"Рекомендации по закаливанию детей в ДОУ,в летний период."
консультация
Закаливание прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья важно вообще, а для дошкольников - тем более из-за функциональной незрелости их органов и систем. Ведь именно в этот период подверженность детей заболеваниям ниже, а значит, не придется прерывать закаливающие процедуры из-за того, что малыш болен.
Цель закаливания – повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным факторам окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_zakalivaniyu_detey_v_dou_v_letniy_period.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание в летний период
Противопоказания для закаливания в летний период не должно быть. Исключение составляют лишь дети с острыми заболеваниями. Детям после острых неосложненных заболеваний (ОРВИ, грипп, ангина) и часто болеющим рекомендуется облучение только отраженными и рассеянными солнечными лучами.
Воздух — самый доступный закаливающий фактор. Правильный воздушный режим в помещении должен соблюдаться путем регулярных проветриваний. Наиболее эффективно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. В присутствии детей рекомендуется аэрация помещений за счет одностороннего открытия окон. При солнечной погоде, несильном ветре и температуре наружного воздуха выше 18° С следует держать постоянно открытыми все окна, при температуре ниже 18° С или сильном ветре— один оконный проем, при температуре ниже 16° С и дождливой погоде — все фрамуги.
Температура воздуха в помещении должна быть 18—21° для детей старшего дошкольного возраста и 19—22° для младших дошкольников, что обеспечивает состояние теплового комфорта. При этих температурах одежда детей должна состоять из двух слоев (хлопчатобумажное белье и легкое хлопчатобумажное платье), носков и босоножек на ногах. При температуре воз духа в помещении ниже 18° С для старших дошкольников и ниже 19 С для младших дошкольников одежда заменяется на более теплую (байковую или .полушерстяную), носки — на гольфы. При 15—16° С дополнительно надевается трикотажная шерстяная кофта и вместо гольф колготки. При температуре воздуха в помещении выше 22° С детей оставляют в трусах и майках.
Одежда для прогулки должна изменяться в зависимости от погодных условий (см. таблицу), времени дня, вида деятельности и индивидуальных особенностей ребенка. Первые 2—3 нед (период адаптации) в загородных условиях детей следует одевать теплее. По мере привыкания
к этим условиям для закрепления и поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур детей одевают в более легкую одежду.
Световоздушная ванна является одной из специальных закаливающих процедур. Наибольший эффект она оказывает, если проводится на открытом воздухе. Различают местные и общие воздушные ванны. Световоздушная ванна должна проводиться ежедневно, при неустойчивой погоде и перепадах температуры наружного воздуха ее продолжительность может сокращаться. Возможна замена общей ванны на местную. В дождливые дни и при тем пературе воздуха ниже 18° С воздушные ванны проводятся в помещении.
Воздушные местные ванны принимаются в процессе утренней гимнастики, физкультурных занятий, при переодевании до и после сна.
Общие световоздушные ванны на открытом воздухе начинают с 5 мин в кружевной тени деревьев при температуре воздуха 19—20° С для старших и 20—21° С для младших дошкольников, доводя до 30—40 мин. При температуре воздуха выше 22° С дети принимают воздушные ванны в течение всей прогулки.
В солнечную погоду дети находятся на солнце сначала 5 —6 мин один раз в день, а после появления загара — 3—4 раза по 10—15 мин. Во время воздушной ванны дети одеты в трусы, босоножки с носками, на голове — панамки.
При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети мо гут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что оказывает существенный закаливающий эффект и является профилактикой плоскостопия.
Для хождения босиком на каждой прогулочной площадке следует оборудовать специальную дорожку. Она состоит из 5—8 ящиков размером 50x30 см. Ящики заглублены на 8 —10 см в грунт вплотную друг к другу. Их заполняют различным материалом (песок, мелкая галька, керамзит). Чтобы повысить эффект закаливания дорожка в теплые дни (температура воздуха
22° и выше) поливается водой, для чего рядом с ней устраивают фонтанчики.
Использовать воду с целью закаливания следует в сочетании с гигиеническими процедурами (умывание, мытье ног, купание, обливание). В летний период дети умываются холодной водой из- под крана. При этом постепенно расширяется площадь воздействия: первые 2—3 нед моют лицо, кисти рук, следующие 2 нед — лицо, кисти рук, шею, предплечье, еще через неделю — лицо, шею, грудь, кисти рук, предплечье и т. д. Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать игры с водой, игры в бассейнах, фонтанчиках.
Для проведения специальных водных закаливающих мероприятий ис пользуют маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 штуки), ковш объемом 1 л для местных обливаний, кувшин или лейки объемом 2—2,5 л для общих обливаний, деревянные мостки, индивидуальные маркированные полотенца.
Если дети ранее получали закаливающие процедуры, то в летний период проводят общие водные процедуры. Следует помнить, что некоторые нуждаются в более слабых закаливающих воздействиях
- местных обливаниях с постепенным переводом их на общие. Обливание может проводиться на открытом воздухе на отгороженном от ветра участке при температуре воздуха не ниже 20°С, а при более низкой температуре воздуха — в помещении. Водные процедуры проводятся, как правило, после прогулки детей.
Обливание ног можно проводить двумя способами. При первом способе постепенно снижают
температуру (воды с 28—30 до 18°С для детей младшего и до 16°С для детей старшего дошкольного возраста (каждые 1— 2 дня на 1°). При втором способе ноги обливают водой сначала прохладной (18°
- для младшего и 16° — для старшего дошкольного возраста), потом теплой (36—35° С), а затем опять прохладной и т. д. В холодное дождливое время можно проводить более щадящее контрастное обливание (теплая — прохладная — теплая).
Общее обливание начинают водой температурой 35—40° С, постепенно снижая ее до 24—26° С для младших и 24° С для старших дошкольников.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
- Воздушные ванны
- Световоздушные и солнечные ванны
- Водные процедуры
- Босохождение
- Повышение резистентности организма:
- включение в рацион питания свежих овощей, фруктов, соков
- обеспечение питьевого режима в течение всего дня
Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм ребенка по сравнению с водными процедурами. Тем не менее проведение данной процедуры требует специального контроля, поскольку при неправильном ее использовании дети могут исчерпать свои адаптивные возможности к изменению температуры и переохладиться.
При проведении воздушной ванны необходимо постепенно обнажать тело ребенка: вначале руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.
Наиболее рационально закаливать детей воздушными ваннами, сочетая их с различными видами движений, которые проводятся на утренней гимнастике, на дневной и вечерней прогулке.
В дождливые дни и при температуре воздуха на улице ниже 18 градусов, воздушные ванны проводятся в помещении при соблюдении теплового режима.
Температура воздуха в помещении:
- старший дошкольный возраст (5-7 лет) – 18-21 градус
- младший дошкольный возраст (3-5 лет) – 19-22 градуса
При солнечной погоде, несильном ветре и температуре наружного воздуха выше 18 градусов следует держать все окна постоянно открытыми.
При температуре ниже 18 градусов, наличии сильного ветра – открыт один оконный проем.
При температуре ниже 16 градусов и дождливой погоде – должны быть постоянно открыты все фрамуги.
Эффективность воздушных ванн обеспечивается за счет длительного пребывания детей на свежем воздухе и соответствием одежды тепловому режиму в помещении и во время прогулки.
Методика проведения световоздушных и солнечных ванн разработана Г.Н.Сперанским и Е.Д. Заблудовской и подробно представлена в схеме.
Водные процедуры являются эффективным средством для увеличения адаптационных возможностей развивающегося организма ребенка дошкольного возраста. Использовать воду с целью закаливания нужно в сочетании с гигиеническими процедурами при умывании, мытье ног и т.п. Проведению водных процедур должны предшествовать воздушные ванны.
В летний период водные процедуры проводятся в зависимости от наличия имеющихся условий и индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка. Самыми доступными являются такие, как обширное умывание, мытье ног прохладной водой, игры с водой.
Перечень противопоказаний при проведении закаливающих мероприятий в ДОУ
- Негативное отношение и страх ребенка.
- Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей.
- Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.
- Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.
- Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течение последнего месяца.
- Высокая температура.
- Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.
Солнечные ванны.
Закаливание солнечными лучами в детском возрасте должно быть несколько ограничено. Детям нельзя принимать солнечные ванны в таком объеме, как взрослым. Солнечные ванны дети принимают во время прогулки, спокойной игры. Лишь после появления загара на теле ребенка его пребывание на солнце можно увеличить до 10 мин., а вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 мин. Надо учитывать настроение, самочувствие ребенка, аппетит, сон. Для детей от 3 до 7 лет применение солнечных ванн (на все стороны тела) в течение дня рекомендуется в пределах 4-5 мин. в среднем за один раз.
Методика проведения солнечных ванн:
- Солнечные ванны проводит воспитатель.
- Принимать солнечные ванны можно не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя принимать их натощак.
- При приеме солнечных ванн рекомендуется двигаться: ходьба, игры с мячом и т.п. Неверно распространенное мнение, что солнечная ванна должна приниматься лежа.
- Во время солнечной ванны следует защищать голову от прямых солнечных лучей.
. Наличие головного убора (шапочка с козырьком, х/б панама) обязательно!
- Наиболее благоприятным для принятия солнечных ванн считается время до 10-11 часов утра.
- При приеме солнечных ванн необходим контроль. Резкое покраснение кожи, обильное потоотделение - сигналы, что организм не справляется с нагрузкой. Нужно немедленно перейти в тень.
- По окончании солнечных ванн рекомендуется отдых в тени.
Перед тем как приступить к приему солнечных ванн, следует в течение 2-3 дней принимать свето-воздушные ванны, т.е. находиться в обнаженном виде в тени, не подвергая тело воздействию прямых солнечных лучей.*
Воздушные ванны.
Хорошо действуют на детей дошкольного возраста воздушные ванны, при которых дети находятся в обнаженном виде в тени, не подвергая тело воздействию прямых солнечных лучей. Несмотря на то, что воздушные ванны оказывают достаточно мягкое воздействие, их применение также требует соблюдения определенных правил.
Методика проведения:
- Применять их можно не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.
- Для приема воздушных ванн оптимальным считается время от 8 до 18 часов.
- Рекомендуется их сочетать с умеренной мышечной активностью - ходьбой, легкими физическими упражнениями и т.п.
- Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра.
- Во время воздушной ванны необходим контроль за самочувствием. При теплых воздушных ваннах сигналом их неблагоприятного влияния являются: обильное потоотделение, резкое покраснение кожи; при прохладных и холодных - озноб, холодная дрожь, «гусиная кожа». В обоих случаях надо тотчас же прекратить процедуру и продолжительность последующих ванн несколько сократить.
Воздушную ванну рекомендуется сочетать с утренней гигиенической гимнастикой и умыванием. Врачи и гигиенисты предлагают несколько способов дозирования воздушных ванн, когда они выполняются как самостоятельная процедура.
При температуре воздуха 22-24
.С продолжительность первой ванны 3 мин., а
каждой последующей на 3 мин., больше. Например, пятая ванна займет 15 мин.
При температуре воздуха 19-21
С продолжительность первой воздушной I ванны 2
мин. и каждая последующая увеличивается на 2 мин. Значит, для четвертой ванны отведено 8 мин.
При температуре воздуха 16-18
С длительность первой воздушной ванны
составляет 1 мин., каждая последующая увеличивается на 1 мин.*
Водные процедуры.
Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание) оказывает положительное действие на обмен веществ, нервную систему, жизнедеятельность всего детского организма. В отличие от закаливания солнцем и воздухом формы применения воды для закаливания чрезвычайно разнообразны.
Умывание - самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30-32 ОС), постепенно снижая темпера туру до комнатной, а затем использовать воду из- под крана.
Обтuранuе - наиболее мягко действующая водная процедура. Выполняется следующим образом: смоченной рукавичкой или концом полотенца обтирают руки, шею, ноги, сразу вытирая насухо до легкого покраснения. Темпера тура воды для влажных обтираний детей должна быть в следующих пределах: в 3 года - начальная 34-
33
С, а предельная30-28
С; в 4-5 лет - соответственно33-32
С и 26-24
С; в 6-7 лет
- 30-32 С и 22-18 С.
Облuванuе - более сильная закаливающая процедура, которую желательно проводить
после нескольких процедур обтирания. Первоначально температура должна быть 32-
34 С, через каждые три дня ее снижают на 1 градус. Можно довести ее до 23-20 С
для детей младшего дошкольного возраста и до 18
С – для 6-7 -летних.*
Дети младшего и старшего дошкольного возраста моют лицо, шею, кисти рук до локтей.
Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет
Температура воздуха в помещении, где находится ребенок,18-20 С.
- Воздушная ванна -10-15 мин. Ребенок двигается, бегает, одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (5- 7 мин.) отводится на гимнастические упражнения.
- Умывание водой, температура которой с + 28С снижается к концу закаливания
летом до + 18
С. Дети моют лицо, шею, руки до локтя. Исходная температура для
детей старше 3 лет тоже +28С, а минимальная летом +16 С.
- Дневной сон в хорошо проветренной комнате при температуре 16-15 С
- В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 мин. два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе в тени неограниченно.
- обливание ног после прогулки с постепенным снижением (каждые 5-7 дней на 1 градус) температуры воды с +28С до +18 С, детям старше 3лет – до +16 С.
Мытьё ног тёплой водой.
Проводится ежедневно после прогулки в умывальной комнате, под руководством воспитателя и совместно с помощником воспитателя.
Методика проведения:
Ноги нужно мыть проточной водой комнатной температуры (примерная температура воды от +22 до +28 градусов) с мылом на деревянной решётке с помощью душа.
Вытираются ноги насухо только индивидуальным полотенцем или одноразовым бумажным полотенцем.
Сушатся и хранятся полотенца в умывальной комнате.
Босохождение по массажным дорожкам.
Проводится под контролем воспитателя ежедневно после дневного сна.
Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с резиновыми шипами и т.д.). Дети занимаются босиком, в трусиках и майках (или без маек).
Методика проведения:
Дети идут босиком по массажным дорожкам друг за другом сначала в быстром темпе (2-2,5 мин), потом в среднем темпе (1,5-2 мин) и переходят на спокойную ходьбу (1,5-2,5 мин) с дыхательными упражнениями.
Допускается проводить при открытых фрамугах в течении 5-7 мин
Игры с водой.
Игры с водой проводятся на прогулке, при установившейся тёплой погоде (температура воздуха +22 градуса и выше).
Время процедур – от 10 мин. и больше.
Методика проведения:
Игры с водой проводятся в плескательных бассейнах или тазиках. Примерный перечень для игр-экспериментов:
Нырки: мячики, шарики, резиновые игрушки.
Ёмкости для переливания воды разной формы и величины. Воронки, фильтры из бумаги, сетки, марли.
Лейки (с ситечком, с дудочками разной толщины). Губки поролоновые разного цвета, размера, формы. Соломинки разного диаметра и длины.
Предметы разной тяжести.
Предметы из разного материала (дерево, железо, пластмасса).
2. Поделки из бумаги, природного материала (кораблики, кора, скорлупа…)
Питьевой режим.
Питьевой режим обеспечивается в течение всего дня, по желанию детей.
Замену питьевой воды в чайнике производить каждые 3 часа.
Методика проведения:
На прогулку посуду для питья выносят на подносе.
Одноразовая посуда для питья выносится в полиэтиленовом пакете с маркировкой «Чистая посуда». Для использованной посуды – с маркировкой
«Грязная посуда».
Количество чашек должно быть больше количества детей. Кипячёная вода в чайнике должна быть заранее охлаждена.
Можно использовать бутилированную минеральную, ключевую или питьевую воду промышленного изготовления. Необходимо иметь сертификат качества от завода-изготовителя или торговой фирмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание детей дошкольного возраста в летний период.
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать высокий уровень здоровья вполне возможно. (Н.М. Амосов)...
Закаливание детей дошкольного возраста в летний период.
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы онсовсем не болел, то, во всяком случае,поддерживать у него высокий уровень здоровьявполне возможно.Н. М. Амосов...
Статья "Закаливание детей дошкольного возраста в летний период".
Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство - время и...
Консультация для воспитателей "Закаливание детей дошкольного возраста в летний период"
Консультация содержит материал о разных видах закаливания в летний период....
Консультация для родителей на тему: Закаливание детей в ДОУ в летний период.
В материале кратко и доступным языком описано значение и виды закаливающих процедур, используемых в ДОУ в летний период....
02.06.2020 Консультация для педагогов "Закаливание детей в ДОО в летний период"
Лето — это самое подходящее время для закаливания детского организма. Однако, для того, чтобы все усилия не оказались тщетны и ребенок не оказался в постели с простудным заболеванием, следует зн...
Консультация «Закаливание детей дошкольного возраста в летний период в ДОУ»
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний. Некоторые дошкольные учреждения с физическим уклоном делают упор именно на закаливании ...