План-схема организации здоровьесберегающей образовательной среды в группе детского сада с пояснительной запиской.
учебно-методический материал
Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-схема организации здоровьесберегающей образовательной среды в группе детского сада с пояснительной запиской
Пояснительная записка
Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.
Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом. Здоровьесберегающая среда – это:
∙ условия нахождения ребенка в – детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
∙ рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
∙ соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
∙ необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.).
∙ Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
∙ Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурнооздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
∙ Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5–10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Работа с родителями играет важную роль, которая включает в себя консультации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, а также совместные мероприятия.
Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций.
Воспитатель должен добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно - ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально - психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:
∙ Формирование здоровья детей раннего возраста на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
∙ Использование в образовательной деятельности духовнонравственного и культурного потенциала города, воспитание на русских традициях.
Партнерство семьи и ДОО
В качестве средств может выступать:
∙ Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (оздоровительная пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж);
∙ Реалибитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, аромотеропия, ингаляция);
∙ Специально организованная активность ребенка (экскурсии, походы, физминутки).
Физкультурное занятие - это ведущая форма в раннем возрасте для обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшения самочувствия, развивают внимание.
Важные элементы оздоровления - подвижные игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводится на прогулке и в групповой комнате, разной степени подвижности.
Физминутки в середине занятия позволяют повысить работоспособность и снять физиологическую усталость систем организма.
А также в здоровьесберегающую среду входят:
∙ Обеспечение полноценного питания;
∙ Витаминизация;
∙ Проведение закаливающих мероприятий;
∙ Оснащение специальным оздоровительным оборудованием.
Медицинский контроль и профилактика.
Медико-педагогический персоналом дошкольного учреждения определены основные направления сохранения и укрепления здоровья детей:
∙ Оценка здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле его состояния: составление листов здоровья, совместные обходы групп старшей медсестрой и старшим воспитателем;
∙ Помощь и педагогическая поддержка ребенку в период его адаптации к условиям ДОУ;
∙ Профилактика в период сезонного повышения заболеваемости;
∙ Организация летнего оздоровления детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
∙ Работа с родителями по закаливанию и охраны здоровья детей;
Пропаганда здорового образа жизни в семьях воспитанников Ведущими принципами организации здоровья сберегающей среды являются:
∙ Динамизм (возможность изменения);
∙ Открытость (связь с социумом);
∙ Гибкость (учет новых возможностей субъектов образования);
∙ Саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
Охрана психического здоровья:
∙ Индивидуальное и дифференцированное психо-педагогическое сопровождение ребенка;
∙ Использование игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы;
∙ Приемы релаксации.
Двигательный режим в дошкольном учреждении должен начинаться с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни. Сохранение укрепление здоровья детей, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни не только являются задачами системы образования, но могут служить наряду с другими показателями и критерием оценки ее качества.
Если говорить о практическом значении ФГОС дошкольного образования и его пользе непосредственно для детей, стандарт призван решать одну из задач:
∙ оберегать и укреплять здоровье детей, как физическое, так и психическое;
∙ заботиться об эмоциональном благополучии ребенка;
К основным показателям здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения можно отнести:
∙ гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;
∙ учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;
∙ всемерное развитие творческой личности;
∙ организация лечебно-профилактических и информационнопросветительских мероприятий;
∙ содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;
∙ соблюдение санитарно-гигиенических норм;
∙ коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;
∙ оздоровительная система физического воспитания;
∙ разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
План-схема
1. Формирование оздоровительной образовательной среды с целью профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии таких как нарушение осанки, плоскостопие, голосовоой аппарат, формирующий звуки речи (артикуляционного аппарат), зрение, дыхание и т.д.
2. Разработку системы оздоровительных мероприятий, включающих:
2.1. Гигиенические и водные процедуры: − умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза в день, температура воды +14,+16 С.), с использованием художественного слова (например, стишки, потешки, пословицы и поговорки); − мытьё рук (ежедневно); − игры с водой (1 раз в неделю); 48 − соблюдение питьевого режима (ежедневно).
2.2. Проведение закаливающих мероприятий с использованием естественной среды: − сон с открытыми фрамугами (ежедневно в летний период); − проветривание помещений (ежедневно в течение года); − прогулки на свежем воздухе (ежедневно, в зимний период при температуре не ниже 20°); − соблюдение температурного режима в и чистоты воздуха в помещениях группы (ежедневно);
2.3. Кварцевание помещений группы (ежедневно).
2.4. Проведение утренней гимнастики (ежедневно).
2.5. Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю, в том числе и на свежем воздухе.
2.6. Дневной сон с применением фитотерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).
2.7. Проведение после сна бодрящей гимнастики под музыку (ежедневно).
2.8. С целью профилактики плоскостопия - ходьба после сна по «тропинке здоровья» (ежедневно после).
2.9. Ежедневное полоскание рта после обеда водой комнатной температуры.
2.10. Проведение после дневного сна солевого закаливания (ежедневно).
2.11. Проведение в целях профилактики миопии гимнастики для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (рисование, лепка, аппликация), 2.12. Проведение дыхательной гимнастики с целью увеличения жизненного объема легких (ежедневно). 49
2.13. Применение элементов игрового массажа: массаж рук, закаливающий массаж подошв, точечный массаж ушек, закаливающее дыхание и др.
2.14. Контроль за положением тела ребенка с целью профилактики сколиоза в течение дня, в режимные моменты.
2.15. Проведение аутотренинга и психогимнастики в виде игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы (2 раза в неделю).
2.16. Проведение пальчиковой гимнастики для развития тонкой моторики рук (ежедневно утром).
2.17. Проведение музыкальной терапии: − музыкальное сопровождение ритмичных моментов (ежедневно); − музыкальное оформление фона занятий (занятия продуктивной деятельностью).
Осознанное отношение к здоровью и жизни человека предполагает реализацию мероприятий: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: организация кружка «Школа здоровья» в рамках дополнительного образования для детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для разви-тия изобразительной деятельности детей
Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и пот...
Организация предметно - развивающей среды в группе детского сада согласно ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В ...
Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей
Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и пот...
Методические рекомендации «Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»
Работа воспитателя в рамках программы «Социокультурные истоки» всегда начинается с создания в группе предметно – пространственно...
"Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе детского сада".-буклет.
Буклет" Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе...
Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей
quot;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ч...
«Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития художественных творческих способностей детей»
Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой ...