Статья на тему: «Здоровьесберегающих технологий ДОУ в рамках реализации ФГОС»
статья (средняя группа)

Григорьева Ирина Сергеена

Статья на тему: «Здоровьесберегающих технологий ДОУ в рамках реализации ФГОС»

 

Здоровье — величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Что же такое здоровье? «Здоровье» — чрезвычайно широко применяемый термин. Ежедневно мы неоднократно повторяем: «Здравствуй!», «Как твое здоровье?», «Будьте здоровы!» и т.д. Однако на вопрос «Что такое здоровье?» многие затрудняются ответить. Народная поговорка гласит: если люди не болели бы, то и не знали бы, что такое здоровье. Парадокс состоит в том, что ценность здоровья осознается лишь тогда, когда оно почти или совсем утрачено. Любое состояние здоровья только тогда воспринимается человеком на чувственном уровне, когда оно проявляется через нездоровье — в виде более или менее значительного препятствия для осуществления какой-либо деятельности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 

Утренняя  зарядка.

Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

 

          Задачи:

 

-Формирование и отработка двигательных навыков: малыши учатся координировать движения, определять направление движений, ориентироваться в пространстве;

-развитие мелкой моторики: включение пальчиковых игр в зарядку;

-обучение правильному дыханию во время физической нагрузки;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-обучение правильному пробуждению организма: привести себя в тонус после сна помогает зарядка.

 

Умывание прохладной водой.

 

Цель:Проявлять аккуратность в мытье. Научить массажу пальцев, способствующий мелкой моторики, кровообращения рук.

Продолжать заботиться о себе, о своем здоровье, напоминать о необходимости гигиены.

Задачи: - учить детей правильно называть предметы туалета;

- развивать умение вести диалог с педагогом;

- слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

- обогащать словарный запас: душистое, гладкое, мягкое;

- активизировать в речи детей слова обозначающие действие :

  умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, вытереть руки;

- воспитывать аккуратность.

 

Гимнастика после сна.

 

Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после дневного сна, вызвать у детей положительные эмоции; поднять мышечный тонус.

Оздоровительные задачи: Способствовать формированию правильной осанки и свода стопы; тренировке дыхательной системы.

Образовательные задачи: Продолжать учить детей приёмам самомассажа и дыхательным упражнениям. Закреплять умения выполнять упражнения под счет.Формировать навыки ЗОЖ у детей.

Развивающие задачи: Развивать ловкость, мышление, внимание, воображение.

 

 

 

Хождение по ОРТО коврикам.

Цель:

1. Закаливание организма.

2. Профилактика и коррекция плоскостопия.

3. Развития чувства равновесия и координации движений.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

 

 

 

Гимнастика для глаз.

Цельгимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

 

 

Прогулки.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО"

Обеспечение возможностей сохранения здоровья дошкольника, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни. Умение использовать полученные знания в повседневной жизни....

Здоровьесберегающие технологии ДОО в рамках реализации ФГОС

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек про...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС

Данная консультация направлена на объединение педагогов , медиков, родителей на сохранение, укрепление и развитие здоровья...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДОУ

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный ...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Краткая аннотацияМастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО...