Влияние природной среды на психическое здоровье ребёнка
статья
Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние природной среды на психическое здоровье ребёнка
Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Воздействие шума оказывает негативное влияние на весь растущий детский организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы, отчетливее повышается уровень страха.
Негативное влияние на состояние мозга оказывает химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани, снижает ее функциональные характеристики, неблагоприятно воздействует на обмен веществ в мозге.
Особое место в различных психологических нарушениях у ребёнка играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, даже при невысоком уровне действие этот фактор порождает страх как у детей, так и у взрослых.
Усиливающаяся изоляция от естественной (природной) среды является ещё одним фактором, негативно действующим на организм ребёнка и особенно на его психику. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает ребёнка более агрессивным.
Нервная система ребёнка довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, но возможности ее не беспредельны. Мы сейчас находимся в ситуации, когда адаптивные возможности нашей психики отстают от возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально «глухим».
Снизить степень отражения негативных факторов на здоровье детей – прямая ответственность взрослых. Чем раньше начинается экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении. Ребенок существует в окружающей среде не как взрослый, он постоянно вступает с ней в диалог, среда говорит с ним многообразием своих элементов, а он отвечает ей разнообразием своей активности: наблюдательностью, изобретательностью, мышлением, фантазированием, эмоциональными переживаниями.
Самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психологическое здоровье ребёнка - общение с природой.
Природа это не только безликая «окружающая среда», которая окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне... Взаимодействие с миром природы обладает большим психологопедагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?
Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с плохим сном.
Психотерапевтическая и реабилитационная функции. Взаимодействие ребёнка с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда советуют завести питомца. Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
Эстетическая функция. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Например, в Китае 3,5 тыс. лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С 16 века —европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных, и спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли. Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.
Познавательная функция и функция общения. Как показывают наблюдения, некоторые дети, имеющие трудности в обучении, приводившие к внутреннему отказу от него, личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы, существенно повысилась самооценка, ребёнок легче социально адаптировался. Как показали исследования А. Маслоу, А.В. Петровского, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. Когда ребенок обустраивает аквариум, помогает папе строить скворечник, маме высаживать саженцы, он выступает в роли творца, создает «свой мир» и реализуется в собственном «мире». Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения. В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене. Практически все дети, у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных.
Окружающая среда находится в непрерывном взаимодействии с людьми, поэтому необходимо уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.
И прежде всего оно должно быть направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне, бережного использования природных ресурсов.
Предварительный просмотр:
Влияние природной среды на психическое здоровье ребёнка
Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Воздействие шума оказывает негативное влияние на весь растущий детский организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы, отчетливее повышается уровень страха.
Негативное влияние на состояние мозга оказывает химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани, снижает ее функциональные характеристики, неблагоприятно воздействует на обмен веществ в мозге.
Особое место в различных психологических нарушениях у ребёнка играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, даже при невысоком уровне действие этот фактор порождает страх как у детей, так и у взрослых.
Усиливающаяся изоляция от естественной (природной) среды является ещё одним фактором, негативно действующим на организм ребёнка и особенно на его психику. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает ребёнка более агрессивным.
Нервная система ребёнка довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, но возможности ее не беспредельны. Мы сейчас находимся в ситуации, когда адаптивные возможности нашей психики отстают от возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально «глухим».
Снизить степень отражения негативных факторов на здоровье детей – прямая ответственность взрослых. Чем раньше начинается экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении. Ребенок существует в окружающей среде не как взрослый, он постоянно вступает с ней в диалог, среда говорит с ним многообразием своих элементов, а он отвечает ей разнообразием своей активности: наблюдательностью, изобретательностью, мышлением, фантазированием, эмоциональными переживаниями.
Самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психологическое здоровье ребёнка - общение с природой.
Природа это не только безликая «окружающая среда», которая окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне... Взаимодействие с миром природы обладает большим психологопедагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?
Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с плохим сном.
Психотерапевтическая и реабилитационная функции. Взаимодействие ребёнка с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда советуют завести питомца. Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
Эстетическая функция. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Например, в Китае 3,5 тыс. лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С 16 века —европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных, и спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли. Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.
Познавательная функция и функция общения. Как показывают наблюдения, некоторые дети, имеющие трудности в обучении, приводившие к внутреннему отказу от него, личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы, существенно повысилась самооценка, ребёнок легче социально адаптировался. Как показали исследования А. Маслоу, А.В. Петровского, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. Когда ребенок обустраивает аквариум, помогает папе строить скворечник, маме высаживать саженцы, он выступает в роли творца, создает «свой мир» и реализуется в собственном «мире». Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения. В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене. Практически все дети, у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных.
Окружающая среда находится в непрерывном взаимодействии с людьми, поэтому необходимо уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.
И прежде всего оно должно быть направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне, бережного использования природных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние окружающей среды на здоровье человека
Окружающий мир....
Влияние экологической среды на здоровье детей
Здоровый образ жизни детей неотделим от экологической культуры взрослых. Родителям необходимо обращать внимание на проблему загрязнения воздуха, задуматься о том, чем дышат их дети. ...
Памятка для родителей "Примеры положительное и отрицательное влияние внешней среды на здоровье детей."
Полезно иметь в групповой папке ....
Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребёнка
Для детей в возрасте трёх-четырёх лет основным видом деятельности является игра. Играя, дети познают окружающую среду, усваивают социальные роли, впитывают элементы национальной культуры. С целью гарм...
«Влияние безопасной среды на благополучие ребёнка»
Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?...
Консультация для родителей Влияние курения родителей на здоровье ребёнка
Как курение родителей влияет на ребёнкаКурение в присутствии ребенка, к сожалению, в нашей стране является обычным делом. Папа, дымящий прямо на коляску или уверенно прикуривающий сигарету рядом с соб...
«Влияние безопасной среды на благополучие ребёнка»
Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Главная цель по воспитанию безо...