Подпроект по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста «Я сам! » в рамках общесадовой проектной деятельности «Мой дом-Созвездие»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_sam.pdf | 956.88 КБ |
podproekt_ya_sam.docx | 294.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»
Проект
по формированию навыков самообслуживания
у детей раннего возраста
«Я сам! » в рамках клубной деятельности
«Мой дом-Созвездие»
Подготовили:
Гарсаева Л.Х.
Давлетмурзаева З.З.
г.Пыть-Ях,2021
Тип проекта:долгосрочный.
Участники проекта: дети 2 младшей «А» группы «Светлячок», родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021г- май 2022г.
Предполагаемые итоги проекта:Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания
Актуальность проекта:
Продолжая работу с детьми младшей группы, необходимо отметить, что у большинства детей, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания нами разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в младшем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрастезакладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.
Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладениенавыками самообслуживания детьми 2 младшей группы:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешаютполотенцана свои места.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по данной теме.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использованиехудожественнойлитературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечениечистотысреды;
- соблюдениеправилэтикета.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап - основной:выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап - заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.
Ход реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Сроки | |||
1 этап - подготовительный | Диагностика сформированности навыков Наблюдения и игры на сближение, знакомства. | Сентябрь | |||
Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка» | |||||
Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого Игра «Купание куклы», «Катя умывается» | |||||
Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых. | |||||
Учить снимать одежду и вешать на стул Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье» Чтение: К. Чуковский «Федорино горе» | |||||
Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками - Использование стих - я Г.Ладонщикова «Я под краном мыла руки», - пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки» | |||||
Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке. Игра «Мои любимые ложки» | |||||
Учить детей помогать в уборке игрушек Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем | |||||
Учить детей самостоятельно надевать трусики, колготки Пед. ситуация «Поможем куклам одеться» | |||||
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки - Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр», - проблемная ситуация «Грязные руки», - пед. ситуация «Всё для умывания» | |||||
Учить есть с широкого края ложки - Игра «Накорми мишку мёдом», - рассматривание картинок на тему – «посуда» | |||||
С помощью воспитателя ставить стулья к столам - Игра «Найди свой домик », - пед. ситуация «Помоги друг другу» | |||||
Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф. - Игровое упражнение «Каждой вещи своё место», -рассматривание альбома «Одежда», - пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки» | |||||
Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол - Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы», - традиция «Сухой пол» | |||||
Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом -Традиция «Чистый стол» | |||||
Учить детей своевременно пользоваться туалетом - Традиция «Сухие штанишки», - игра «Напои крокодила» | |||||
Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху - Настольная игра «Одень куклу», - чтение стих – я О.Кригер «На прогулку», -игра на внимание «Исправь ошибку» | |||||
Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания Традиция «Сухие рукава» | |||||
Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом Игра «Мы едим» | |||||
Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком - Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская», - игра-упражнение «Найди домик своей расчёски», - игровая ситуация «Рассматриваем себя в зеркало» | |||||
Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания - Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем», - игровое упражнение «Умоем Петрушку», - чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». - рассматривание полотенец – цвет, ткань. | |||||
Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках» - Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки», «Липучки», «Застёжки» | |||||
Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи Традиция «Чистюли» | |||||
Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки» | |||||
Учить помогать друг другу в одевании и раздевании - Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом», - рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», - поручения «Помоги другу» | |||||
Учить детей мыть лицо сверху вниз - Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая», - игра-развлечение «Научим зайку умываться» | |||||
Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой - Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом» | |||||
Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки - Просмотр диафильма «Федорино горе», -игра « Мы – помощники», - пед ситуация « Почему плачут игрушки» | |||||
Учить детей выворачивать одежду на правую сторону - Пед. ситуация «Что неправильно одел Саша, как надо» | |||||
Учить быть последовательными в процессе умывания Режимные процессы | |||||
- Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери» |
Работа с родителями
- Оформление папки-передвижки для родителей.
Консультация для родителей:«Я сам», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»,«Убираю игрушки сам», «Как научить ребенка мыть руки?», «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности», «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания»,«Как развить у ребенка навыки самообслуживания».
- Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?
Список используемой литературы
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
- Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...
Консультация для родителей " Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста "
Использование игровых приемов...
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Приемы для формирования навыков...
проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...
Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...
Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)
Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...