Картотека Психогимнастики
картотека (младшая группа)
Картотека
Психогимнастики
Картотека №1
Давайте познакомимся
В данной игре педагог может использовать различные варианты. Дети собираются в круг и по кругу передают друг другу:
-цветок,
-мячик,
-волшебную палочку
-«ласковый» клубочек
Дети по кругу передают «ласковый» клубочек (клубок мягкой пряжи или шелковых ниток) тому, кто им нравится, при этом называют свое ласковое имя, полученное от мамы дома.
- Меня зовут…
-Когда я вырасту, меня будут звать…
-Я люблю, когда меня называют…
Клубочек может передаваться в любом направлении, но конец клубка не отпускается. В конце игры паутина клубка разрезается на маленькие ниточки и каждая ниточка-это ласковое имя друга по кругу. Каждый должен запомнить имя и сохранить ласковую ниточку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_psihogimnastiki_dlya_mladshei_gruppy.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Психогимнастики
В младшей группе
Картотека №1 Давайте познакомимся В данной игре педагог может использовать различные варианты. Дети собираются в круг и по кругу передают друг другу: -цветок, -мячик, -волшебную палочку -«ласковый» клубочек Дети по кругу передают «ласковый» клубочек (клубок мягкой пряжи или шелковых ниток) тому, кто им нравится, при этом называют свое ласковое имя, полученное от мамы дома. - Меня зовут… -Когда я вырасту, меня будут звать… -Я люблю, когда меня называют… Клубочек может передаваться в любом направлении, но конец клубка не отпускается. В конце игры паутина клубка разрезается на маленькие ниточки и каждая ниточка-это ласковое имя друга по кругу. Каждый должен запомнить имя и сохранить ласковую ниточку. |
Картотека № 2 «Осенние листочки» Представьте себе, что все вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод. Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются. Все вы разные по форме. Все вы росли на разных деревьях (рябина, береза, ива, дуб, клен, тополь, ольха, каштан). Все вы разных цветов и оттенков. |
Картотека №3 Шалтай - Болтай Педагог читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый ребенок повторяет движение за взрослым. Шалтай -Болтай Сидел на стене. Шалтай -Болтай Свалился во сне. С.Я.Маршак Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз. |
Картотека № 4 Танцующие руки Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. |
Картотека №5 Назови себя Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему. Картотека № 6 Пирамида любви Цель: Воспитывать уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.
Дети сидят по кругу. Воспитатель говорит детям: «Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших рук.» Дети встают и ложа свою руку на руку предыдущего ребёнка говорят: «Я люблю море», «Я люблю маму», «Я люблю цветы» и т.д. Воспитатель подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы. |
Картотека № 7 Прочитай письмо Разыгрывается следующая ситуация: почтальон приносит письма, но не обычные, зашифрованные. В каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния и их надо расшифровать. Подгруппе детей вручается по письму, дети обсуждают и рассказывают, что они «прочитали» в своём письме.
|
Картотека № 8 Корабль и ветер Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза |
Картотека № 9 «Волшебный стул» Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. Картотека №10 Чашечки А сейчас, ребята я дотронусь до вас волшебной палочкой и произнесу волшебные слова. Закройте глазки. Послушайте в кого я вас превращу: Вы сегодня не детишки, Не девчонки, не мальчишки. Я сегодня вас, милашки, Превращу наверно в чашки. Вот вы и превратились в чашечки. Изобразите чашечки (встали, спинки расправили, ручка на поясе). Вот какие красивые чашечки получились! Но у каждой чашечки свое настроение. Вы сейчас каждый посмотрите на свою чашечку, и попробуете что -то сказать от еѐ имени, передав еѐ настроение. А мы попробуем угадать, какое настроение у вашей чашечки. Дети берут по чашечке и произносят короткие фразы, например: Ах, какая я красивая! (радостная) Ой, какая я грязная. (печальная) Почему меня до сих пор не помыли? (сердитая) и т.д |
Картотека №11 Котята Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова: На ковре котята спят. Мур - мур. Просыпаться не хотят. Мур – мур. Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют) Лапки вытянули. Мур – мур. Потянулись и проснулись. |
Картотека №12 Поссорились два петушка Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становится на одну ногу и, пока звучит музыка, подпрыгивая, пытается ударить друг друга плечами, делая резкие движения вперед. |
Картотека №13 Зайки и слоны Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. |
Картотека №14 Игра с пчелкой Цель: на напряжение и расслабление мышц ног Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась. Игру повторить 2-3 раз Картотека №15 «Подснежник» Пластический этюд Цель: Учить детей перевоплощаться под музыку , при помощи пластики и жестов передавать положительные эмоции Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрытые, улыбка, мышцы лица расслаблены. |
Картотека №16 Волшебные превращения Воспитатель говорит: Вокруг себя повернитесь, в котят (гусят и тому подобное) обернитесь! Изобразите ласковое котенка, который просит молочка у хозяйки. Покажите утят, которые идут к пруду. Изобразите сердитого козленка, трясет головой. Покажите гордого петуха, который машет крылышками и поет свою песню и т.п. |
Картотека №17 Монетка на мороженое Мама дала девочке монетку на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как монетка выскочила у нее из кармана. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кармашек, а денег там уже нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежку?» - думает девочка. Монетку нашел мальчик. Он тоже решил на эти деньги купить мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «ты не видел денежку? Мама дала мне монетку, а я ее потеряла». – вот она», - ответил мальчик и протянул девочке пропажу. «Ты честный», - сказала девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком. |
Картотека №18 «Зимняя прогулка Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состояний Ведущий: Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пришли гулять. (Маршируем по кругу) Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (По парам едут «На саночках») А ещё в снегу валялись. (падают на ковер) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку. «Веснянка» |
Картотека № 19 Зайки и слоны Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайкамитрусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему |
Картотека №20 Позови ласково Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. |
Картотека № 21 Имитация действий |
Картотека №22 Грузовик Жил-был на свете грузовичок. Он был очень красивым и состоял из разных частей (дети выполняют соответствующие движения): Капот – руки вперед Кузов – руки назад Кабина – крыша над головой Двери – руки согнуты в локтях Мотор – вращать кулачками Фары – сжимать и разжимать кулачки Руль – крутить перед собой Кресло – присесть, руки на колени Педаль – поднимать и опускать правую стопу Колеса – «рисовать» круг указательным пальцем |
Картотека №23 Штанга 1 Цель: Расслабить мышцы спины. Сейчас мы с вами будем спортсменамитяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз» Картотека №24 Штанга 2 Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз. |
Картотека № 25 Семья Выражение эмоционального и психофизического состояния Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек. Изобразите состояние тоски и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного. Образные перевоплощения Изобразите, как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж. Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат выполняют домашние дела. Картотека №26 Пылесос и пылинки |
Картотека №27 Заводные игрушки» Картотека №28 Кошка и мышки |
Картотека № 29 Веснянка Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов. (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) Солнышко, солнышко (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками) Золотое донышко! (2 раза прыжки на двух ногах) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! (Бег на месте) Побежал в саду ручей, (Взмахи руками, как крыльями) Прилетело сто грачей, (медленно приседаем) И сугробы тают, тают, (Ладошки разводим в стороны в форме цветка) И цветочки вырастают. |
Картотека № 30 Кукушонок кланяется Кукушка кукушонку Купила капюшон. Кукушкин кукушонок В капюшоне смешон. Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребёнок наклоняет корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус. |
Картотека № 31 Игра с муравьем (На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носики в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают. Повторить 2-3 раза. Картотека № 32 Цветочек Этюд – релаксация Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела. Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам. Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно! |
Картотека № 33 Солнечный зайчик Игра – релаксация Цель: Снятие напряжения мышц лица. Ведущий: Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка) Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! |
Картотека № 34 Разведчики» |
Картотека № 35 Тёплый дождик Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения. Воспитатель рассказывает детям: Дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз. |
Картотека № 36 Дудочка Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами. |
Картотека № 37 Летний вечер Игра-драматизация Цель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения. (Действие выполняется под музыку) В кресле усталый хозяин молчит. Кот у него на коленях урчит. Старая Джекки в зеленом домишке. Кость разгрызает и лает на мышку. Тихо коровы лежат на лугу, Дремлет пастух, приютившись в стогу. Землю покрыла вечерняя тень. Вот пролетел и еще один день! |