Влияние природной среды на психическое здоровье ребёнка
статья

Собакина Марина Николаевна

Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние природной среды на  психическое здоровье ребёнка

Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Воздействие шума оказывает негативное влияние на весь растущий детский организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы, отчетливее повышается уровень страха. 

Негативное влияние на состояние мозга оказывает химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани, снижает ее функциональные характеристики, неблагоприятно воздействует на обмен веществ в мозге.

Особое место в различных психологических нарушениях у ребёнка играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, даже при невысоком уровне действие этот фактор порождает  страх как у детей, так и у взрослых.

Усиливающаяся изоляция от естественной (природной) среды является ещё одним фактором, негативно действующим на организм ребёнка и особенно на его психику. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает ребёнка более агрессивным. 

Нервная система ребёнка довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, но возможности ее не беспредельны. Мы сейчас находимся в ситуации, когда адаптивные возможности нашей психики отстают от возрастающих требований современной жизни.  При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально «глухим».

Снизить степень  отражения  негативных факторов на здоровье детей – прямая ответственность взрослых. Чем раньше начинается экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении. Ребенок существует в окружающей среде не как взрослый, он постоянно вступает с ней в диалог, среда говорит с ним многообразием своих элементов, а он отвечает ей разнообразием своей активности: наблюдательностью, изобретательностью, мышлением, фантазированием, эмоциональными переживаниями.

Самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психологическое здоровье ребёнка - общение с природой.

Природа это не только безликая «окружающая среда», которая окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне... Взаимодействие с миром природы обладает большим психологопедагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?

Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с плохим сном.

Психотерапевтическая и реабилитационная функции. Взаимодействие ребёнка с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда советуют завести питомца. Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.

Эстетическая функция. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Например, в Китае  3,5 тыс. лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С 16 века —европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных, и спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли. Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.

 Познавательная функция и функция общения. Как показывают наблюдения, некоторые дети, имеющие трудности в обучении, приводившие к внутреннему отказу от него, личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы, существенно повысилась самооценка, ребёнок легче социально адаптировался. Как показали исследования А. Маслоу, А.В. Петровского, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. Когда ребенок обустраивает аквариум, помогает папе строить скворечник, маме высаживать саженцы, он выступает в роли творца, создает «свой мир» и реализуется в собственном «мире». Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения. В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.  Практически все дети, у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных.

Окружающая  среда находится в непрерывном взаимодействии с людьми, поэтому необходимо уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего  поколения.

И прежде всего оно должно быть направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне, бережного использования природных ресурсов.



Предварительный просмотр:

Влияние природной среды на  психическое здоровье ребёнка

Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Воздействие шума оказывает негативное влияние на весь растущий детский организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы, отчетливее повышается уровень страха. 

Негативное влияние на состояние мозга оказывает химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани, снижает ее функциональные характеристики, неблагоприятно воздействует на обмен веществ в мозге.

Особое место в различных психологических нарушениях у ребёнка играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, даже при невысоком уровне действие этот фактор порождает  страх как у детей, так и у взрослых.

Усиливающаяся изоляция от естественной (природной) среды является ещё одним фактором, негативно действующим на организм ребёнка и особенно на его психику. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает ребёнка более агрессивным. 

Нервная система ребёнка довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, но возможности ее не беспредельны. Мы сейчас находимся в ситуации, когда адаптивные возможности нашей психики отстают от возрастающих требований современной жизни.  При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально «глухим».

Снизить степень  отражения  негативных факторов на здоровье детей – прямая ответственность взрослых. Чем раньше начинается экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении. Ребенок существует в окружающей среде не как взрослый, он постоянно вступает с ней в диалог, среда говорит с ним многообразием своих элементов, а он отвечает ей разнообразием своей активности: наблюдательностью, изобретательностью, мышлением, фантазированием, эмоциональными переживаниями.

Самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психологическое здоровье ребёнка - общение с природой.

Природа это не только безликая «окружающая среда», которая окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне... Взаимодействие с миром природы обладает большим психологопедагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?

Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с плохим сном.

Психотерапевтическая и реабилитационная функции. Взаимодействие ребёнка с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда советуют завести питомца. Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.

Эстетическая функция. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Например, в Китае  3,5 тыс. лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С 16 века —европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных, и спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли. Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.

 Познавательная функция и функция общения. Как показывают наблюдения, некоторые дети, имеющие трудности в обучении, приводившие к внутреннему отказу от него, личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы, существенно повысилась самооценка, ребёнок легче социально адаптировался. Как показали исследования А. Маслоу, А.В. Петровского, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. Когда ребенок обустраивает аквариум, помогает папе строить скворечник, маме высаживать саженцы, он выступает в роли творца, создает «свой мир» и реализуется в собственном «мире». Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения. В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.  Практически все дети, у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных.

Окружающая  среда находится в непрерывном взаимодействии с людьми, поэтому необходимо уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего  поколения.

И прежде всего оно должно быть направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне, бережного использования природных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние экологической среды на здоровье детей

Здоровый образ жизни детей неотделим от экологической культуры взрослых.   Родителям необходимо обращать внимание на  проблему загрязнения воздуха, задуматься о том, чем дышат их дети. ...

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребёнка

Для детей в возрасте трёх-четырёх лет основным видом деятельности является игра. Играя, дети познают окружающую среду, усваивают социальные роли, впитывают элементы национальной культуры. С целью гарм...

«Влияние безопасной среды на благополучие ребёнка»

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?...

Консультация для родителей Влияние курения родителей на здоровье ребёнка

Как курение родителей влияет на ребёнкаКурение в присутствии ребенка, к сожалению, в нашей стране является обычным делом. Папа, дымящий прямо на коляску или уверенно прикуривающий сигарету рядом с соб...

«Влияние безопасной среды на благополучие ребёнка»

      Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?   Главная цель по воспитанию безо...