План-схема организации здоровьесберегающей образовательной среды в группе детского сада с пояснительной запиской.
учебно-методический материал

Бассан Виолетта Александровна

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-схема организации здоровьесберегающей образовательной среды в группе детского сада с пояснительной запиской

Пояснительная записка

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.

Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом. Здоровьесберегающая среда – это:

 условия нахождения ребенка в – детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

 рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

 соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

 необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.).

 Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

 Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурнооздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

 Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5–10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Работа с родителями играет важную роль, которая включает в себя консультации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, а также совместные мероприятия.

Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций.

Воспитатель должен добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно - ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально - психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:

 Формирование здоровья детей раннего возраста на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

 Использование в образовательной деятельности духовнонравственного и культурного потенциала города, воспитание на русских традициях.

Партнерство семьи и ДОО

В качестве средств может выступать:

 Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (оздоровительная пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж);

 Реалибитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, аромотеропия, ингаляция);

 Специально организованная активность ребенка (экскурсии, походы, физминутки).

Физкультурное занятие - это ведущая форма в раннем возрасте для обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшения самочувствия, развивают внимание.

Важные элементы оздоровления - подвижные игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводится на прогулке и в групповой комнате, разной степени подвижности.

Физминутки в середине занятия позволяют повысить работоспособность и снять физиологическую усталость систем организма.

А также в здоровьесберегающую среду входят:

 Обеспечение полноценного питания;

 Витаминизация;

 Проведение закаливающих мероприятий;

 Оснащение специальным оздоровительным оборудованием.

Медицинский контроль и профилактика.

Медико-педагогический персоналом дошкольного учреждения определены основные направления сохранения и укрепления здоровья детей:

 Оценка здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле его состояния: составление листов здоровья, совместные обходы групп старшей медсестрой и старшим воспитателем;

 Помощь и педагогическая поддержка ребенку в период его адаптации к условиям ДОУ;

 Профилактика в период сезонного повышения заболеваемости;

 Организация летнего оздоровления детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

 Работа с родителями по закаливанию и охраны здоровья детей;

Пропаганда здорового образа жизни в семьях воспитанников Ведущими принципами организации здоровья сберегающей среды являются:

 Динамизм (возможность изменения);

 Открытость (связь с социумом);

 Гибкость (учет новых возможностей субъектов образования);

 Саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Охрана психического здоровья:

 Индивидуальное и дифференцированное психо-педагогическое сопровождение ребенка;

 Использование игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы;

 Приемы релаксации.

Двигательный режим в дошкольном учреждении должен начинаться с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни. Сохранение укрепление здоровья детей, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни не только являются задачами системы образования, но могут служить наряду с другими показателями и критерием оценки ее качества.

Если говорить о практическом значении ФГОС дошкольного образования и его пользе непосредственно для детей, стандарт призван решать одну из задач:

 оберегать и укреплять здоровье детей, как физическое, так и психическое;

 заботиться об эмоциональном благополучии ребенка;

К основным показателям здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения можно отнести:

 гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;

 учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

 всемерное развитие творческой личности;

 организация лечебно-профилактических и информационнопросветительских мероприятий;

 содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;

 соблюдение санитарно-гигиенических норм;

 коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

 оздоровительная система физического воспитания;

 разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

План-схема

1. Формирование оздоровительной образовательной среды с целью профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии таких как нарушение осанки, плоскостопие, голосовоой аппарат, формирующий звуки речи (артикуляционного аппарат), зрение, дыхание и т.д.

2. Разработку системы оздоровительных мероприятий, включающих:

2.1. Гигиенические и водные процедуры:  умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза в день, температура воды +14,+16 С.), с использованием художественного слова (например, стишки, потешки, пословицы и поговорки);  мытьё рук (ежедневно);  игры с водой (1 раз в неделю); 48  соблюдение питьевого режима (ежедневно).

2.2. Проведение закаливающих мероприятий с использованием естественной среды:  сон с открытыми фрамугами (ежедневно в летний период);  проветривание помещений (ежедневно в течение года);  прогулки на свежем воздухе (ежедневно, в зимний период при температуре не ниже 20°);  соблюдение температурного режима в и чистоты воздуха в помещениях группы (ежедневно);

2.3. Кварцевание помещений группы (ежедневно).

2.4. Проведение утренней гимнастики (ежедневно).

2.5. Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю, в том числе и на свежем воздухе.

2.6. Дневной сон с применением фитотерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).

2.7. Проведение после сна бодрящей гимнастики под музыку (ежедневно).

2.8. С целью профилактики плоскостопия - ходьба после сна по «тропинке здоровья» (ежедневно после).

2.9. Ежедневное полоскание рта после обеда водой комнатной температуры.

2.10. Проведение после дневного сна солевого закаливания (ежедневно).

2.11. Проведение в целях профилактики миопии гимнастики для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (рисование, лепка, аппликация), 2.12. Проведение дыхательной гимнастики с целью увеличения жизненного объема легких (ежедневно). 49

2.13. Применение элементов игрового массажа: массаж рук, закаливающий массаж подошв, точечный массаж ушек, закаливающее дыхание и др.

2.14. Контроль за положением тела ребенка с целью профилактики сколиоза в течение дня, в режимные моменты.

2.15. Проведение аутотренинга и психогимнастики в виде игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы (2 раза в неделю).

2.16. Проведение пальчиковой гимнастики для развития тонкой моторики рук (ежедневно утром).

2.17. Проведение музыкальной терапии:  музыкальное сопровождение ритмичных моментов (ежедневно);  музыкальное оформление фона занятий (занятия продуктивной деятельностью).

Осознанное отношение к здоровью и жизни человека предполагает реализацию мероприятий: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: организация кружка «Школа здоровья» в рамках дополнительного образования для детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для разви-тия изобразительной деятельности детей

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и пот...

Организация предметно - развивающей среды в группе детского сада согласно ФГОС

             Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В ...

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и пот...

Методические рекомендации «Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»

Работа  воспитателя  в рамках  программы «Социокультурные истоки»  всегда  начинается  с создания  в  группе  предметно – пространственно...

"Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе детского сада".-буклет.

Буклет" Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе...

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

quot;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ч...

«Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития художественных творческих способностей детей»

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой ...