Проект для детей старшей группы "Зоркие глазки"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Зоркие глазки»
Проект для детей дошкольного возраста.
Авторы: Кобзарева О.Ф., учитель-дефектолог МБДОУ N250, Вартанян И.М., ст.воспитатель МБДОУ N 250, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории N 250 Советского района города Ростова-на-Дону.
Вид проекта: коррекционно - развивающий.
Участники. Дети группы коррекции зрения,
Взаимодействие педагогов и родителей: педагог – психолог, дефектолог, воспитатели, медицинский персонал (врач-окулист, сестра-ортоптистка), родители групп.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Оглавление:
- Актуальность проблемы.
- Цель и задачи проекта.
- Список литературы.
- Приложения.
Актуальность
Здоровье (физическое, психическое, нравственное) - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этом возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Но следует отметить, что в наше время далеко не у всех детей развитие протекает нормально в соответствии с возрастом. Разнообразный характер имеющихся у детей нарушений выдвигает проблему индивидуализированной комплексной помощи ребенку с учетом структуры дефекта и ведущего нарушения. В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них и дети с нарушениями функций зрительного анализатора, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности их жизнедеятельности и трудоспособности. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психо-эмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте и носит выраженный характер. Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы, широкого осуществления системы реабилитационных мероприятий.
Работа с детьми имеющими нарушение зрения требует от педагогов пересмотра форм организации и методов работы, овладение коррекционно-развивающими технологиями, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Решение этой проблемы предполагает организацию повышения профессионального уровня педагогов через коллективные и индивидуальные формы работы, взаимодействие педагогов и специалистов МБДОУ в коррекционно – развивающем процессе.
Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста
Задачи:
- Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.
- Создание положительного отношения к коррекционным мероприятиямсредствами Монтессори-терапии.
- Развивать сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей, через индивидуальный подбор упражнений.
- Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей, показать важность данной проблемы.
Ожидаемые результаты проекта:
Исходя из проведенной работы можно предположить следующие результаты:
1. Произойдет активизация зрительных функций.
- Улучшится зрительная память.
- Совершенствуется прослеживающая и глазодвигательная функции зрения, укрепятся мышцы глаз.
- Сформируется устойчивая зрительная фиксация (локализация).
- Повысится уровень развития зрительного восприятия.
- Повысится острота зрения.
- Разовьется бинокулярное зрение.
2.Совершенствуется мелкая моторика.
3. Разовьется познавательная активность детей, они будут всесторонне развитыми.
Реализация проекта.
N | Вид деятельности (мероприятия) | Цель | Время проведения |
I. Подготовительный этап | |||
1. | Изучение литературы | Проанализировать литературу по проблеме проекта, с целью внедрения ее в првактику коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения. |
Сентябрь. |
2. | Обсуждаем возможные мероприятия проекта с родителями и педагогами | Обсудить мероприятия проекта с его участниками. | Сентябрь |
3. | Анкетирование родителей. | Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации в домашних условиях, индивидуальные особенности детей. | Сентябрь |
4. | Подбор Дидактического материала. | Подобрать материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей. | Сентябрь |
II. Основной этап. | |||
Проведение развивающих занятий с детьми по программе | |||
Упражнения в практической жизни. | |||
| 1.Рамки с застежками | Прямая:Самостоятельно научиться застегивать и расстегивать различные виды застежек.Косвенная:Развитие самостоятельности; тренировка пальцев рук;Координация движений;Освоение последовательности действий;Подготовка руки к письму.Коррекционная:Развитие зрительной координации, координации глаз-рука;Развитие устойчивой фиксации (локализации); развитие зрительного внимания, зрительного восприятия;Тренировка глазомера;Повышение остроты зрения; Фиксация взора. | В течение года
|
Материалы по сенсомоторике. | |||
| 1. Русская пирамидка. | Прямая:Научиться работать с пирамидкой, матрешкой, формочками-вкладышами.Косвенная:Концентрация внимания;Координация движений;Умение сравнивать предметы по величине;Выстраивать сериационный ряд;Развитие визуальных ощущений.Коррекционная:Развитие зрительного внимания;Развитие стереоскопического зрения. |
В течение года |
Материалы для развития тактильного чувства. | |||
| 1. Дощечки для ощупывания. | Прямая:С помощью пальцев различать различные качества поверхностей.Косвенная:Уточнение тактильных ощущений;Чувственное сравнение и анализ;Концентрация внимания;Координация движений;Подготовка руки к письму, к восприятию окружающего мира | |
Непосредственная образовательная деятельность. | |||
1. | «Для чего нужны глаза».
| Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах. | Сентябрь |
2.
| Экскурсия в кабинет охраны зрения. | 1.Обобщить представления детей о профессии врача-окулиста (офтальмолога). |
Октябрь |
3. | «Ты себе не навреди, свои глазки береги».
| 1. Уточнить представления детей о глазах и их назначении. |
Ноябрь |
4. | Очки - мои помощники. | 1. Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками.2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам | . |
5. | «В гостях у королевы Чернички». | Продолжать закреплять у детей представления о роли зрения в их жизни; формировать представления о своих собственных зрительных возможностях; подводить детей к пониманию назначения очков и необходимости их ношения. |
Январь |
6. | Ах, эти чудные глаза. | 1. Продолжать формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека;2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения; - выявить имеющиеся у детей и расширять знания детей о зрении людей и животных. |
Февраль |
7. | Если
| 1.Формировать представления детей о своих зрительных возможностях.2. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками.3. Учить пользоваться вспомогательными средствами - лупой, биноклем.4. Учить сравнивать и описывать свои зрительные впечатления, полученные в очках и без очков. |
Март |
8. | Наши помощники. Глаза.
| 1. Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. |
Апрель |
9. | Тема: «Познай себя». | 1.Продолжать знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Учить избегать ситуаций, приносящих вред зрению, обсудить вопросы гигиены.2.Воспитывать, бережное отношение к своему зрению. |
Май |
Беседы и сюжетно ролевые игры с детьми. | |||
1. | Наши глаза. | Дать детям знания соответствующие возрастным особенностям о глазах и зрении. | Сентябрь |
2. | Как сохранить хорошее зрение. | Закрепление полученных знаний |
Октябрь |
3. | Правила ухода за очками. | Познакомить детей с правилами ухода за очками. | Ноябрь |
4. | Проведение сюжетно-ролевой игры »Больница» | Закреплять и пополнить знания детей о труде врача-офтальмолога. |
Декабрь |
5. | Домик для очков.
| Дать детям информацию для чего нужен футляр для очков. |
Январь |
6. | Экспериментальная деятельность. | Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через главные и чистые стекла очков. |
Февраль |
7. | Сюжетно-ролевая игра «Кукле Кате нужна наклейка» | Продолжать положительное отношение к ношеию окклюзий, показать важность ношения. |
Март |
8. | Вечер загадок | Закреплять умение детей отгадывать загадки, создать радостное настроение |
Апрель |
Комплексы упражнений гимнастики для глаз. | |||
| 1.«Паучок» |
Снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц. |
В течении года
|
Комплексы пальчиковой гимнастики. | |||
| 1. «Николенька гусачок» | Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук. |
В течении года |
Альбомы и игры для детей. | |||
| 1.Правила бережного отношения к зрению (В картинках) | С помощью картинок познакомить детей с правилами бережного отношения к своему зрению. |
В течение года. |
Консультации для родителей. | |||
2. | Значения развития осязания и мелкой моторики у детей имеющих нарушения зрения. | Рассказать родителям о необходимости развития осязания и мелкой моторики. |
Октябрь
|
4. | Проведение зрительной гимнастики. | Рассказать о важности проведения зрительной гимнастики. |
Декабрь
|
6. | Как выбрать очки и правильно с ними обращаться. | Рассказ врача – офтальмолога |
Февраль
|
8. | Телевизор и дети.
| Рассказать о правилах просмотра телевизора детьми с нарушением зрения. |
Апрель
|
9. | Детское зрение. Защита и профилактика. | Дать знания родителям о мерах по профилактике нарушений зрения детей, защите детского зрения. |
Май |
Папки передвижки | |||
1. | Что нужно знать о детских глазках? | Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей. |
Сентябрь |
2. | «Что такое гимнастика для глаз и зачем она нужна?» | Дать родителям сведения, что такое гимнастика для глаз и почему ее необходимо проводить с детьми имеющими нарушения зрения. |
Октябрь. |
3. | Гимнастика для глаз (картотека) | Предложить вниманию родителей различные комплексы гимнастики для глаз. |
Ноябрь |
4. | Играя - лечимся. | Предложить вниманию родителей информацию о том, как можно использовать игры с целью коррекции нарушений зрения |
Декабрь |
5. | Игры для детей с нарушением зрения. | Дать информацию родителям об играх для детей с ослабленным зрением, в которые можно играть с детьми дома. |
Январь |
6. | Игровые упражнения для снятия зрительного утомления дошкольников. | Предложить родителям игровые упражнения для снятия зрительного утомления. |
Февраль |
7. | Игры для детей с ослабленным зрением. | Вниманию родителей предложить специально подобранные игры для детей с нарушением зрения. |
Март |
8. | Гимнастика для глаз на каждый день | Дать родителям примерный комплекс гимнастики для глаз на каждый день. |
Апрель |
9. | Комплексы упражнений для глаз.(Для взрослых) | Комплекс упражнений для снятия усталости с глаз.Комплекс для улучшения зрения. |
Май |
III. Заключительный этап. | |||
1. | Обработка и анализ материалов проекта. | Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта | Май |
2. | Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах, проблемах и достижениях. | Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка. | Май |
3. | Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, для того, чтобы лучше видеть, бинокль, увеличительное стекло и т.д.) | Дать знания детям, что у людей есть разные полезные приспособления-предметы для глаз, вызвать интерес и формировать положительное отношение к таким предметам. |
Май
|
4. | Круглый стол. «Наши успехи, достижения». | Информировать родителей о полученных результатах в ходе проекта, проблемах которые возникали. |
Май |
ЛИТЕРАТУРА
- Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоционального состояния других людей слабовидящими младшими школьниками/ Автореферат диссертации. – Мн., 2002.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка.
- Ермакова М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва – Воронеж, 1998.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. – М., 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2000.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Феактистовой В.А. – Спб., 1995.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.,2001.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001.
Приложение
ВЗОРОТЕРАПИЯ
(упражнения для глаз)
Эти упражнения способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Предлагаемые упражнения укрепляют мышцы глаз, тонизируют мышцы радужной оболочки и хрусталика, активизируют весь нервно-мышечный аппарат зрительного анализатора. Упражнения повышают способность к сосредоточению внимания.
Рекомендации к выполнению
Занятия желательно проводить дважды в день. Время выполнения упражнений может составлять от 20-40 секунд до 50 минут.
Упражнение делают до тех пор пока не захочется моргнуть или когда глаза начнут слезиться. Нельзя доводить себя до сильного утомления.
Комплекс упражнений
- Расслабление глаз.
Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми, мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Время расслабления от 1 до 5 минут.
Эффект: упражнение усиливает кровообращение, предохраняет от переутомления и служит профилактикой против ухудшения зрения.
- Фиксация взгляда.
- Принять устойчивую позу. Поочередно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или на любую удаленную точку, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Выполнять от 1 до 3 минут.
- Фиксация взгляда на ногте среднего пальца. Выполняется аналогично предыдущему упражнению.
Эффект: помимо общеукрепляющего воздействия на глаза – фиксация взгляда способствует развитию навыков мыслительной концентрации и сосредоточения, повышает способность хрусталика фокусировать зрение на разные расстояния.
- Вращение глаз.
Принять устойчивую позу. Спину и голову держать прямо. Вращать глазами, как бы описывая ими восьмерку, медленно скользя по краю глазницы. Выполнять в одну и в другую сторону. Также можно описывать не только горизонтальную и вертикальную восьмерку, но и различные геометрические формы.
Эффект: упражнение тренирует двигательные мышцы глаз, повышает способность к точной фокусировке, улучшая тем самым зрение.
Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.
ПАЛЬМИНГ.
Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.
Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
«Зоркие глазки» Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Содействовать сознательному отношению детей к сбережению и сохранению зрения....
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Отчет по проекту для детей старшей группы "Зоркие Глазки". Презентация.
quot;Зоркие Глазки"....
Познавательно - оздоровительный проект для детей старшей группы "Зоркие глазки"
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам – одна из актуальных задач современного образования....