Консультация
консультация (младшая группа)
в стихотворной форме пальчиковые игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы
физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Забота о физическом развитии ребёнка имеет особое значение в младшем дошкольном возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.
Грамотно организованная двигательная активность ребёнка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения, стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Для пробуждения интереса к физической культуре в дошкольном учреждении педагоги должны обучать детей различным движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, игровых образов, подражательных действий. Например – как ходит, рычит медведь; как зайка прыгает; как лошадка скачет; как птичка летает и т.д.
Используя детский фольклор, педагог легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Хорошо знакомые детям потешки, необходимо использовать в играх – забавах, в утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, на занятиях по физической культуре. Это всегда помогет детям проявить речевую и двигательную активность.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребёнка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Также используются потешки для подъёма детей, после сна, так-как не все дети с охотой встают.
В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения необходимо использовать как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи, восполняется двигательная потребность.
Например потешки: «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Помимо потешек, прибауток, развивающую мелкую моторику и руку малышей, материал детского фольклора учит и разнообразным выразительным движением. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах.
На основе подражания малыши с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, стихов. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силу ребенку младшего дошкольного возраста: идет дождь, снег, прыгает зайчик.
Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить как они осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
В работе с детьми необходимо использовать определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом такой работы будут положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое поможет овладеть родным языком, развить память, воображение, мышление, даст возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне разовьет ребенка.
Фольклор позволяет разнообразить физкультурно-оздоровительную работу путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Приобщение детей к устному народному творчеству не только открывает перед ними тесную связь человека с миром природы, дает возможность познакомиться с родной культурой, с образным языком. Всевозможные потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички и прочая стихотворная «шумиха», помогают детям автоматизировать поставленные звуки, способствуют укреплению органов дыхания, улучшению кровоснабжения ЛОР-органов (что весьма актуально для часто болеющих детей). С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей, стоп и тела в целом с фольклорным содержанием. Используя устное народное творчество, разработаны комплексы упражнений гимнастики пробуждения, физминутки и динамические паузы, дыхательные и зрительные гимнастики.
Оздоровительные мероприятия с использованием фольклора предусматривают систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий.
Из нашего национального устного творчества – потешек, считалок, закличек, скороговорок, сказок, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.
Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.
Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Вся деятельность ребенка должна быть пронизана движением – это залог здорового развития его организма.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
С целью повышения двигательного потенциала нужно повторять упражнения из малого фольклора не более 2 - 3 раз.
. В дошкольных учреждениях можно проводить разные виды гимнастик с использованием фольклорного материала.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания детям
2. Познавательная и нравственная значимость
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок выполняет определенные упражнения, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия. Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма.
При использовании оздоровительных технологий с применением малых фольклорных форм обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.При этом ребенок не только реализует потребность в движении, оздоравливается, но происходит формирование речевого аппарата, расширение лексического запаса, и своеобразная коррекция звука произношения.
Почти все потешки, скороговорки можно использовать для психокоррекции. В детском фольклоре есть ещё и считалки, заклички, не говоря уже об играх. Все народные игры моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не просто двигаться, но и думать, искать решение. В каждом упражнении целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. В нашей работе мы используем определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда я делаю - запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания.
Использование фольклора во время:
- культурно – гигиенических навыков «Здоровье — всему голова, всего дороже»
- режима дня «Где здоровье – там и красота!» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
-прогулки «Свежий воздух малышам Нужен и полезен! Очень весело гулять нам! И никаких болезней!...»
-физического развития» В физкультурном зале мы - Дружно занимаемся! Стать мы сильными - должны! Вот мы как стараемся!»
-правильно питания « Чтобы быть всегда здоровым, бодрым, стройным и весёлым, Дать совет я вам готова - надо кушать помидоры, Фрукты, овощи, лимоны, Кашу - утром, суп в обед, а на ужин винегрет.»
-физкульт минуток «Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.»
-сна «Тихо-тихо колокольчик позвени, Всех мальчишек и девчонок разбуди. Все проснулись, потянулись И друг другу улыбнулись.»
-закаливания «Я здоровье берегу – сам себе и помогу»
- дыхательной гимнастики» Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо – Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание. Раз, два, три, четыре – Снова дышим: Глубже, шире.»
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы организованной образовательной деятельности на фольклорном материале:
1. Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 – 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.
2. Сюжетные занятия физической культурой с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эта организованная образовательная деятельность проводится в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.
4. Музыкально-ритмические занятия физической культурой, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.
5. Игровые занятия физической культурой на основе русских народных подвижных играх.
6. Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
7. Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.
Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу и в активный отдых детей:
- утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором,
- ритмическая гимнастика в русском народном стиле,
- физкультурные минутки на основе фольклора,
- русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.
Таким образом, на современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов оздоровления детей, повышения их двигательной активности. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....