Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»
материал
Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»
Подготовила и провела воспитатель: Потапова Н.В
2022г.
Цель:
Систематизировать знания педагогов по формированию валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
2. Способствовать росту педагогического мастерства.
План проведения:
1 часть. Теоретическая.
1. Формирование здорового образа жизни посредством валеологии.
2 часть. Практическая – коллективная деятельность.
- Решение кроссворда на тему «Здоровье»
- Дидактическая игра «Поезд с витаминами»
- Пословицы и поговорки о ЗОЖ
- Игра «Доскажи словечко».
- Игра «Заболейка и Здоровейка»
- Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках»
1 часть. Теоретическая
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.
Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологиии будет посвящен наш сегодняшний семинар.
Что такое валеология? Валеология-это наука о здоровье. В основе этого слова лежат латинские “vale” и “logos”, которые переводятся соответственно “будь здоров” и “учение, знание, наука”.
Предметом её изучения является здоровье и его резервы, здоровый образ жизни.
Объектом является практически здоровый человек или в состоянии болезни.
Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья.
Специфические черты валеологии:
Антропологичность
Личностно ориентированная направленность
Интегральность.
Гуманистичность
Педагогический характер
Основная цель валеологии – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Задачи валеологического образования в ДОУ:
1. Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.
2. Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
3. Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.
4. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
5. Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.
Принципы валеологического образования
Реализация этих задач основывается на валеологическом принципе: «гармонизация личности во взаимосвязи с окружающим миром (природой, социумом) – это и есть основа индивидуального здоровья».
Принцип всеобщности
Принцип целостного подхода к здоровью ребенка
Принцип деятельностного подхода
Принцип гуманизма и альтруизма (родителям, детям).
Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:
просты,
доступны,
безопасны,
эффективны.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
• развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
• формировать у дошкольников элементарные представления:
о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);
о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
• поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций;
• привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду:
• Все компоненты физкультурно-оздоровительной работы (эколого-валеологические походы, дни здоровья, динамические минутки)
• Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
• Учебно-воспитательный процесс: занятия по разделу «Здоровье ребенка» (гимнастика, познавательная часть, релаксация, учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости,рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).
Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение в предметно - развивающей среде группы.
(развивающие дидактические игры и др.)
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Значительное место необходимо уделять повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Словесные, наглядные методы. Нужно уделять внимание накоплению наглядно-дидактического материала, практические методы.
Так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.)
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье.
Главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.
Привычка к здоровому образу жизни - главная, жизненно важная привычка.
2 часть. Практическая
1.Кроссворд на тему «Здоровье»
2.Дидактическая игра «Поезд с витаминами» (пособие по валеологии)
С помощью этого пособия, дети узнают какие фрукты, овощи или продукты полезны для того или иного органа.
3.Пословицы и поговорки о ЗОЖ
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Мал коротыш, да крепыш.
- Здоров - скачет, захворал - плачет.
- Смолоду закалишься - на весь век сгодишься.
- Смех - здоровье души.
- Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды.
- Здоровье не купишь - его разум дарит.
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
- Не рад больной и золотой кровати.
- Спи камешком, вставай перышком.
- Чистая вода - для хвори беда.
- Чаще мойся, воды не бойся.
- Здоровые зубы - здоровью любы.
- Чистота-залог здоровья.
- Не умывши лица, за стол не садимся.
- Холода не бойся, сам по пояс мойся.
- Вылечился Ваня - помогла ему баня.
- Сон лучше всякого лекарства.
- Лук - здоровью друг.
- Ешь правильно - и лекарств не надобно.
- Кто долго жует, тот долго живет.
- Аппетит приходит во время еды.
- Хлеб - всему голова.
- Хлеб - батюшка, вода - матушка.
- Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
- Там, где нет мяса, - свекла герой.
- Репка, яблоко, морковка - зубкам нашим тренировка.
- Обед без овощей, что праздник без музыки.
- Чеснок да лук от семи недуг.
- Движение - спутник здоровья.
- В здоровом теле - здоровый дух.
- Делай зарядку до старости лет
- Здоровье дороже денег.
- Здоровью цены нет.
4.Игра «Доскажи словечко»
1.Будет строен и высок
Тот, кто пьёт фруктовый (сок)
2.Знает твёрдо с детства Глеб
На столе главней всех (хлеб)
3.Должен есть и стар и млад
Овощной всегда (салат)
4.Ты конфеты не ищи
Ешь с капустой свежей (щи)
5.Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
6.Нужна она в каши, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной (крупы)
7.Я расти быстрее стану,
Если буду есть (сметану)
8.Мясо, рыба, крупы, фрукты-
Вместе все они (продукты)
5.Познавательная игра «Заболейка и Здоровейка»
6.Памятка для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...
Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»
Консультация для педагогов....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе...
семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Разработка семинара-практикума по здоровьесбережению воспитанников дошкольного возраста...
консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»
консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми...
Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"
Актуальность проекта Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...