"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"
статья

Закизанова Лилия Зямиловна

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии

в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.  

На музыкальных занятиях для обучения детей пению  используются различные педагогические  технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся.   Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивают каждому ребенку укрепление физического здоровья, формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.

          Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

            Песенный репертуар включает в себя:

-упражнения для развития певческого голоса и слуха;

-детские песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество.

      На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

            Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

Задачи:предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.   

            Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.  Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

          Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития.

          Систематическое использование здоровьесберегающих технологий формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль  в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники и приемы для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

В последние годы в практике наряду с традиционными упражнениями применяю нетрадиционные техники, методы и приёмы, атрибуты и упражнения для развития певческих навыков детей: для массажа пальцев исполь...