Роль взрослого при взаимодействии ребёнка с гаджетами.
статья

Терехина Ирина Николаевна

При неконтролируемом использовании гаджетов дошкольниками возникают серьёзные риски:

  • контент, содержащий сцены насилия или агрессивного поведения, способен повысить уровень агрессии у дошкольника;
  • время использования гаджетов обратно коррелирует с уровнем развития социальных навыков, тогда как время игр на свежем воздухе прямо коррелирует с уровнем социальных навыков;
  • увеличение экранного времени и взаимодействие с гаджетом перед сном оказываютнегативное влияние на качество сна;
  • наличие телевизора в столовой или взаимодействие с гаджетом во время еды влияет на возможность ожирения;
  • выявлена обратная зависимость между развитием эмоциональной сферы ребенка и его экранным временем;
  • выявлена обратная зависимость между расширением словарного запаса ребенка и его экранным временем;
  • выявлена обратная зависимость между качеством игры дошкольника и его экранным временем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_riski.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взрослого при взаимодействии ребенка с гаджетом.

Тема отношения родителей к использованию их детьми гаджетов активно исследуется в современной научной литературе [20].

Так, исследования говорят о том, что, сопровождая процесс взаимодействия ребенка с гаджетом, родитель может выступать в роли «хранителя» или «проводника». Родители детей младшего возраста чаще выбирают роль «хранителя», оберегая ребенка от излишнего, по их мнению, взаимодействия с гаджетами. По мере того, как ребенок взрослеет, родитель становится его «проводником» в мир цифровых технологий. Однако в некоторых исследованиях отмечается, что иногда трансляция знаний о цифровых устройствах происходит «снизу вверх», а не «сверху вниз», то есть дети оказываются более компетентными в среде новых технологий и обучают им родителей.

В современных условиях для взрослых крайне важно выбрать правильную стратегию родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями. Выделяют следующие виды такого посредничества (рис. 1):

Рис. 1. Стратегии родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями.

 

  1. Авторитетный – родители устанавливают четкие правила и объясняют их, чтобы воспитывать у ребенка ответственное поведение и саморегуляцию. Это наиболее приемлемая родительская стратегия;
  2. Авторитарный – родители устанавливают правила без объяснений и ожидают послушания, не открыты к диалогу и навязывают свое восприятие и взгляды на цифровой контент;
  3. Разрешающий – родители не устанавливают явных ограничений, но время от времени контролируют процесс взаимодействия ребенка с гаджетом и договариваются с детьми об ограничении экранного времени;
  4. Безразличный – родители не контролируют ни экранное время, ни цифровой контент, с которым взаимодействует ребенок.

Принимая во внимание отличительные характеристики авторитетного типа родительской стратегии, можно предложить следующие рекомендации родителям дошкольников по взаимодействию детей с гаджетами:

1) родителям необходимо обсудить с ребенком допустимое экранное время. Так как дошкольник в силу возрастных особенностей еще не может понять, что на практике значит 15 или 30 минут, то взрослым в разговоре целесообразнее опираться на количество серий мультфильма или уровней игры. Кроме того, важно следить, чтоб цифровая активность не мешала полноценной физической активности дошкольника.

2) родителям стоит позаботиться о выборе качественного и доступного для ребенка контента;

3) если старший дошкольник имеет доступ в интернет, необходимо проговорить с ним возникающие интернет-риски;

4) необходимо отвечать ребенку на возникающие вопросы и поощрять ребенка за его успехи в виртуальном пространстве.

Литература.

  1. Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 54–80. DOI:10.19181/inter.2021.13.2

Консультация подготовлена на основе лекции О.В. Саломатовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет.

Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет.....

Статья:"Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет"

Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет...

Консультация для родителей в младшей группе. Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый....

Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет Воспитатель:Койносова Елена Станиславовна

Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет  Воспитатель:Койносова Елена Станиславовна...

Консультация для родителей "Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во мно...

Роль взрослого при взаимодействии ребенка с гаджетом

Современные дошкольники активно взаимодействуют с цифровой средой. Цифровые технологии проникают в их жизнь с самого раннего возраста, поэтому при организации взаимодействия ребенка с гаджетом родител...