на голове обязательно должна быть надета панама или косынка.

2. Дети проводят активные игры, занятия в кружевной тени деревьев при температуре +19-20 С для старших и 20-21 С для младших дошкольников по следующей схеме: 1-4 день – 10-15 минут; 5-10 день – 15-30 минут; 11-15 день – 30-50 минут.

3. После принятия ванны детей одевают и продолжают прогулку. При температуре воздуха выше + 22 С дети принимаю световоздушные ванны в течение всей прогулки.

Дыхательная гимнастика

(авт. Кузнецова М.Н.)

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учите ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в поток голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее, чем вдох, и по возможности полным. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.

Дыхательные упражнения проводятся только в хорошо проветренном помещении и на свежем воздухе. Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, потянитесь, выполняйте упражнения не напрягаясь. Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.

Ребенок должен овладеть определенной техникой дыхания:

1. Дыхание животом.

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон. После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом не поднимается и не расширяется. Медленно сделать выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.

2. Грудное дыхание «гармошка»

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков. После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем выдох. во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. Повторись 5-6раз.

3. Ключичное дыхание

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуть вперед. После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в исходное положение. Притом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. Повторить 5-6 раз. В дальнейшем эти три упражнения надо научиться делать сидя и стоя.

4. Полное дыхание

Разучивается после освоения предыдущих типов дыхания.

И.П.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую на ребра Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже наполнить грудную клетку, еще глубже — верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы). Плавно выдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. 1 {повторять от 3 до 6 раз (начинать с 3-х, постепенно увеличивая).

5. «Цветок распускается».

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны и дох (Цветок раскрывается), вернуться в и.п. — выдох. Медленно, 4-6 раз.

6. «Поднимаем выше груз»

И.п.: руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки — вдох, вернуться в и.п. — выдох. 6-8 раз.

7. «Лес шумит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.. Наклон вправо — вдох, вернуться в и.п. выдох. То же — влево. 5-6 раз. Усложнение — руки при выполнении вытянуты вверх.

8. «Травушка колышется»

 И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями — вдох, опустит руки вниз выдох. 4-6 раз.

9. «Травушка растет» И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно влево и вправо — вдох, опустить руки на плечи — выдох. 3-5- раз.

10. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, и немного отводя голову назад — вдох (грибок вырос), вернуться в и.п. 6-8-раз.

11. «Насос»

 И.п.: ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая — вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п.; то же влево 4-5 раз в каждую сторону.

Раздел 2. Водные процедуры, в том числе плавание

Закаливание носоглотки

Носоглотка — одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). Не следует укутывать шею шарфами. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет обтекать его и нагреваться; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп

Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания — 25–30 сек. Температура воды вначале 28–27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1–2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны

Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды — 30–28 градусов, конечная — 15–13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1–2 градуса. Длительность первых ванн — не более 1 минуты, а в конце — до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Контрастные ножные ванны

В один таз наливают горячую (38–40 градусов), а в другое — холодную (30–32 градуса) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5–2 минуты, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5–10 секунд. Такую смену произвести 4–5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1–2 градуса и к концу курса закаливания доводят до 15–12 градусов. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8–10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Хождение босиком

Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной, летом и ранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли. Особенно оно полезно по росе и после дождей, по воде. Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Обтирание

Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании — от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность всей процедуры — от 1 до 2 минут. Температура воды снижается на 1–2 градуса через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой 32–30 градусов, летом — 28–26, конечная температура соответственно 22–20 и 18–16 градусов Цельсия. Для школьников среднего и старшего возраста зимой она равняется 30–28, летом — 26–24 градуса; конечная соответственно 20–18 и 16–14 градусов Цельсия. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой — в помещении, летом на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища

Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20–25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом — не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28 градусов, а летом — 24 градуса, конечная соответственно 20 и 15 градусов. Общая длительность процедуры — 60–90 секунд. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детей ослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в период полового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Купание в открытых водоемах

Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.

При купании надо соблюдать следующие правила:

  1. Обеспечить безопасность детей. Место купания должно быть с ровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным, медленным течением. Нельзя разрешать нырять в водоемах с непроверенным дном. Во время купания необходим строгий контроль за детьми со стороны старших; один из них должен быть в воде с детьми. Место купания должно быть четко размечено; не разрешать заплывать за его пределы. Необходимо наличие и готовность спасательных средств. Перед купанием необходим инструктаж детей о правилах поведения на воде.
  2. Купаться можно не раньше чем через 1–1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до нее. Нельзя купаться натощак.
  3. Купание лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.
  4. В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и др.
  5. Во время купания необходим контроль за самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения — бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь — немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда.
  6. Нельзя разрешать школьникам входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только потом входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду.
  7. После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени.
  8. Для детей и подростков не рекомендуется купаться несколько раз в день. Это вызовет очень большой расход энергии и может привести к отрицательным явлениям в организме.
  9. При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. Можно дозировать купание по теплопотерям. Этот метод более приемлем, так как позволяет расширить границы купального сезона.

Контрастное закаливаниеC:\Users\User\Desktop\Диплом Иванова\250320161814_581d920c75033.jpg

Температура воздуха в помещении:

1 – 3 года - 20˚С;

3 – 7 лет -18 - 20˚С.

Температура воды для подгрупп детей:

  • здоровые дети – 38, 18, 38, 18 (заканчивать прохладной водой);
  • часто болеющие дети и дети, вновь поступившие, - 38, 28,38 (заканчивать тёплой водой).

Оборудование:

  • 2 двадцатилитровых бака;
  • 2 пол-литровые кружки;
  • стул для ребёнка при обливании;
  • скамейка для растирания ног;
  • одеяло, покрытое простынёй на полу.

Методика проведения:

Ребёнок встаёт на колени на стул. Воспитатель двумя кружками одновременно обливает обе стороны в течение 8 секунд тёплой и 4-х секунд прохладной водой.

Обливание стопы начинают с пятки, захватывая голень на 10-12см.

Растирание ног:

  • сложить вчетверо полотенце до обливания;
  • стоя поставить ногу на носок на скамейку, начать растирать с пятки постепенно переходя на всю ступню до лёгкого покраснения.

Контрастное обливание проводится круглый год.

Интенсивное закаливание

Интенсивное закаливание – это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях

Методика проведения:

Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого.

Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18˚С в тёплое время года и до 6-10˚С в холодное время года.

С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).

Не рекомендуется проводит это закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.

Метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи

Источник: Дошкольное воспитание 1993, №2.

Обливание тела

Оборудование:

  • бак с водой;
  • лейка;
  • деревянная подставка;
  • полотенца на каждого ребёнка.

Температура воздуха для детей:

  • от 2-х лет - 22˚ - конечная - 20˚;
  • с 2-3 лет - 22˚ - конечная - 20˚;
  • с 4-7 лет - 22˚ - конечная – 19-18˚;

Температура воды:

  • до 3-х лет - 35˚ - заканчивают 28-26˚;
  • с 3-4 лет – 35-34 - заканчивают 24˚;
  • с 5-7 лет 34-33 - заканчивают 22˚.

Методика проведения:

Ребёнок встаёт на деревянную подставку. Воспитатель держит лейку на 6 – 8см выше ребёнка и льёт воду на плечи, грудь, спину ребёнка (1,5 – 2 литра). Процедура длится с 15 до 35-40 секунд. Заканчивается растиранием тела махровым полотенцем.

В тетради отмечается температура воздуха и воды.

Обтирание

Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.

Оборудование:

  • таз с водой;
  • варежки каждому ребёнку;
  • полотенца каждому ребёнку.

Методика проведения:

Воспитатель раздаёт детям влажные варежки.

Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз.

Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз.

Те же движения повторяют другой рукой.

Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз.

Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз.

По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз.

Круговыми движениями растирают спину – 10 раз.

Берут полотенце и растирают тело до покраснения.

Температура воды для обтирания:

  • зимой: начальная - 30˚, предельная - 22˚;
  • летом: начальная - 28˚, предельная - 18˚.

Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.

Обработка варежек:

в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.

Чесночное полоскание горла

Цель:

  • профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта,
  • профилактика ОРЗ.

Методические рекомендации:

Чесночное полоскание горла применяется как лекарственное средство (известное в народе со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ и ОРВИ.

Из расчёта 1 зубчик на стакан воды делается раствор. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос (если необходимо). Использовать раствор в течение 2 часов с начала приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Рижский метод закаливания

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо. Начиная со 2 года обучения, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

 

Обширное умывание

Ребёнок должен: Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. Сон без маек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Ножные ванны

Очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза. Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание

Более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний. Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже. Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.

Обливание

Прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних

Закаливание носоглотки

Можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.

Раздел 3. Массаж, гимнастика и физические упражнения

C:\Users\User\Desktop\Диплом Иванова\-lnqGemOMCQ.jpg

Самомассаж «Петушок» 

Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга.

Начинается игра! Красим крылья и живот, поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги,

Красим грудочку и хвост,  

Красим спину, Красим ножки,

Красим гребешок немножко.

Вот какой стал петушок, поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться, Ярко – красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево – вправо.

Массаж биологически активных точек «Солнышко»

Солнце утром рано встало, поднять руки вверх, потянуться, делая руками Всех детишек приласкало.      «фонарики».

Гладит грудку,                 массировать «дорожку» на груди снизу вверх. 

Гладит шейку,                  поглаживать шею большими пальцами сверху вниз. 

Гладит носик,                   кулачками растирать крылья носа.

Гладит лоб,                      проводить пальцами по лбу от середины к вискам.

 Гладит ушки,                  растирать ладонями уши.

Гладит ручки,                  растирать ладони.

Загорают дети. Вот.         Поднять руки вверх.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка»

Чтобы горло не болело,                   поглаживать ладонями шею мягкими

Мы погладим его смело.                  движениями   сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,        указательными пальцами растирать крылья

                                                       носа. 

Надо носик растирать.              Лоб мы тоже разотрем, прикладывать

                                                     ко лбу ладони «козырьком»

 Ладошку держим козырьком.    И растирать лоб движениями в стороны.

Вилку пальчиками сделай,           разжать указательные и средние пальцы,

Массируй ушки ты умело.        Растирать пальцами точки за и перед ушами. 

Знаем, знаем – да-да-да!           Потирать ладони друг о друга. 

Нам простуда не страшна.

Самомассаж от простуды (автор А.М. Уманская)

Самомассаж делать несложно. Слегка следует надавить на точку и делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Для профилактики респираторных заболеваний этот массаж следует делать 3 раза в день, а в случае заболевания для лечения можно воспользоваться самомассажем активных точек каждые 40 мин.

1-я зона расположена на грудине. Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких.

2-я зона связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям.

3-я зона – место разделения сонных артерий на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма. Эта точка является также надежным контролером химического состава крови.

4-я зона – район первых четырех шейных позвонков, где расположен симпатичный узел (затылочная ямка). Массаж этой зоны важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.

5-я зона – 7-й шейный позвонок и первый грудной позвонок. Если наклонить вперед голову, то самый выступающий остистый отросток будет принадлежать седьмому шейному позвонку. Массаж этой точки улучшает общее состояние организма, позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием фактора внешней среды.

6-я зона – область носа и гайморовых пазух. Эта точка наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечить от насморка, облегчить носовое дыхание. Массаж этой точки способствует улучшению кровоснабжения слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Кроме того, регулярная акупрессура этой зоны стимулирует организм на выработку биологически активных антивирусных веществ, которые мы обычно пытаемся заменить лекарствами.

7-я зона – надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение и иннервацию лобных отделов мозга, а также глаз, что в свою очередь снимает головную боль и боли в глазах.

8-я зона – у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах, если они болят.

9-я зона – место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка. При систематическом применении точечного массажа не только повышается степень закаленности, но, даже если ребенок заболеет, заболевание пройдет в более легкой форме, только массаж нужно делать через каждые 30-40 мин.

Если делать точечный массаж ребенку на протяжении года, то, по данным С. Мартынова, его можно избавить от аденоидов и других хронических заболеваний носоглотки. Очень важно, что метод действует только при систематическом применении! Иначе мы дезорганизуем иммунную систему. Метод эффективен в том случае, когда он станет привычкой, как чистка зубов.

Одновременно с точечным массажем рекомендуется массаж ушей, кистей рук и стоп. Ушные раковины - своеобразная рефлексогенная территория, которая состоит в контакте со всеми без исключения внутренними органами и системами организма. Несколько раз подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами. Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами. Вставить концы больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав легкий хлопок («хлопаем ушками»).

Методика самомассажа по Д. Керни.

Быстро потереть друг о друга пальцы ладони в течение 5 сек.

Теперь быстро потереть разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх-вниз в течение 5 сек.

Постучать часто барабанной дробью по макушке головы в течение 5 сек.

Сжать руку так, чтобы кулак остался в расслабленном состоянии.

Энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья 3 раза.

Осторожно надавить на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцем 3 раза.

Найти на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажать на артерию, сосчитав до 5.

Освободить. Дышать глубоко.

Снова нажать и перейти на другую сторону шеи.

Большим пальцем нащупать впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником).

Нажать, сосчитать до 3, отпустить. Повторить 3 раза.

Массаж рефлекторных зон ног

Сжать кончик большого пальца, затем его подушечку. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;- плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге; - быстро потереть верх ступни рукой; - раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

Антистрессовый массаж по С.Мартынову

- «Кошечка» (скребущие движения от шеи, лба и висков по направлению снизу вверх к макушке головы);

- «Молоточек» (от шеи, лба и висков снизу вверх к макушке легкими постукивающими движениями расслабленных пальцев);

- «Расческа» 9захватить в кулак прядки волос и тянуть их по очереди вверх, натягивая в струну. После каждого натяжения разжимаем кулаки;

- «Приятные ладошки» (поглаживание ладонями области затылка и шеи сверху вниз по направлению к позвоночнику и плечам);

- «Щипалочка» (пощипать брови кончиками пальцев по направлению от переносицы к вискам);

- «Тук-тук, глазки» (постучать кончиками пальцев по поверхности закрытых век по направлению от переносицы к вискам, включая виски);

- «Ушки играют» (сгибание ушных раковин вниз, вверх, вперед и их раскручивание);

- «Ушкам жарко» (разминание ушных раковин кончиками пальцев, чтобы ушки «горели»);

- «Пробочка» (большими пальцами обеих рук заткнуть ушные проходы, нажать и отпустить);

- «Шлеп-шлеп» (энергичное пошлепывание ладошками по лицу и щекам);

- «Кулачки» (постукивание косточками пальцев, сжатых в кулаки, по скуле от уха до центра подбородка с обеих сторон). Профилактика.

Упражнения для глаз.

Обучать пальмингу (снятию напряжения): «День-ночь», «Темно-светло», «Черная кошка», «Сделай, как было», «Глазки уснули». Обучать технике моргания: «Сожмем – разожмем глазки», «Незнайка», «Прятки», «Моргалочка».

Обучать технике вращения глаз: «Пол - потолок», «Небо - земля», «Нарисуй глазками круги», «Часики», «Мельница», «Послушные глазки» (вверх-вниз, влево - вправо);

- «Бездвижимая голова» (посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы). Обучить работе на тренажере со зрительными метками: - в разных частях группы располагаются яркие предметы; учить быстро поочередно фиксировать взгляд на указанных метках, сочетая движения головы с движениями глаз и туловища;

- «Найди шар глазами», «Что лежит на столе», «Что висит высоко?», «Поймай бабочку». Обучить перефокусировке взора:

- глаза сначала фокусируются на ближнем предмете, например, книге, затем, на объекте подальше, например, окне, затем еще на более дальнем объекте – дереве, и, наконец. На каком – либо объекте в бесконечности (расстояние свыше 6 м.);

- «Смотри дальше – смотри ближе», «Расскажи, что далеко, что близко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Гимнастика бодрости

Полное дыхание, растирание ушей, резкие движения челюстями, потирание щек, растирание крыльев носа, массирование затылочной части, легкие движения по бровям, движения глазами вправо – влево. Вверх – вниз, массаж лица. Тонизирующий гидромассаж лица. Начать его следует с середины нижней челюсти. При этом ладони наполненные водой, скользят по ее краю, к ушам (на нижней челюсти проецируются ступни, бедро, колени). Затем нужно перейти к умыванию лба – от середины к вискам, далее от основания носа к его кончику (здесь проекция легких, печени, желудка), затем от крыльев носа и углов рта к вискам, ушам и углам нижней челюсти. Повторить 3-4 раза наполнив ладони водой.

Эскимосский массаж

Одна из важных рефлексогенных зон лица – нос. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишками, селезенкой, половыми органами, нервной системой. Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо и влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста

Данный материал содержит рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста...

Закаливающие мероприятия для детей младшего возраста

Закаливающие   мероприятияГруппа «Почемучки» 2-я младшая группаВоспитатель: Белова Е.В.  ·     Массаж рук (пальчиковая гимнастика)·...

Закаливающие мероприятия для детей дошкольного возраста.

quot;Закаливающие мероприятия для детей дошкольного возоаста" - это краткие методические рекомендации по организации закаливающих процедур в дошкольном образовательном учреждении. В рекомендация...

Консультация для родителей «Закаливающие мероприятия для детей дошкольного возраста»

Цель закаливания: тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами...

Система закаливающих мероприятий для детей среднего возраста (4-5лет)

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, пси...