мастер-класс
материал

Арина Андреевна Гонцова

«ИГРЫ, КОТОРЫЕ НАС ЛЕЧАТ».

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  РАЗНОВОЗРАСТНЫХ  ГРУПП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_igry_kotorye_lechat.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Всеволожский центр образования»

(дошкольное отделение №1)

Конспект

МАСТЕР-КЛАСС

ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

                                     «ИГРЫ, КОТОРЫЕ НАС ЛЕЧАТ».

                                                                     

 Составила и провела

                                                                          26.04.23

Воспитатель

                                                                                                        Гонцова А.А.

                                   

                                                г. Всеволожск

                                                        2023 г.

                                       «ИГРЫ, КОТОРЫЕ НАС ЛЕЧАТ».

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  РАЗНОВОЗРАСТНЫХ  ГРУПП.

Цель мастер-класса:  повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу овладения здоровьесберегающими технологиями в ДОО.

Задачи: - расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников; показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста и их значение для развития ребенка;

-создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью: снять нервное и физическое напряжение, зарядить их позитивом и жизнерадостностью.

Для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется

“Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

 

- Мы летим на воздушном шаре. Вокруг  ярко  светит  солнце,  голубое  небо.

Перед вами 7 важных ценностей, которые мы возьмем с собой в путешествие

(увлечения, образование, деньги,  здоровье, семья, работа, любовь)

А теперь представьте, что воздушный шар  начал  снижаться  и  грозит  скоро

упасть. Нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх, то есть убрать 2  слова  из  списка.  Но  шар  всё  равно   снижается   и   надо   ещё   сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 2 слова. Что у  вас осталось  в списке ? (на 1 месте –……,

на 2 месте…… и на 3 - …….)

 

Вопрос к коллегам: Так что такое «Здоровье»?

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь на определении термина «Здоровье», выделяют следующие его компоненты: здоровье физическое, психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье.

Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье и как влияет эмоциональная сфера детей на  эти два компонента.  

Даже   для   самого   общительного   ребенка    детский    сад  —  это    стресс. Попробуйте провести  несколько  часов  в  большой  шумной  компании, — и если  вы  спокойный  и  «негромкий»  человек,  у  вас  скоро  заболит голова, начнет копиться раздражение. А ребёнок проводит в такой обстановке целый день, поэтому бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Так  

 Что же такое  Психическое здоровье- это умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).

что такое Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.

 

Поддерживая    в   ребенке    радостное   настроение,   мы   укрепляем  его психическое,  а   значит   и   физическое   здоровье,   только   согласованное функционирование  этих  дух  компонентов,  их  единство,  могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

 Все  мы  знаем ,  что  игра  положительно  влияет на развитие ребенка. Он обретает  новые  определенные  навыки  в  той  или  иной деятельности, в том числе и в общении, потихоньку готовится к взрослой жизни.

 Игротерапия   -  это    одна  из  методик    психологической   помощи   детям. Эффективность такой методики уже давно доказана.

 Играя с  детишками, мы как будто сами попадаем в свое детство, становимся непосредственными    и   начинаем   лучше   понимать   своих   детей,     Игра обладает  не  только  развивающими  но  и лечебным действием, избавляет от психологической  травмы,  позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.

Давайте  же  мы с вами попробуем освоить   некоторые игровые  технологии..

Вполне возможно, что детский психолог проведет игротерапию намного профессиональнее, но еще более очевидна польза от занятий, которые проводят сами педагоги.

Лучше  начинать  игровые   занятия   с   тех   игр,   которые   направлены    на улучшение общего психологического самочувствия.

Эти игры помогут:

- Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

- Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества.

- Наладить контакт между детьми и педагогами.

- Развить ловкость и координацию движений.

Все    игры   позволяют   проводить   лечебно  -  профилактические   занятия     в игровой,     веселой  и  занимательной   форме. Такие  игры никогда не наскучат детям.

Так давайте играть с детьми! В интересные, яркие, образные, познавательные, оздоравливающие и развивающие игры.

Итак, мы начинаем.

- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс

 Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Поэтому мы   начнем с игр и упражнений, направленных на коррекцию агрессивности:

 «Драка» (показ с педагогами) 

Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.  Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

«Капризная лошадка». Цель: снятие агрессии

Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

«Злые — добрые кошки». Цель: снятие общей агрессии.

 

Ход:  Детям  предлагается  образовать  большой  круг, в центре  которого,  на полу, лежит физкультурный обруч. Это  «волшебный  круг», в котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой)  превращается  в  злющую-презлющую  кошку: шипит и  царапается.  При  этом   выходить   из  «волшебного  круга»  нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более    «злые»    движения.    По    повторному   сигналу  ведущего  действие заканчивается,  дети  разбиваются  по  парам  и  опять  по  сигналу  взрослого превращаются  в  злых   кошек.   Категорическое  правило:  не  дотрагиваться друг  до  друга!  Если  оно   нарушается,   игра   мгновенно   останавливается, ведущий  показывает  пример  возможных  действий, после чего продолжает игру.

На  заключительном  этапе  игры  ведущий предлагает  «злым кошкам» стать  добрыми  и  ласковыми.  По  сигналу  дети  «превращаются» в  добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Минута шалости». Цель: психологическая разгрузка.

 Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

 

«Маленькое привидение» (показ с педагогами)

Представить, что вы привидения, только очень добрые. По моему хлопку мы с вами будем пугать друг друга. Если я хлопну один раз - вы это делаете очень громко, если я хлопну 2 раза - тихо-тихо!

 

«Насос и мяч» (показ с педагогами)

Разбиться на пары. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

«Сражение» 

Игроки  бросаются  легкими   предметами  (шарики  из  бумаги,   маленькими мягкими  игрушками)  друг  в  друга,  можно  из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

Игры на коррекцию тревожности и страхов:

  страх  - это  реакция  на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность -  это переживание неопределенной, смутной угрозы преимущественно воображаемого характера.

 

«Настроение и походка» (показ с педагогами)

 Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».

«Гусеница» (показ с педагогами)

 Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

 

«Смелые мыши» (с 2 лет)

Выбирается  кот  и  мышь.  Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

«Привидение» (с 3 лет). На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.

«Пчёлка в темноте» (с 3 лет).

 Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет).

Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

«Сова и зайцы» (с 3 лет)

Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день),  сова спит, а зайцы  скачут.  Когда  свет  выключается  (наступает ночь),   сова   вылетает, ищет зайцев и  кричит: «У - у - у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

«Жмурки» (для детей с 4 лет)

Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки  бегают  по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!»  Схватив  попавшегося,  водящий  угадывает,  кто   это,   и   только   после снимает повязку.

Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не  «жмурился»  в  поисках игроков,   как    только   почувствуете,   что   они   затянулись,   поддайтесь   с радостью.

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

«Снеговик!»

Педагог  и  дети   превращаются   в   снеговиков:   встают,   разводят   руки  в стороны,  надувают  щеки  и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый  говорит:   «А   теперь   выглянуло   солнышко,   его   жаркие   лучи коснулись     снеговика,     и     он     начал    таять».    Играющие    постепенно расслабляются,  опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино»

Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми:

«Представьте,  что  вы  превратились  в  куклу  Буратино.  Встаньте  прямо  и замрите в позе куклы. Всё тело  стало  твёрдым,  как   у  Буратино. Напрягите плечи,  руки,  пальцы,  представьте,  что  они  деревянные. Напрягите  ноги  и колени,  пройдитесь  так,  словно  тело  стало деревянным.  Напрягите лицо и шею.  Наморщите  лоб,  сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»

"Ласковые лапки"

Цель:  снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное  восприятие,  гармонизировать  отношения   между   ребенком  и взрослым.

Взрослый  подбирает  6 - 7  мелких  предметов  различной  фактуры:  кусочек меха,  кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на    стол.   Ребенку    предлагается   оголить   руку   по   локоть;   воспитатель объясняет,  что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо  с  закрытыми  глазами   угадать,   какой  "зверек"  прикасается  к  руке - отгадать    предмет.     Прикосновения     должны    быть     поглаживающими, приятными.

Вариант  игры:  "зверек"  будет  прикасаться  к щеке,  колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Берег моря»

Всем   детям   предлагают   лечь   на   ковер   и   закрыть   глаза.  После  этого воспитатель начинает рассказывать тихим голосом:

«Представьте,  что  вы  лежите  на  берегу  моря.  Никого  нет   рядом,  только птицы  поют,  волны  бьются  о  берег  и шумит ветер. Солнышко постепенно пригревает , ваши   ручки,   ножки,   глазки   —  все   тело   расслаблено,   вам хорошо.  Не  хочется двигаться, вдали слышен шум моря – шшшшшшшшшш, шшшшшш.

Волны  набегают  одна  другую,  пенятся,  если  вытянуть  носочки, то можно кончиками  пальцев  дотянуться  до   воды.   Под   ладошкой   теплый   песок, мягкий, он просачивается сквозь пальцы. Удобно поддерживает голову. Вам легко, спокойно, хорошо. Высоко наголовой  шумит ветер – шшшшшшшшш, шшшшшшшшшш.  Жарко.   Вот   тень   от   дерева   упала   на   вас,   и   стало прохладно,  солнышко  больше   не    греет    так    сильно.    Вы    потихоньку потягиваетесь,  ручки,  ножки  напрягаются.  Открываем   глазки,   лежим,  не двигаемся. Отдохнули? Теперь можно вставать.

«Медвежата» :  ребенок  превратился  в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге.  Подул  холодный  ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он  сжался  в  маленький   клубочек  –  греется.   Стало   жарко,   медвежонок развернулся и зарычал.

Игры и упражнения на коррекцию нарушения в развитии коммуникативных навыков:

 

 

Упражнение «Рассказ по кругу» направлено  на  развивитие умения вступать в процесс общения (показ с педагогами)

 

Дети встают в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня после детского сада я...”, его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу. Упражнение заканчивается после того, как каждый добавит по одному или два предложения в рассказ.

Игра «Слепец и поводырь»на развитие  умения  доверять, помогать, и поддерживать товарищей по общению

 (показ с педагогами)

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения, относительно их передвижения и т. д. Затем дети меняются ролями. По окончанию игры детей просят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру.

 Игра-тренинг «Волшебный цветок добра» на развитие понимания чувств другого человека (показ с педагогами)

Детям необходимо встать в круг, представить в руках у себя волшебный цветок и подарить его другому со словами – комплиментами. Для этой игры необходимо создать атмосферу доверия, радости и душевного комфорта.          

А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к играм и упражнениям, направленным на развитие, укрепление и поддержание здоровья физического.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.

«Погреемся» (показ с педагогами)

Сделать глубокий вдох,  руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—1 0 раз).

«Мельница» (показ с педагогами)

Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6— 7 раз).

«Сердитый ежик» (показ с педагогами)

Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3— 5 раз).

«Лягушонок» (показ с педагогами)

Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

«Заблудился в лесу» (показ с педагогами)

Сделать вдох, на выдохе прокричать ау-у.

«Великан и карлик» (показ с педагогами)

 Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Артикуляционная гимнастика:

Пальчиковые игры -  

          Гимнастика для глаз: 

Физминутка:  

Консультация для родителей

Помните, самое главное - это не то во что играть, а то, как играть. Мы искренне надеемся, что работа в этом направлении поможет сделать мир детей насыщенным и ярким, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!». Понимайте «своих» детей и растите вместе с ними!

Здоровые дети- в здоровой семье

Здоровые семьи – в здоровой стране

Здоровые страны- планета здорова

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...