Проект для детей старшей группы "Зоркие глазки"
проект (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Вавилова

Проект для детей старшей группы "Зоркие глазки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zorkie_glazki.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Зоркие глазки»

Проект для детей дошкольного возраста.

Авторы: Кобзарева О.Ф., учитель-дефектолог МБДОУ N250, Вартанян И.М., ст.воспитатель МБДОУ N 250, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории  N 250 Советского района  города Ростова-на-Дону.

Вид проекта: коррекционно - развивающий.

Участники. Дети группы коррекции зрения,

Взаимодействие педагогов и родителей: педагог – психолог, дефектолог, воспитатели, медицинский персонал (врач-окулист, сестра-ортоптистка),  родители групп.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Оглавление:

  • Актуальность проблемы.
  • Цель и задачи проекта.
  • Список литературы.
  • Приложения.

Актуальность

Здоровье (физическое, психическое, нравственное) - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. 
 Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этом возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.  Но следует отметить, что в наше время далеко не у всех детей развитие протекает нормально в соответствии с  возрастом. Разнообразный характер имеющихся у детей нарушений выдвигает проблему индивидуализированной комплексной помощи ребенку с учетом структуры дефекта и ведущего нарушения. В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества.   Среди них и дети с нарушениями функций зрительного анализатора, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности их жизнедеятельности и трудоспособности. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психо-эмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте и носит выраженный характер. Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы, широкого осуществления системы реабилитационных мероприятий. 
Работа с детьми имеющими нарушение зрения требует от педагогов пересмотра форм организации и методов работы, овладение коррекционно-развивающими технологиями, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Решение этой проблемы предполагает организацию повышения профессионального уровня педагогов через коллективные и индивидуальные формы работы, взаимодействие педагогов и специалистов МБДОУ в коррекционно – развивающем процессе. 
     Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.
   Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.
  • Создание положительного отношения к коррекционным мероприятиямсредствами Монтессори-терапии.
  • Развивать  сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей, через индивидуальный подбор упражнений.
  • Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей, показать важность данной проблемы.

Ожидаемые результаты проекта:

Исходя  из проведенной работы  можно предположить следующие результаты:

1. Произойдет активизация зрительных функций.

  • Улучшится зрительная память.
  • Совершенствуется прослеживающая  и глазодвигательная функции зрения, укрепятся мышцы глаз.
  • Сформируется устойчивая зрительная фиксация (локализация).
  • Повысится уровень развития зрительного восприятия.
  • Повысится острота зрения.
  • Разовьется бинокулярное зрение.

2.Совершенствуется мелкая моторика.

3. Разовьется познавательная активность детей, они будут   всесторонне развитыми.

 

Реализация проекта.

N

Вид деятельности (мероприятия)

Цель

Время проведения

I. Подготовительный этап

1.

Изучение литературы

Проанализировать  литературу  по проблеме проекта, с целью внедрения ее в првактику коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения.

 

Сентябрь.

2.

Обсуждаем возможные мероприятия проекта с родителями и педагогами

Обсудить мероприятия проекта с его участниками.

Сентябрь

3.

Анкетирование родителей.

Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации  в домашних условиях, индивидуальные особенности детей.

Сентябрь

4.

Подбор Дидактического материала.

Подобрать  материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей.

Сентябрь

II. Основной этап.

Проведение развивающих занятий с детьми по программе 
«Развитие восприятия у ребенка»

Упражнения в практической жизни.

 

1.Рамки с застежками
С пуговицами, со шнурками,с кнопками,скрючками,с ремнями,с бантами,с молниями.
2. Нанизывание бусин на шнурок
3. Шнуровка.
4.Перекладывание бусин пинцетом.
5. Подбери гайку к болту.

Прямая:Самостоятельно научиться застегивать и расстегивать различные виды застежек.Косвенная:Развитие самостоятельности; тренировка пальцев рук;Координация движений;Освоение последовательности действий;Подготовка руки к письму.Коррекционная:Развитие зрительной координации, координации глаз-рука;Развитие устойчивой фиксации (локализации); развитие зрительного внимания, зрительного восприятия;Тренировка глазомера;Повышение остроты зрения; Фиксация взора.

В        течение      года

 

Материалы по сенсомоторике.

 

1. Русская пирамидка.
2. Русская      матрешка. 
3. Формочки-вкладыши.

Прямая:Научиться работать с пирамидкой, матрешкой, формочками-вкладышами.Косвенная:Концентрация внимания;Координация движений;Умение сравнивать предметы по величине;Выстраивать сериационный ряд;Развитие визуальных ощущений.Коррекционная:Развитие зрительного внимания;Развитие стереоскопического зрения.

 

    В    течение    года

Материалы для развития тактильного чувства.

 

1. Дощечки для        ощупывания.
2. Лоскутки.
3. Шершавые таблички.

Прямая:С помощью пальцев различать различные качества поверхностей.Косвенная:Уточнение тактильных ощущений;Чувственное сравнение и анализ;Концентрация внимания;Координация движений;Подготовка руки к письму, к восприятию окружающего мира

    
  В течение года                

Непосредственная образовательная деятельность.

1.

«Для чего нужны глаза».

 

Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах.

Сентябрь

2.

 

Экскурсия в кабинет охраны зрения.

1.Обобщить представления детей     о профессии врача-окулиста (офтальмолога).
2.Познакомить с некоторыми трудовыми действиями врача-окулиста,проверка зрения.
3.Показать детям работу отдельных офтальмологических приборов.

 

 

Октябрь

3.

«Ты себе не навреди, свои глазки береги».

 

1. Уточнить представления детей о глазах и их назначении.
2.Закрепить знания о том что, полезно и вредно.
3.Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению.

 

Ноябрь

4.

Очки - мои помощники.

1. Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками.2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам

.
Декабрь

5.

«В гостях у королевы Чернички».

Продолжать закреплять у детей представления о роли зрения в их жизни; формировать представления о своих собственных зрительных возможностях; подводить детей к пониманию назначения очков и необходимости их ношения.

 

 

Январь

6.

Ах, эти чудные глаза.

1. Продолжать формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека;2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения; - выявить имеющиеся у детей и расширять знания детей о зрении людей и животных.

 

Февраль

7.

Если
глазки плохо видят

 

1.Формировать представления детей о своих зрительных возможностях.2. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками.3.  Учить пользоваться вспомогательными средствами - лупой, биноклем.4. Учить сравнивать и описывать свои зрительные впечатления, полученные в очках и без очков.

 

Март

8.

Наши помощники. Глаза.

 

1. Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека.
2. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.
3.Учить детей дополнять зрительную информацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов.

 

Апрель

9.

Тема: «Познай себя».

1.Продолжать знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Учить избегать ситуаций, приносящих  вред зрению, обсудить вопросы гигиены.2.Воспитывать,  бережное отношение к своему зрению.

 

Май

Беседы  и сюжетно ролевые игры с детьми.

1.

Наши глаза.

Дать детям  знания соответствующие возрастным  особенностям о глазах и зрении.

Сентябрь

2.

Как сохранить хорошее зрение.

Закрепление полученных знаний
у детей об органах зрения – глазах.

 

Октябрь

3.

Правила ухода за очками.

Познакомить детей с правилами ухода за очками.

Ноябрь

4.

Проведение сюжетно-ролевой игры »Больница»
На приеме у офтальмолога.

Закреплять и пополнить знания детей о труде врача-офтальмолога.
Вызвать уважение к его труду.
В игровой форме создать 
положительное отношение к ношению очков и окклюзий.

 

Декабрь

5.

Домик для очков.

 

Дать детям информацию для чего нужен футляр для очков.
Прививать аккуратное отношение к очкам в игровой форме.

 

Январь

6.

Экспериментальная деятельность.
Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки

Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через главные и чистые стекла очков.

 

Февраль

7.

Сюжетно-ролевая игра               «Кукле Кате нужна наклейка»
Совместно с детьми сделать наклейки для кукол.

Продолжать положительное отношение к ношеию окклюзий, показать важность ношения.

 

Март

8.

Вечер загадок
«Все о зрении»

 Закреплять умение детей отгадывать загадки, создать радостное настроение

 

Апрель

Комплексы упражнений гимнастики для глаз.

 

1.«Паучок»
2.«Зайчики»
3.«Веселая неделька»
4.«Где наш пальчик   замечательный?»
5. «Ежик»
6. «Мячики»
7. «Наши глазки»
8. «Глазки отдыхают»
9. «Волшебный сон»
10. «Самолет»
11. Комплекс упражнений «На море»
12 «.Лучик солнца»

 

Снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц.

 

 

В  течении года

 

 

Комплексы пальчиковой гимнастики.

 

1. «Николенька гусачок»
2. «Тук да тук»
3. «Ладушки-ладошки»
4.  «Цветок»
5. «Этот пальчик»
6. «Помощники»
7. «Прятки»
8.  «На полянке»
9. «По грибы»
10. «Дождик»
11. «Зайцы»
12. «В гости к пальчику большому»

Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук.
Увеличение подвижности пальцев
 Массаж  активных точек на пальцах и ладонях

 

 

   В течении года

Альбомы и игры для детей.

 

1.Правила бережного отношения к зрению (В картинках)
Игра «Зоркий глаз»
2.Упражнения на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки»
3.Да и нет, не говорите, черное с белым берите.
4.Линейки-трафареты.

С помощью картинок познакомить детей с правилами бережного отношения к своему зрению.
Тренировка зрительных анализаторов, развитие 
целостного восприятия, внимания.
Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.
Учить обводить по контуру, вычленять предметы из группы предметов. Развивать глазомер, зрительное восприятие. 
Развитие зрительного внимания, кратковременной и долговременной зрительной памяти, развитие восприятия формы, моторики.

 

    В        течение        года.

Консультации для родителей.

2.

Значения развития осязания и мелкой моторики у детей имеющих нарушения зрения.

Рассказать родителям о необходимости развития осязания и мелкой моторики.
 Предложить игры  на развитие осязания и мелкой моторики.

 

Октябрь

 

4.

Проведение зрительной гимнастики.

Рассказать о важности проведения зрительной гимнастики. 
Познакомить с правилами ее проведения. 
Предложить комплексы для проведения с детьми дома.

 

Декабрь

 

6.

Как выбрать очки и правильно с ними обращаться.
(Советы врача-офтальмолога)

Рассказ врача – офтальмолога 
о том, как правильно выбрать очки и обращаться с ними.

 

Февраль

 

8.

Телевизор и дети.

 

Рассказать о правилах просмотра телевизора детьми с нарушением зрения. 
Выяснить как соблюдаются эти правила детьми дома

 

Апрель

 

9.

Детское зрение. Защита и профилактика.

Дать знания родителям о мерах по профилактике нарушений зрения детей, защите детского зрения.

 

Май

Папки передвижки

1.

Что нужно знать о детских глазках?

Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей. 
На  что нужно обращать внимание, чтобы выявить глазную патологию?

 

Сентябрь

2.

«Что  такое гимнастика для глаз и зачем она нужна?»

Дать родителям сведения, что такое гимнастика для глаз и почему ее необходимо проводить с детьми  имеющими нарушения зрения.

 

Октябрь.

3.

Гимнастика для глаз (картотека)

Предложить вниманию родителей различные комплексы гимнастики для глаз.

 

Ноябрь

4.

Играя - лечимся.

Предложить вниманию родителей информацию о том, как можно использовать игры с целью коррекции нарушений зрения

 

Декабрь

5.

Игры для детей с нарушением зрения.

Дать информацию родителям об играх для детей с ослабленным зрением, в которые можно играть с детьми дома.

 

Январь

6.

Игровые упражнения для снятия зрительного  утомления дошкольников.

Предложить родителям игровые  упражнения для снятия зрительного утомления.

 

Февраль

7.

Игры для детей с ослабленным зрением.

Вниманию родителей предложить специально подобранные игры  для детей с нарушением зрения.

 

Март

8.

Гимнастика для глаз на каждый день
(информация в уголок для родителей)

Дать родителям примерный комплекс гимнастики для глаз на каждый день.

 

Апрель

9.

Комплексы упражнений для глаз.(Для взрослых)

Комплекс упражнений  для снятия  усталости с глаз.Комплекс для улучшения зрения.
Комплекс для профилактики близорукости.

 

Май

III. Заключительный этап.

1.

Обработка и анализ материалов проекта.

Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта

Май

2.

Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах, проблемах и достижениях.

Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка.

Май

3.

Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, для того, чтобы лучше видеть, бинокль, увеличительное стекло и т.д.)

Дать знания детям, что у людей есть разные полезные приспособления-предметы для глаз, вызвать интерес и формировать положительное отношение к таким предметам.

 

Май

 

4.

Круглый стол. «Наши успехи, достижения».

Информировать родителей о полученных результатах в ходе проекта, проблемах которые возникали. 
Обмен мнениями о проведенной работе , обсуждение планов на будущее.

 

Май

ЛИТЕРАТУРА

  • Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоционального состояния других людей слабовидящими младшими школьниками/ Автореферат диссертации. – Мн., 2002.
  • Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка.
  • Ермакова М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва – Воронеж, 1998.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. – М., 2001.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2000.
  • Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Феактистовой В.А. – Спб., 1995.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.,2001.
  • Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001.

Приложение

ВЗОРОТЕРАПИЯ

(упражнения для глаз)
Эти упражнения способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Предлагаемые упражнения укрепляют мышцы глаз, тонизируют мышцы радужной оболочки и хрусталика, активизируют весь нервно-мышечный аппарат зрительного анализатора. Упражнения повышают способность к сосредоточению внимания.

Рекомендации к выполнению

Занятия желательно проводить дважды в день. Время выполнения упражнений может составлять от 20-40 секунд до 50 минут.
Упражнение делают до тех пор пока не захочется моргнуть или когда глаза начнут слезиться. Нельзя доводить себя до сильного утомления.

Комплекс упражнений

  • Расслабление глаз.

Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми, мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Время расслабления от 1 до 5 минут.
Эффект: упражнение усиливает кровообращение, предохраняет от переутомления и служит профилактикой против ухудшения зрения.

  • Фиксация взгляда.
  • Принять устойчивую позу. Поочередно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или на любую удаленную точку, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Выполнять от 1 до 3 минут.
  • Фиксация взгляда на ногте среднего пальца. Выполняется аналогично предыдущему упражнению.

Эффект: помимо общеукрепляющего воздействия на глаза – фиксация взгляда способствует развитию навыков мыслительной концентрации и сосредоточения, повышает способность хрусталика фокусировать зрение на разные расстояния.

  • Вращение глаз.

Принять устойчивую позу. Спину и голову держать прямо. Вращать глазами, как бы описывая ими восьмерку, медленно скользя по краю глазницы. Выполнять в одну и в другую сторону. Также можно описывать не только горизонтальную и вертикальную восьмерку, но и различные геометрические формы.
Эффект: упражнение тренирует двигательные мышцы глаз, повышает способность к точной фокусировке, улучшая тем самым зрение.

   Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении. 
ПАЛЬМИНГ. 
   Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. 
Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

«Зоркие глазки» Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Содействовать сознательному отношению детей к сбережению и сохранению зрения....

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Познавательно - оздоровительный проект для детей старшей группы "Зоркие глазки"

Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам – одна из актуальных задач современного образования....