музыкотерапия в ДОУ
консультация
Консультация для педагогов по интеграции музыкотерапии в различные виды деятельности и режимные моменты в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.docx | 28.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная терапия (музыкотерапия) – это определенная система психосоматической регуляции функций организма человека, которая базируется на одновременном влиянии акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека, а также на поверхность тела и его внутренние органы.
Одним из перспективных интегративных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей признана музыкальная терапия. Во всем мире музыкотерапия является одним из простых, но в то же время высокоэффективных терапевтических методов. С 8 апреля 2003 г. она стала официальным методом здравоохранения и в России.
Музыкотерапия во многих странах мира широко применяется для профилактики и лечения большого числа нарушений, таких как психосоматические заболевания, и т. д. Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую целевую группу.
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома.
В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов деятельности. Поэтому музыкотерапию рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.
Использование музыкотерапии в режимных моментах
Режимные моменты. | Для чего используется. | Результат воздействия. | Возрастная группа. | Предлагаемый музыкальный репертуар. |
Утро. | Используется для создания эмоционального фона. | Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздей-ствует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми. | Младшая группа. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», |
Приём детей. | Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости. | Музыка является активным действенным средством эмоциональ-ной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние. | Средняя группа. | М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке». |
Утренняя гимнастика.
|
|
| Старшая группа. | В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», |
Подготовит. группа. | М.И.Глинка «Вальс фантазия». | |||
Средняя гр | П.И.Чайковский «Апрель», | |||
Старшая гр. | Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик». | |||
Подготов. гр.
| Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда», | |||
И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае». | ||||
Музыкальное сопровождение музык — ым руководителем. | ||||
Аудио кассеты ритмической музыки. | ||||
Прогулка. (в теплое время года). Наблюдения, в процессе тру-довой деятель-ности, после игр большой подвижности
| Задает определенный жизненный ритм, оказы-вает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональ-ный отклик при наблюде-ниях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки. | Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. | Все возрастные группы. | Наблюдения: С.В.Рахманинов «Итальянская полька», |
В.Агафонников. «Сани с колокольчиками». | ||||
Труд детей : Р.н.п. «Ах вы, сени…», И.Штраус. Полька «Трик – трак». | ||||
Расслабление : Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегу-рочка», песни, пляски птиц. | ||||
Сон. (засыпание и пробуждение)
| Используется для эмо-ционального расслабле-ния нервной системы и мышц ребенка. Спокой-ная, нежная музыка помогает детям заснуть. | Нормализуется артери-альное давление, стимулируется дыхание. | Ясельная гр. | Колыбельные: «Тише. Тише» |
Младшие группы. | «Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай». | |||
Старшие группы.
| Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная». | |||
В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей». | ||||
Индивидуальная музыкотерапия. | Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактив-ности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способнос-тей при индивидуальной деятельности. | Нормализация эмоцио-нального состояния, снятие физического и эмоционального напря-жения, повышение творческой работоспо-собности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность. | Все возрастные группы. | А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс», А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки». |
Средняя гр. | П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор, Л.В.Бетховен. «Сурок», Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки. | |||
Старшая гр. | Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»), К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия», Р.Щедрин. Юмореска.
| |||
Подготов. гр. |
Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности.
Виды деятельности | Для чего используется. | Результат воздействия. | Возрастная группа. | Используемый музыкальный репертуар. |
Музыкальные занятия. | Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. | Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения. | Младшая группа. | А.К.Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная». |
Средняя группа. | М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…» | |||
Старшая группа. | М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка». | |||
Подготовит. группа. | П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька» | |||
Физкультурные занятия. | Метод релаксации – используется для расслабления детей и восстановления дыхания. | Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния. | Все возрастные группы. | И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель»,А.Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае». |
ИЗО. | Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определен-ного психологическо-го и эмоционального настроя, ассоциатив-ных связей. | Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества. | Все возрастные группы. | Русские народные мелодии, |
Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». | ||||
Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.) | Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа. | Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств. | Средняя группа. | Шопен. Ноктюрн №1,2.,П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей». |
Старший дошкольный возраст. |
Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы подобраны специальные музыкальные произведения задействованы все органы чувств у детей установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Музыкотерапия
Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)
Консультация для воспитателей по теме "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...
статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"
Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...
МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
После проведения исследования, хочется поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...