консультация для воспитателей "Музыкальная терапия, как метод здоровьесберегающих технологий"
консультация
Данная консультация будет удобным и интересным методическим пособием о том как, можно использовать музыкальную терапию в режимных моментах детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_konsultatsiya_chistovik_posledniy.odt | 33.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слайд №1
МОБУ «Бугровская СОШ «Бугровский ЦО №2»
дошкольное отделение
Консультация:
«Музыкальная терапия,
как метод здоровьесберегающих технологий»
Музыкальный руководитель
Шалаева Оксана Валерьевна
п. Бугры
2023г
Слайд №2
Музыкальная терапия, как метод здоровьесберегающих технологий
1. Немного из истории музыкальной терапии
О терапевтическом влиянии музыки люди стали задумываться много столетий назад и среди них были древнекитайские целители, они использовали теорию музыки, ориентируясь на пятиступенный звукоряд, который отождествлял каждую ноту с одним из пяти элементов, а они соответствовали пяти внутренним органам (сердце, печень, лёгкие, селезёнка, почки). В греции известные философы, как Пифагор, Платон, Аристотель и великий целитель Авицена, считали, что музыка уравновешивает внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека, позднее упоминания о музыкальной терапии связано с именем французского основоположника научной психиатрии Доминика Эскироля, в наше время один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбел утверждал, что музыка является первобытным и исходным языком человечества, это доказывает научно-исторические свидетельства, в которых видно, что, танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь.
Японский исследователь Масау Эмото в своей книге «Послание воды» доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды. Он заметил, что самые красивые, гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на неё обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков, разъярённых воинов - масаев, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, скукоженный вид, словно хрупкую безупречную тончайшую форму грубо смяли в кулаке. Почему речь зашла о воде? Всё просто, ведь клетки человеческого организма, как известно на 60-80% состоят из молекул воды.
Слайд №3
- Музыкальная терапия, как метод здоровьесберегающих технологий
Музыкальная терапия-это особый вид музыкальной деятельности, направленный на профилактику, оздоровления средствами музыкального искусства.
Слайд №4
Как говорил Владимир Михайлович Бехтерев: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка целитель здоровья». И действительно, музыка влияет на физиологию организма: доставляя удовольствие, она влияет на сердечно-сосудистую систему (замедляя пульс, понижается давление, расширяются сосуды); если музыка неприятная, то артериальное давление повышается и учащается сердцебиение.
Ритмичная музыка вызывает желание танцевать, красивая музыка пробуждает роскошные внутренние зрительные ассоциации, драматичная музыка вызывает сильные эмоции.
Поэтому музыкотерапия является одним из методов здоровьесберегающих технологий и применяется в дошкольных учреждениях, так как оказывает оздоровительное воздействие на ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед ДО, обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
А это требует внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.
Музыкотерапия-это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (аудиозаписи, игра на музыкальных инструментах, пение и т.д.), которая даёт возможность активизировать ребёнка преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Слайд №5
Цель: Сохранение психического здоровья детей путём создания комфортных условий для творческого самовыражения и эмоционального развития личности. Являясь одним из доступных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДО, музыкотерапия, помогает решить, ряд задач образовательно-воспитательного процесса.
Задачи:
- Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
- Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
- Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
- Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
- Информирование педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в воспитательно-образовательном процессе.
Слайд №6
- Включение музыкальной терапии в режимные моменты
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно -развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической музыке и к произведениям, композиторов, которые писали непосредственно для детей, к ним относятся песни из мультипликационных фильмов и детского кино.
В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей. От 1 до 5 минут в младшем и среднем возрасте и до 7-10 минут в старшем.
Слайд №7
Виды использования музыки в режимных моментах
1.Музыка для встречи детей
На утреннем приёме детей встречает приветливый воспитатель, который предусмотрительно включает солнечную, мажорную музыку, классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач в ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом-детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Рекомендуемые произведения:
- Русские народные произведения, в обработке народного оркестра («Барыня», «Комаринская», «Калинка»)
- В. А. Моцарт «Турецкое рондо»
- Д. Кабалевский «Клоуны»
- А. Вивальди «Времена года» («Апрель»)
- И. С. Бах «Шутка»
Слайд №8
- Музыка для зарядки
Музыка при выполнении зарядки в детском саду может исполнятся в живую под аккомпанемент музыкального руководителя, либо включаться на музыкальном центре с хорошим звучанием, при этом она выполняет ряд функций: сигнал к началу и завершению упражнений. Мелодия помогает детям ориентироваться, когда начинать движение, а когда пора остановиться. Младшим дошкольникам бывает сложно сориентироваться по словесной команде воспитателя, поэтому все движения с воспитанниками 2-4 лет выполняются под музыку.
Определение темпа элементов зарядки, маршировки, бега, прыжков, наклонов, поворотов, махов. Группа должна синхронно выполнять движения, ориентироваться, на ритм музыки детям доступнее, чем на движения одногруппников. Медленная мелодия подразумевает плавные движения, быстрая-ритмичные действия. Также можно проводить зарядки с использованием интерактивных технологий.
Слайд №9
Рекомендуемые произведения:
Е. Парлов «Марш» -ходьба
Латвийская народная мелодия - бег
Русская народная песня «По малину в сад пойдём» - упражнения, которые выполняются на два и четыре.
Д. Кабалевский «Клоуны»-повороты, махи, наклоны.
И. Штраус «Полька-Анна»-прыжки
Слайд №10 (видео)
- Музыка для дневного сна
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребёнка является применение, музыкальных произведений, в периоды засыпания -это эффективная организация быстрого засыпания.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благоприятным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Рекомендуемые произведения:
Т. Альбинони «Адажио»
И. С. Бах «Ария» из сюиты №3
К. Глюк «Мелодия»
К. Дебюсси «Лунный свет»
Различные колыбельные со звуками природы
Слайд №11
- Музыка для пробуждения после дневного сна
Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, лёгкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной, примерно в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойней переходить из состояния полного покоя, к активной деятельности.
Рекомендуемые произведения:
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
А. Дворжак «Славянский танец».
С. Рахманинов «Итальянская полька»
К. Сенс-Санс «Аквариум»
Слайд №12
- Музыка, располагающая детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка) можно использовать спокойную лирическую музыку. В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, поэтому на таких занятиях во время практической части рекомендуется включать музыкальное сопровождение.
Для развития художественного восприятия старших дошкольников педагогам необходимо помнить о жанровом и стилистическом соответствии произведений изобразительного и музыкального искусства. Так, например, в процессе изображения предметов народных промыслов можно использовать фрагменты произведений русского народного музыкального творчества (народные песни, инструментальные пьесы в исполнении оркестра русских народных инструментов). В процессе работы над изображением природных явлений можно использовать произведения в зависимости от темы занятия (о природе вообще, о русской природе). Важно в работе с детьми использовать разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, обладающую художественными достоинствами. Своим языком музыка может нарисовать картину природы, повторить в звуке пение птиц, раскат грома, шум дождя, передать движение поезда, бег коня, полёт птиц. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать, т. к. окружающий мир полон загадок, и детям надо помочь не только смотреть внимательно, но и слушать.
Слайд №13 (видео)
Рекомендуемые произведения:
Музыкальные композиции (оркестра Поля Мориа)
Сенс-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
П. Чайковский «Апрель»
«Как у наших у ворот» - русская народная песня в исполнении оркестра народных инструментов.
«Ах, вы сени» - в исполнении оркестра народных инструментов.
Слайд №14
- Музыка для свободной деятельности детей
В данном случае музыка выполняет роль фона, создаёт позитивный настрой.
Рекомендуемые произведения:
Детские песни из кино и мультипликационных фильмов 1. «Антошка» слова Ю. Энтин, музыка В. Шаинский, музыка из к/ф «Буратино» сл. Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова, музыка из к/ф «Незнайка с нашего двора» слова Ю. Энтина, музыка М. Минькова.
Заключение: Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это считается одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, приём пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Слайд №15
- Работа с родителями по применению музыкальной терапии.
В работе с родителями, важно поделиться, что очень важно использовать музыкальную терапию дома и на прогулках, а также в их совместной деятельности с детьми.
Рекомендации для родителей
- Предлагаем родителям использовать только музыку, которая используется в детском саду во время режимных моментов и свободной деятельности.
- Если ребёнку не нравится, то или иное произведение, не настаивать на его прослушивании.
- Не пытаться заменить классической музыкой остальные жанры, иначе в дальнейшем она может вызвать отторжение. Направляйте ребёнка, но не ставьте жёсткие рамки.
- Под классическую музыку можно заниматься с пользой: рисовать композиции, показывать услышанное, имитировать звуки, танцевать. Либо просто включать фоном.
- Ярко иллюстрированные книги о музыке хорошо подойдут для семейного чтения.
- Пойте с детьми на прогулке знакомые песни, также можно пропевать детские считалочки, потешки, стихи при этом простукивая, прохлопывая и протопывая их ритм.
Слайд №16
- Музыкальная терапия в ДОУ
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Слайд №17
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здороьесберегающих технологий:
- Слушание
- Вокалотерапия
- Дыхательная гимнастика
- Игра на детских музыкальных инструментах
- Сказкатерапия
- Релаксация
- Логоритмика
- музыкально-двигательные игры
- ритмопластика
- музыкально-адаптивные упражнения для малышей
- Слушание музыкальных произведений - улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
- Вокалотерапия - во время исполнения песни происходит мягкий массаж горла, голосовых складок, лёгких, бронхов, диафрагмы, что безусловно тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. А звук, поглощаемый другими органами, стимулирует их работу.
- Дыхательная гимнастика-развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшение кровообращения в лёгких, улучшение сердечно-сосудистой системы за счёт насыщения организма кислородом, повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
- Игра на детских музыкальных инструментах-направлена на формирование оптимистических настроений, с помощью игры на музыкальных инструментах, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
- Сказкатерапия — сказки воспитывают в ребёнке хорошие человеческие качества, переживая эмоции героев, ребёнок учится различать эмоции и чувства. В дальнейшем это пригодится ему во взрослой жизни. Малыш учится понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. В сказках музыка может сопровождать действие в качестве фона, придавая то или иной характер в зависимости от действия, также может характеризовать каждого героя по отдельности. В синтезе с музыкой сказка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, помогает ярче представить сказочные персонажи.
- Релаксация - это способ расслабления, снятия напряжения, снятия замкнутости, усталости во время занятия. Также релаксация создаёт положительный эмоциональный фон, развивает пластику, навыки концентрации внимания, координации движений.
- Логоритмика — практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Необходимым условием в выработке двигательных слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.
- Музыкально-двигательные игры — учат детей слушать музыку и действовать по музыкальному сигналу, выполнять действия в соответствии с музыкой, развивают внимание и умение ориентироваться в пространстве, развивают ловкость и быстроту движений. Поскольку двигательные игры нравятся детям, они соответственно формируют положительный эмоциональный фон.
- Ритмопластика — это раскрепощение ребёнка в психологическом плане, развитие выносливости и силы, формирование правильной осанки, чувства ритма и умения слышать музыкальный материал, улучшение координации движений.
7. Практическая часть
Техники применения музыкальной терапии, как здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию в моей практике.
Слайд №18 и 19 (видео)
Слушание (6-7 лет)
Музыкальное произведение: П. И. Чайковский «Подснежник»
Цель: воспитывать способность активного и осознанного восприятия музыки
Задачи:
- развивать творческое воображение и ассоциативную фантазию.
- развивать умение анализировать музыкальное произведение.
- Определять средства музыкальной выразительности (динамика, тембр, темп, ритм.
Ход: Перед прослушиванием произведения, я рассказываю дети немного о создании музыкального произведения П.И. Чайковским, что хотел изобразить он в этой музыке, будто рисую детям сюжет для их воображения, затем мы слушаем музыкальное произведение полностью. После прослушивания я провожу беседу с детьми о средствах выразительности музыки, о том какое настроение создаёт данное произведение.
Слайд №20
Вокалотерапия
Песня «Есть у Катеньки дружок», музыка и слова Т.В. Бокач
Цель: 1. формирование позитивного эмоционального фона. 2.Вибрационный массаж внутренних органов. 3. Приучение организма к диафрагмальному типу дыхания.
Дети с большим удовольствием исполняют любимую песню, инсценируя в ней всех маленьких друзей девочки Кати. Песня поднимает настроение, формирует положительный фон, настраивает на позитив. Также данная песня интересна детям, из-за пропевания в ней голосов животных по слогам. (Ква-ква, тяв-тяв, Ку-ка-ре-ку)
Слайд №21 (видео)
Дыхательная гимнастика
«Я на дудочке играю»-дыхательная гимнастика. (4-7 лет)
Цель: профилактика и укрепление здоровья
Задачи: укрепить дыхательный аппарат, насытить организм кислородом, препятствовать-бронхолёгочным заболеваниям, развивать фантазию.
Детям предлагается послушать мелодию, исполненную на дудочке, можно использовать запись, но поскольку я являюсь флейтистом по первому образованию, я играю им сама на блокфлейте. Я спрашиваю детей, понравилось ли им, хотят ли они тоже поиграть на дудочке? Когда дети ответят, я говорю им о том, что дудочка всего одна, а ребят много, но это не беда, мы сейчас все вместе представим, что каждый из нас держит в руках воображаемую дудочку и на ней играет. Но чтобы хорошо играть на дудочке, нужно правильно дышать, для этого мы сделаем дыхательную гимнастику. Представляем, что мы берём дудочку в руки, делаем быстрый вдох, и продолжительный медленный выдох. После того, как дети потренируются делать это упражнение несколько раз. Я предлагаю и послушать, как звучит наш оркестр из дудочек, и мы выполняем это упражнение последний раз в сопровождении музыки исполненной духовым оркестром.
Слайд №22 (видео)
Игра на детских музыкальных инструментах
Дети исполняют пьесу «Шествие игрушек».
Цель: дать возможность детям выразить свой внутренний мир через творчество, развивать воображение.
Задачи:
1. учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
2. Формировать благоприятный эмоциональный фон при помощи игры на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
Дети берут три вида инструментов, звучанием которых они будут изображать игрушки, при этом барабаны изображают мишек, треугольники кукол, колокольчики неваляшек. Под сопровождение фонограммы дети исполняют парад игрушек.
Слайд №23
Сказкатерапия
Музыкально-театральная постановка «Заюшкина избушка»
Цель: Знакомство детей с музыкальной сказкой.
Задачи: Формировать эмоциональный фон, учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить различать по музыкальному фону определять характер сюжета.
В музыкальном сопровождении сказка способна более глубоко эмоционально погрузить детей в её содержание, развить воображение. Музыка, звучащая фоном, даёт детям более глубоко погрузиться в сюжет, а также учит эмоционально откликаться и сопереживать героям.
Слайд №24
Релаксационное упражнение «Океан» (5-7 лет)
Цель: дать возможно отдохнуть и снять напряжение, после или во время занятия.
Задачи:
- Учить расслабляться.
- Развивать музыкально-слуховые представления
- Формировать эмоциональный фон.
Ход упражнения:
Я предлагаю детям, закрыть глаза, и ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что мы — волны в этом океане... и т. д.». Упражнение выполняется в удобной для детей позе. Музыка используется в качестве фона. Можно также использовать запись природных шумов — морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т.д. Релаксацию на музыкальных занятиях я использую, для того, чтобы масимально приблизить детей к расслаблению, мой рассказ содержит в себе элементы внушения, настраивающие детей определённым образом. Расслабившись ребёнок, с помощью моей настройки, воображает приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогают сформировать благоприятный эмоциональный фон.
Слайд №25
Музыкально-логоритмическое упражнение с использованием клавис «Лошадка» для детей 4-5 лет
Цель: развитие речи, координации движений и моторики.
Задачи:
1.Учить чёткому произношению песенки «Лошадка» в сочетании с простукиванием ритмического рисунка на клавесах.
2. Развивать артикуляционный аппарат, подвижность языка.
Ход упражнения: Дети произносят слова логоритмического упражнения с движением, в сопровождении музыкального руководителя и воспитателя.
Слайд №26 (видео)
Музыкально-двигательная игра «У бабушки Маруси»
Цель: формирование эмоционального фона.
Задачи: 1. Формировать эмоциональный фон. 2. Учить имитировать голоса животных. 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве. 4. Развивать ловкость и внимание. Данная игра очень любима детьми, поэтому очень легко поднимает детям настроение и помогает сформировать положительный эмоциональный фон.
Слайд №27 (видео)
«Облака» -упражнение по ритмопластике
Цель: Психологическая разгрузка, формирование эмоционального фона, снятие зажимов в теле.
Задачи: 1. Учить двигаться плавно в соответствии с характером музыки. 2. Развивать координацию движений. Развивать воображение.
Дети стоят по точкам в зале, я начинаю с детьми беседовать о том какое сегодня небо, есть ли нем облака, дети отвечают, во время беседы мы говорим с детьми о том, как облака двигаются по небу, и почему они двигаются, на что похожи и почему они могут останавливаться, по окончанию беседы я предлагаю детям поиграть в игру, когда прозвенит волшебный колокол дети превратившись в облака медленно и плавно двигаются под музыку, музыка в данном случае будет играть роль ветерка, как только музыка останавливается и дети замирают на месте, образуя причудливые фигуры, вся игра проходит под рассказ музыкального руководителя под музыку, который дети внимательно слушают.
Слайд №28
Заключение: Использование интегрированных занятий по музыкальной терапии в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усилит положительное воздействие.
Слайд №29
Список используемой литературы
Рекомендательный список литературы Матейова, З. Музыкальная терапия при заикании / З. Матейтова, С. Машура. – Киев: Вища школа, 1984. – 303 с. Овчинникова Т. Музыка для здоровья: Музыкально-ритмические минутки. Логоритмическая гимнастика / Т. Овчинникова. – С.-Петербург: Союз художников, 2003. – 40 с. Петрушин, В. Музыкальная психология / В. Петрушин. – М.: Композитор, 1997. -161 с. Теплов, Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. – М.: Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. – 331 с. Юдовина-Гальперина Т. Музыка и здоровье. Ранняя диагностика функциональных заболеваний / Т. Юдина-Гальперина. – С.-Петербург: Союз художников, 2002. – 39 с. * * * Аскоченская, А. Звуковой барьер: Музыка на улицах, дома, ее влияние на психику человека / А. Аскоченская // Огонек. – 2004. – № 15. – С. 42. Блинова, О. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы / О. Блинова // Психологический журнал. – 1998. – № 3. – С. 106. Вайсберг, В. О музыке сфер. Любовь к астрологии / В. Вайсберг // Муз. жизнь. – 1991. – № 2. – С. 30. Веселовская, С. Искусство в жизни и искусство жить / С. Веселовская // Внешкольник. – 2001. – № 8. – С. 18. (О преимуществах арттерапевтических технологий в развитии социальнопсихологической компетенции личности подростка). Волков, А. Два раза в день перед едой: [Музыка лечит] / А. Волков // Огонек. – 2003. – № 31. – С. 56. Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина // Искусство в школе. – 2003. – № 5. – С. 49-52. Жавинина, О. Подросток и мир музыки / О. Жавина, С. Зац // Искусство в школе. – 1999. – № 3. – С. 68-69. Зац, Л. Музыкальное воспитание – это актуально / Л. Зац // Искусство в школе. – 2001. – № 3. – С. 76-78. Евдокимова, Ю. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? / Ю. Евдокимова, В. Мельниченко // Муз. академия. – 1993. – № 1. – С. 178-183. Игнацкая, Е. Астрологический прогноз / Е. Игнацкая // Муз. жизнь. – 1991. – № 2. – С. 31. Калашникова, Е. Какая музыка может лечить? / Е. Калашникова // Мелодия. – 2001. – № 6. – С. 39. Калашникова, Е. О музыкальной терапии / Е. Калашникова // Мелодия. – 2000. – № 11. – С. 28. Кампенхаузен, Ю. Этюды для ума: Музыка и нейробиология / Ю. Кампенхаузен // Муз. жизнь. – 1997. – № 10. – С. 46. Литинская, Е. Музыка лечит / Е. Литинская // Муз. жизнь. – 1986. – № 11. – С. 23. Музыка и здоровье: Конференция // Муз. обозрение. – 1999. – № 5. – С. 17. Кузнецов, В. Музыка на помощь медицине / В. Кузнецов // Муз. жизнь. – 1999. – № 5. – С. 43. Орлова, М. Это врачует лучше любого лекарства / М. Орлова // Искусство в школе. – 1999. – № 3. – С. 65. Перламутрова, Е. Развитие метода имаготерапии средствами инсценированной песни / Е. Перламутрова // Искусство в школе. – 1999. – № 3. – С. 69. Райгородский, Б. Что может музыка: [Музыка лечит] / Б. Райгородский // Музыка в школе. – 2004. – № 4. – С. 61. Самбурская, А. Болящий дух врачует песнопенье / А. Самбурская // Студенческий меридиан. – 2002. – № 4. – С. 80. 11 Тагильцева, Н. Музыка «музыкальный шум» и современный школьник / Н. Тагильцева // Искусство в школе. – 2004. – № 2. – С. 53. Тютюнникова, Т. Речевое музицирование / Т. Тютюнникова // Муз. палитра. – 2004. – № 1. – С. 4. Хазелауэр, Э. Лекарство или наркотик?: Музыка вокруг нас / Э. Хазелауэр // Муз. жизнь. – 1987. – № 14. – С. 22. Чичерина, Н. Пренатальная педагогика [дородовая]… Музыка и беременность: Музыкальная терапия / Н. Чичерина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 76. Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы / Г. Шанских // Искусство в школе. – 2003. – № 5. – С. 52. Шефер, Х. Мой мир в звуках / Х. Шефер // Муз. жизнь. – 1987. – № 14. – С. 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"
Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"...
Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми.
Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми...
Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии»
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими на...
Консультация для родителей на тему "Психогимнастика - как метод здоровьесберегающей технологии"
Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение д...
Су–Джок терапия – как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Су–Джок терапия – как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"
В настоящее время в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и школьного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевом...