Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»
материал

Наталья Викторовна Потапова

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»

Подготовила и провела воспитатель: Потапова Н.В

2022г.


Цель:

Систематизировать знания педагогов по формированию валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ.

Задачи:

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

2. Способствовать росту педагогического мастерства.

План проведения:

1 часть. Теоретическая.

1. Формирование здорового образа жизни посредством валеологии.

2 часть. Практическая – коллективная деятельность.

  1. Решение кроссворда на тему «Здоровье»
  2. Дидактическая игра «Поезд с витаминами»
  3. Пословицы и поговорки о ЗОЖ
  4. Игра «Доскажи словечко».
  5. Игра «Заболейка и Здоровейка»
  6. Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках»

1 часть. Теоретическая 

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологиии будет посвящен наш сегодняшний семинар.

Что такое валеология? Валеология-это наука о здоровье. В основе этого слова лежат латинские “vale” и “logos”, которые переводятся соответственно “будь здоров” и “учение, знание, наука”.

Предметом её изучения является здоровье и его резервы, здоровый образ жизни.

Объектом является практически здоровый человек или в состоянии болезни.

 

Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья.

Специфические черты валеологии:

Антропологичность

Личностно ориентированная направленность

Интегральность.

Гуманистичность

Педагогический характер

Основная цель валеологии – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

 Задачи валеологического образования в ДОУ:

1. Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.

2. Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

3. Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.

4. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

5. Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.

Принципы валеологического образования

Реализация этих задач основывается на валеологическом принципе: «гармонизация личности во взаимосвязи с окружающим миром (природой, социумом) – это и есть основа индивидуального здоровья».

Принцип всеобщности

Принцип целостного подхода к здоровью ребенка

Принцип деятельностного подхода

Принцип гуманизма и альтруизма (родителям, детям).

Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:

просты,

доступны,

безопасны,

эффективны.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:

• развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;

• формировать у дошкольников элементарные представления:

о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);

о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);

• поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций;

• привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду:

• Все компоненты физкультурно-оздоровительной работы (эколого-валеологические походы, дни здоровья, динамические минутки)

• Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

• Учебно-воспитательный процесс: занятия по разделу «Здоровье ребенка» (гимнастика, познавательная часть, релаксация, учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости,рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости)

Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение в предметно - развивающей среде группы.

(развивающие дидактические игры и др.)

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Значительное место необходимо уделять повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния. 

Словесные, наглядные методы. Нужно уделять внимание накоплению наглядно-дидактического материала, практические методы.

Так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.)

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье.

Главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.

Привычка к здоровому образу жизни - главная, жизненно важная привычка.

2 часть. Практическая

1.Кроссворд на тему «Здоровье»

2.Дидактическая игра «Поезд с витаминами» (пособие по валеологии)

С помощью этого пособия, дети узнают какие фрукты, овощи или продукты полезны для того или иного органа.

3.Пословицы и поговорки о ЗОЖ

  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Мал коротыш, да крепыш.
  • Здоров - скачет, захворал - плачет.
  • Смолоду закалишься - на весь век сгодишься.
  • Смех - здоровье души.
  • Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды.
  • Здоровье не купишь - его разум дарит.
  • Здоровьем слаб, так и духом не герой.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Спи камешком, вставай перышком.
  • Чистая вода - для хвори беда.
  • Чаще мойся, воды не бойся.
  • Здоровые зубы - здоровью любы.
  • Чистота-залог здоровья.
  • Не умывши лица, за стол не садимся.
  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  • Вылечился Ваня - помогла ему баня.
  • Сон лучше всякого лекарства.
  • Лук - здоровью друг.
  • Ешь правильно - и лекарств не надобно.
  • Кто долго жует, тот долго живет.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Хлеб - всему голова.
  • Хлеб - батюшка, вода - матушка.
  • Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
  • Там, где нет мяса, - свекла герой.
  • Репка, яблоко, морковка - зубкам нашим тренировка.
  • Обед без овощей, что праздник без музыки.
  • Чеснок да лук от семи недуг.
  • Движение - спутник здоровья.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Делай зарядку до старости лет
  • Здоровье дороже денег.
  • Здоровью цены нет.

4.Игра «Доскажи словечко»

1.Будет строен и высок

Тот, кто пьёт фруктовый (сок)

2.Знает твёрдо с детства Глеб

На столе главней всех (хлеб)

3.Должен есть и стар и млад

Овощной всегда (салат)

4.Ты конфеты не ищи

Ешь с капустой свежей (щи)

5.Знай, корове нелегко

Делать детям (молоко)

6.Нужна она в каши, нужна и в супы,

Десятки есть блюд из различной (крупы)

7.Я расти быстрее стану,

Если буду есть (сметану)

8.Мясо, рыба, крупы, фрукты-

Вместе все они (продукты)

5.Познавательная игра «Заболейка и Здоровейка»

6.Памятка для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе...

семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Разработка семинара-практикума по здоровьесбережению воспитанников дошкольного возраста...

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"

Актуальность проекта   Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...