Статья: "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
статья (подготовительная группа)
Разностороннее развитие детей дошкольного возраста достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.
Значение пальчиковой гимнастики:
1. формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
2. развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
3.оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
4.нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
5.развивает координацию движений рук, тренирует мелкую моторику;
6.совершенствует память, внимание, умение согласовывать движения и речь;
7. тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут.
Предлагаю комплексы гимнастик, которые вы можете разучить со своими детьми.
«Наши уточки с утра…»
Наши уточки с утра – кря-кря-кря!
(все пальчики соединяются с большим пальцем)
Наши гуси у пруда – га-га-га!
(все пальчики соприкасаются с большим пальцем)
Наши курочки в окно – ко-ко-ко! (клювик»)
А как Петя-петушок ранним утром поутру
Нам споёт – ку-ка-ре-ку!
(большой и указательный пальцы соединены - «клювик»)
«Дятел»
Дятел - дятел (помашите кистями, как крыльями)
Сел на сук. Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами рук по столу)
Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными пальчиками)
Тук-тук-тук (затем средними)
Тук-тук-тук (безымянными)
Тук-тук-тук, долбит сук (мизинцами)
«Драчливый гусь»
Есть у нас драчливый гусь
(поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным),
Очень я его боюсь (сжать руки в кулаки и прижать их к груди).
Выгнет шею и гогочет (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку),
Ущипнуть меня он хочет (ритмично соединять все пальцы с большим)
«Семья»
Этот пальчик - дедка (загибать пальчики по порядку)
Этот пальчик - бабка.
Этот пальчик - папенька.
Этот пальчик - маменька.
Этот пальчик - я,
Крепкие, дружные, всем такие нужные
(скрестить пальчики вместе и сжать в кулачок).
«Кошка ниточки мотала…»
- Кошка ниточки мотала (вращять руками, как бы наматывая нить на клубок)
- И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед)
- Сколько стоит? Три рубля. Покупайте у меня!
(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)
«Строим дом»
Туки-туки молотком (стучат кулаками один по другому),
Строю, строю новый дом (ладони располагаются под углом).
Будет он большой, как ель, будут окна, будет дверь
(делают из пальцев «окно» и «дверь»).
Всех в него я поселю: мышку, зайчика, лису (хлопают в ладоши)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом есть нора — надежный дом.
(загибают пальцы на руках по одному пальцу на каждое двустишие).
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.
(поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга).
«Маша варежку надела…»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал
(все пальцы разжать, кроме большого),
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла (разогнуть большой палец):
«Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
(сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
«Зима»
Наши ручки замерзают (кулачки крепко прижать друг к другу),
Поиграем – ка немножко (разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопать в ладоши).
Пальчики, чтоб их согреть (прижать ладони друг к другу, тереть),
Сильно надо растереть (ладонь о ладонь).
Пальчики мы согреваем (круговые движения рук),
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки).
«Доброта»
Если пальчики грустят – доброты они хотят
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясем кистями).
Наши пальцы пожалеем (моем руки)
Добротой своей согреем (дышим на них).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разностороннее развитие детей дошкольного возраста достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.
Значение пальчиковой гимнастики:
1. формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
2. развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
3.оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
4.нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
5.развивает координацию движений рук, тренирует мелкую моторику;
6.совершенствует память, внимание, умение согласовывать движения и речь;
7. тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут.
Предлагаю комплексы гимнастик, которые вы можете разучить со своими детьми.
«Наши уточки с утра…»
Наши уточки с утра – кря-кря-кря!
(все пальчики соединяются с большим пальцем)
Наши гуси у пруда – га-га-га!
(все пальчики соприкасаются с большим пальцем)
Наши курочки в окно – ко-ко-ко! (клювик»)
А как Петя-петушок ранним утром поутру
Нам споёт – ку-ка-ре-ку!
(большой и указательный пальцы соединены - «клювик»)
«Дятел»
Дятел - дятел (помашите кистями, как крыльями)
Сел на сук. Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами рук по столу)
Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными пальчиками)
Тук-тук-тук (затем средними)
Тук-тук-тук (безымянными)
Тук-тук-тук, долбит сук (мизинцами)
«Драчливый гусь»
Есть у нас драчливый гусь
(поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным),
Очень я его боюсь (сжать руки в кулаки и прижать их к груди).
Выгнет шею и гогочет (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку),
Ущипнуть меня он хочет (ритмично соединять все пальцы с большим)
«Семья»
Этот пальчик - дедка (загибать пальчики по порядку)
Этот пальчик - бабка.
Этот пальчик - папенька.
Этот пальчик - маменька.
Этот пальчик - я,
Крепкие, дружные, всем такие нужные
(скрестить пальчики вместе и сжать в кулачок).
«Кошка ниточки мотала…»
- Кошка ниточки мотала (вращять руками, как бы наматывая нить на клубок)
- И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед)
- Сколько стоит? Три рубля. Покупайте у меня!
(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)
«Строим дом»
Туки-туки молотком (стучат кулаками один по другому),
Строю, строю новый дом (ладони располагаются под углом).
Будет он большой, как ель, будут окна, будет дверь
(делают из пальцев «окно» и «дверь»).
Всех в него я поселю: мышку, зайчика, лису (хлопают в ладоши)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом есть нора — надежный дом.
(загибают пальцы на руках по одному пальцу на каждое двустишие).
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.
(поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга).
«Маша варежку надела…»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал
(все пальцы разжать, кроме большого),
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла (разогнуть большой палец):
«Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
(сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
«Зима»
Наши ручки замерзают (кулачки крепко прижать друг к другу),
Поиграем – ка немножко (разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопать в ладоши).
Пальчики, чтоб их согреть (прижать ладони друг к другу, тереть),
Сильно надо растереть (ладонь о ладонь).
Пальчики мы согреваем (круговые движения рук),
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки).
«Доброта»
Если пальчики грустят – доброты они хотят
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясем кистями).
Наши пальцы пожалеем (моем руки)
Добротой своей согреем (дышим на них).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи дошкольников»
Консультация для родителей с примером пальчиковых игр...
"Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
quot;Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников" Автор: воспитатель Филатова Н.Н....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...
Консультация для родителей " Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
Консультация для родителей«Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи дошкольников»Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но п...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...