Картотека пальчиковых игр младший возраст
картотека (младшая группа)

Картотека пальчиковых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 «Кораблик» города Волжска Республики Марий Эл

Картотека пальчиковых игр для детей

младшего дошкольного возраста

                                                                                                  Подготовила: воспитатель

Андрощук Галина Александровна

Волжск

2022-23 гг.

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидим за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

«МЕБЕЛЬ»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы скотом

Посидели за столом, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

«МЕБЕЛЬ»

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику)

«МЕБЕЛЬ»

Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.

Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали, Разжимают кулачки и показывают ладошки.

Десять пальчиков зажали! Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«СТУЛ»

Ножки, сиденье и спинка –

Стульчик для нашей Маринки. (левую ладонь держать вертикально, к ней приставить правую руку, сжатую в кулак)

«СТОЛ»

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (правую руку сжать в кулачок, сверху положить выпрямленную ладонь левой руки)

«КРОВАТЬ»

Мы поставили кровать, (соединяют ладони перед грудью, опустив вниз большие пальцы и мизинцы)

Чтобы мягко было спать. (подносят сложенные вместе ладошки к щеке)

«ДИВАН»

В комнате стоит диван,

А на нем сидит Иван. (к ребру выпрямленной ладони приставить под прямым углом ребро второй выпрямленной ладони)

«МЕБЕЛЬ»

На эту кушетку, (поочередно загибают пальцы рук)

На эту тахту,

На эту кровать

Или даже на ту,

На этот диван

Или даже на тот,

Где целыми днями (сжимают и разжимают пальцы)

Валяется кот,

Ложитесь и спите, (ладони кладут под щеку)

Пожалуйста, сами!

«ШКАФ»

Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы)

В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы)

В нем - еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками)

Как в лесу или в кино. (открывают глаза).

«ШОФЕР»

Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы)

Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному)

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль)

Свой огромный самосвал.

«ШВЕЯ»

Мама кукле платье шила, (по очереди касаться большим пальцем остальных на правой руке)

Я ей помогала. (то же на левой руке)

Чтобы мама не грустила, (то же на правой руке)

Песни распевала. (то же на левой руке)

«ПОЧТАЛЬОН»

Что принес нам почтальон? Сжимать и разжимать кулаки.

С толстой сумкой ходит он. Шагать пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету, Загибать пальцы, начиная с большого.

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

«ПЕКАРЬ»

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки. Выполняем круговые движения ладонями

Две сушки — Ванюшке, Имитируем скатывание колобка.

Две баранки – Танюшке, Поочередно соединяем большие пальцы

Два бублика – Мишке, обеих рук с остальными пальцами

Два калача – Маришке. – упражнение «колечки».

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕЛА»

Раз, два, три, четыре! Дети, (сгибают пальцы по одному в кулачок)

Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному)

Вот военные идут – («шагают» пальцами по столу)

Они границу берегут.

А швея иглу берет (имитируют шитье иглой)

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней)

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка)

Курам зёрна принесла.

«ИГРУШКИ»

У Антошки есть игрушки.

У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка.

И с хвостом пушистым кошка.

«ТАНИНЫ ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.

«ЕСТЬ У НАС ИГРУШКИ»

 Есть у нас игрушки: Хлопки

Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.

Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.

Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой

Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.

Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши.

«Я С ИГРУШКАМИ ИГРАЮ»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

– Настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Помогите сосчитать!

«МАМИН ДЕНЬ»

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

«НАШИ МАМЫ»

Много мам на белом свете, Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«ВЕСНА»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

«ВЕСНА»

Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

«ПОДСНЕЖНИК»

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

«С ЮГА ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ!»

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».

«ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ»

С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.

«СОЛНЫШКО»

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

- Прилетели тучки

- Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок

«АПРЕЛЬ»

Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)

Распахнули дверь. (открывают дверь)

Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)

К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)

Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)

Зазвенел, запел.

Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)

На березы сел.

«ЛАСТОЧКА»

Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с другими)

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу,

Весну-красну.

«НОВЫЙ ДОМ»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок).

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (Ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том. (Складывают указательные пальцы

«палочкой», остальные соединяют «крышей»).

Есть ещё одно повыше,

Есть труба вверху на крыше. ( Мизинец отставляют в сторону – труба).

Дом готов, зовём гостей: (Показывают оба указательных пальца)

«Проходите поскорей!» (Делают приглашающий жест рукой).

«ДОМИК ДЛЯ ЗАЙЧАТ»

Стук, стук, постук,

раздается где-то стук.

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат. (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

«ДОМ»

Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл, «Стряхивающие» движения.

И тюльпан в саду расцвёл. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

«ДОМ»

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями.

«СТРОИМ ДОМ»

Молотками мы стучим, (стучат кулачками, держа сверху то один, то другой)

Строить новый дом хотим. («домик» - соединяют ладони крышей)

Кто в доме будет жить? (сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук)

С нами кто будет дружить?

- Девочки и мальчики, (поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук)

Маленькие пальчики! (пальчики «здороваются» друг с другом)

«НАША КВАРТИРА»

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

«ДОМ «

Этот дом –

одноэтажный.

Этот дом –

он двухэтажный.

А вот этот –

трёхэтажный.

Этот дом –

он самый важный:

Он у нас пятиэтажный! Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«КОМПЬЮТЕР»

Мы компьютер покупаем, (сжимают и разжимают пальцы)

Ждал его я целый год! (хлопают в ладоши)

Но одно меня смущает: (сжимают и разжимают пальцы)

Мышь в компьютере живет. (пальцами «бегут» по столу).

«МАГНИТОФОН»

Магнитофон! Магнитофон!

Что слышит, то и пишет он. Сжимаем – разжимаем кулачки обеих рук.

Пищат мышата из норы,

Пищат над ухом комары.

Кузнечики и птицы

Поют без репетиций. Загибаем по одному пальчику на обеих руках.

Ну а потом – среди зимы Распрямляем по одному пальчику на обеих руках

Всех в лето приглашаем мы Соединяем одноименные пальчики обеих рук, начиная с

больших.

Услышать каждый хочет,

Как летний гром грохочет. Ладони от себя, разводим и соединяем пальчики.

«ПЫЛЕСОС»

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)

Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.

Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев

Я порядок навожу.

«ТРАНСПОРТ»

Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)

«ТРАНСПОРТ»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«ТРАНСПОРТ»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).

«МАШИНЫ»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«ТРАНСПОРТ»

Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)

«МАШИНЫ»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

«ЛОДОЧКА»

Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)

И по морю поплыву.

Две ладошки – друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..

Плывут рыбки тут и там.

«ПОСТОВОЙ»

Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).

«ДОРОЖНЫХ ПРАВИЛ ОЧЕНЬ МНОГО»

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

«ВЕЛОСИПЕД»

Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)

Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)

Я рулю, куда хочу -

Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )

Вправо покачу. (вправо)

То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)

А то назад (назад)

Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол).

«ГОНКИ»

Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)

Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)

По кругу, по кругу.

Вперед и назад,

Но пальцы машинку мою тормозят. ( катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)

Закрылись. (сжимают кулак)

Машинка стоит в гараже

И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

«ТРАНСПОРТ»

Мы с первым пальцем-малышком (по очереди загибают пальцы)

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Наша улица. Наш город. Наша страна.

«НАША УЛИЦА»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж – Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем, Липы с клёнами считаем:

Одна, два, три, четыре, пять… Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу, Подойдём мы к переходу.

К светофору подошли, Красный свет мигнул нам: «Жди!» Вот уж желтый свет погас,

Зелёный – пропускает нас.

«НАШ ГОРОД»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого).

«Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека, Сгибают пальцы на обеих руках

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов Разжимать по очереди пальцы

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей, Стучать пальчиком о пальчик

Город нужен для людей. Хлопки.

«МОЙ ГОРОД»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«КРАЙ РОДНОЙ»

Здравствуй, солнце золотое! Потянуться, растопырив пальцы

Здравствуй, небо голубое! Помахать «небу»

Здравствуй, вольный ветерок! Волнообразные движения кистей рук

Здравствуй, маленький дубок! Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх

Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую! «Обнимашки»

«МОЯ СТРАНА»

Посмотрю на карту я: вытягивают вперед прямые ладони

Вот российская земля. поочереди соединяют одноименные пальцы рук

Есть леса тут и озера, горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, крепко сжимают в «замок»

Ты же Родина моя! прикладывают руки к груди.

«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек (на каждое название загибают один пальчик)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают круги из пальцев, подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали. (роняют ладони на стол)

«БОЖЬИ КОРОВКИ»

Божья коровка - (дети машут руками)

Черная головка. (за голову хватаются)

Улети на небо, (руки поднимают высоко)

Принеси нам хлеба. (руки вперед)

Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)

Только не горелого. (пальчиком грозят)

«КОМАР»

Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! Прячут руки за спину.

«НАСЕКОМЫЕ»

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.

Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

А за ним ползут все детки, Действия аналогичны первоначальным

Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове

«ЖУК»

- Шесть мелькает ножек-рук -

— Это убегает жук.

- Ты куда? - но нет ответа.

- Жук в траве укрылся где-то. Изображаем пальчиками лапки жука.

«ЖУК»

Я веселый майский жук, (сжимают кулачки)

Знаю все сады вокруг. (указательный и мизинец разводят в стороны – «усы»)

Над лужайками кружу, (шевелят «усами»)

А зовут меня Жу-жу.

«БОЖЬЯ КОРОВКА»

Божья коровушка, (сжимая пальцы в кулак сделать «жука»)

Полети на облышко, (машут руками)

Принеси нам с неба, (сжимают и разжимают пальцы)

Чтобы были летом (загибают пальцы по одному)

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

"ЦВЕТЫ"

Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы)

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут)

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы)

Больше на два лепестка.

«ЦВЕТЫ»

Наши алые цветы

Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Машут перед собой руками.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.

Тихо засыпают, Кладут руки под щеку

Головой качают. Качают головой.

«ЦВЕТОК»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

«ОДУВАНЧИК»

Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы)

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок»)

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево)

Ветерку послушное.

«КОЛОКОЛЬЧИКИ»

В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы)

И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо)

Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером)

Распускают лепестки.

Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево)

Низко накланяются.

Колокольчик голубой (круговые движения кистями)

Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх)

Колокольчики-цветы (повороты кистями)

Очень вежливы, а ты?

«ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять («шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

Мамочке мы отнесем.

«МАЛИНКА»

Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки)

Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки»)

Конечно же малинку.

«ЯГОДЫ»

С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть - (руки подносят ко рту – «едят»)

Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу)

Я поем еще малинки. («едят»)

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…(загибают пальцы по одному)

Снова буду собирать.

«НА ПАРАДЕ»

Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки.

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз, Хлопки в ладоши.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

«НАША АРМИЯ»

Аты - баты, аты - баты! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой

На парад идут солдаты!  и левой руки.)

Вот идут танкисты, (загибают пальцы по одному)

Потом артиллеристы,

За ними связисты

А потом пехота –

Рота за ротой.

«ПОГРАНИЧНИК»

Пограничником я буду, Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих

руках.

Чтоб границы защищать, Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

И страна могла спокойно Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.

Крепким сном ночами спать. Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.

«ЛЕТО ПО ПОЛЮ ГУЛЯЛО»

Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу)

Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)

Луг – цветами,

Лес – листами,

День – лучами,

Ночь – звездами.

«ЛЕТО НАСТУПАЕТ»

Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими,

начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать («Домик»)

«СОЛНЫШКО»

Солнышко проснулось (Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось. (Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать (Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

«СОЛНЦЕ»

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу)

Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны)

Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами)

Рады все его теплу.

«ПО КРУГУ»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

(Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения)

«ОЧКИ»

Бабушка очки надела

И на внучку посмотрела. (Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко; колечки поднести к глазам.)

«ГАРМОШКА»

Посмотри: моя ладошка,

Как веселая гармошка!

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю. (Пальцы на обеих руках соединить вместе. Широко раздвинуть пальцы на обеих руках.)

«ПОСЧИТАЕМ»

(Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.)

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

«ЖУК»

Жук летит, жужжит, жужжит,

И усами шевелит. (Пальчики в кулачок; указательный и мизинец

развести в стороны, шевелить ими.)

«ДОЖДЬ»

Капельки-дождинки

Упали на травинки.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

(раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней,

делаем то же самое с другой ладонью.)

«ВЕРТОЛЕТЫ»

Два пилота вертолета               (Поставить кулачки на стол,)

Приготовились к полету.     (Большие пальцы поднять вверх.)

Я готов! (Пошевелить большим пальцем левой руки, затем –

И я готов!                                                                         правой.)

Отойдите от винтов.      (Описывая круги большими пальцами,

Мы взлетаем выше, выше,            жужжа, плавно поднимать

Там, внизу, деревья, крыши,                                      руки вверх;)

И дороги, и поля –                                                        (Крутить

Вся огромная земля.                                                    пальцами

И туда, куда хотим,                                                    все быстрее

Мы летим, летим, летим!                                             и быстрее)

Мы заходим на посадку.                (Замедляя движения пальцев,

понемногу опускать руки

Рейс окончен. Все в порядке.      (Вновь поставить кулачки на

стол.)

«НЕПОСЕДА»

Пальчик, пальчик, непоседа, (Большой палец поднять вверх,

Где ты бегал, где обедал?         двигать им в разные стороны.

Я с мизинцем ел калинку,      Соединить большой с мизинцем.

С безымянным ел малинку, Соединить большой с безымянным.

Ел со средним землянику,     Соединить большой со средним.

С указательным – клубнику!                    Соединить большой с

указательным.)

«ОСЕНЬ»

Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

«МЕДВЕЖОНОК В ГОСТИ ШЕЛ»

Медвежонок в гости шел

К рыжей белке он зашел

И на озеро к бобру

И к ежу зашел в нору

Даже к комаришке заглянул наш мишка

(Сложное упражнение - -собирать пальчики в колечко и поэтому помогайте выполняйте вместе с ребенком)

 «ИГРУШКИ»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«СЕМЬЯ»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

«ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

«ДЕРЕВЬЯ»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы, покачивать кистями)

«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

(На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки — поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Выполнять движения согласно тексту стихотворения)

«КАПУСТКА»

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку режем- режем,

Мы морковку трём-трём,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмём-жмём.

«СОРОКА»

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил -

Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)

«ЗАМОК»

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы)

«ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ…»

Дружат наши дети,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Пальцы правой руки по очереди постукивают по тем же пальцам левой руки, начиная с большого.)

«ЧЕЛОВЕЧЕК»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке

(Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.)

«ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет

Где она взяла зерно.

(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. )

«СКАЧЕТ ЗАЙЧИК…»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

(Указательным пальцем правой руки ударять по пальцам левой

руки (от указательного до мизинца) и в обратном порядке (от мизинца до указательного). Указательным пальцем правой руки провести по указательному и большому пальцам левой руки, ударить по большому.)

«ЗИМА»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

«НОВЫЙ ГОД»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

«СТИШОК О ПАЛЬЧИКАХ»

Этот пальчик маленький,      (загнуть мизинец)

Этот пальчик слабенький,      (загнуть безымянный палец)

Этот пальчик длинный,         (загнуть средний палец)

Этот пальчик сильный,          (загнуть указательный палец)

Ну а это толстячок,              (загнуть большой палец)

А все вместе - кулачок!        (покрутить кулачком)

«ЕЛОЧКА НАРЯЖАЕТСЯ»

Праздник приближается,

ёлка наряжается:

Шарики висят,

Звёздочки горят,

А хлопушка - бом

Конфетти кругом!

(-пальчики двух рук пропустить между собой (елка).

- «фонарики», кисти рук крутятся в воздухе.

- хлопок в ладоши.

- «клюем» пальчиками.)

«ЕЛОЧКА»

«Перед нами елочка:        (сидя, дети соединяют кончики

пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        показывают кулачки

Иголочки,        указательные пальцы

Шарики,        пальцы сжимают в круг

Фонарики,        показывают «фонарики»

Зайчики,        показывают «ушки зайца»

И свечки,        прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».        ставят средний и указательный пальцы на колени)

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так,               ( «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение

рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,              поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед,

ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе)

Очень, очень просим!»

«КУРОЧКА»

«Курочка - рябушечка        (не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке)

«ЛАДУШКИ – ЛАДОШКИ»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,   (имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку)

«КИСКА»

«Есть у киски глазки               (показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши)

«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»

«На лесной лужайке                          (показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками)

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«ЗИМНЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА»

Если замерзают руки

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть.

Сначала ладошки

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня.

Вот, потрогайте меня.

(Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую. Растирать ладони все быстрее и быстрее. Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их)

«ЗАЙЧАТА»

Вот встречаются зайчата.

Как согреться нам, ребята?

Чтобы побыстрей согреться,

Надо спинками тереться.

(Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут кулачками друг о друга.)

«КОЛОБОК»

Тесто мы месили,

Пирожки лепили.

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Получился колобок.

(Делают круговые движения кулачками.

Лепят «пирожки».

«Тарелочки»

Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.)

«МАСТЕР»

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком по ним стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать он не смог.

(— ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.

— сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».

— соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

— соединяем пальцы обеих рук в замок.

Игру можно повторить несколько раз.)

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Суп поели,

Спать легли.

(- загибают пальчики.

- указательным и средними пальчиками "идут" по столу.

- катают ручками "комок".

"кормят птичек ".

- ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

- кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой.

- отряхивают ладошки.

- "едят суп".

- ладошки под щечку.)

«КУРОЧКА РЯБА»

Мышка быстренько бежала,

Мышка хвостиком виляла.

Ой, яичко уронила.

Посмотрите-ка, разбила!

(- бег пальцами по столу.

- имитация движения «хвостиком».

- сжимают ручки в кулачки - «яичко».

- «бросить» кисти рук вниз.)

«ШАРИК»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел -

Стал он тонкий и худой!

(Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.

Хлопаем. Смыкаем ладошки друг с другом.)

«КОТЯТА»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

«ОЛАДУШКИ»

Как вчера у бабушки

Мы пекли оладушки.

Раз-два, румяные

Раз-два, горячие!

Раз-два, их жарили!

Три — поворачивали!

Вкусные оладушки

Ели мы у бабушки!

(кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем! их на тыльную сторону.

ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки. повторяем первое движение.

ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки)

«ЧАСЫ»

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.

(Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки.

Один хлопок над головой.

Руки "скатываются" на пол. Два хлопка.

Руки "скатываются" на пол. Три хлопка.

Руки «скатываются» на пол.)

«ЖУК»

Жук залез на лесенку,

Распевает песенку:

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я на лесенке сижу!»

С лесенки жучок упал

И сердито зажужжал:

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я под лесенкой лежу!»

Мы жучка поднимем,

Ласково обнимем!

(— раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола.

Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам.

— то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее.

— поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности.

— поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук.)

«ЦВЕТОЧЕК»

Как у Насти маленькой

Есть цветочек аленький,

А его лепестки —.

Это пальцы у руки.

Раз, два, три, четыре, пять

Учим Настеньку считать!

(раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки.

Повторяем все для другой руки.)

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

«ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ»

Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми, (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко)

В детский сад идти пора! (Расставив пальцы.)

«ОГОРОД»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«ПОСУДА»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

«ЦВЕТОЧКИ»

Как в лесу на кочке

Расцвели цветочки.         (выпускают пальчики из кулачков

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками)

«ЦВЕТОК В ГОРШКЕ»

У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

«ОДЕЖДА»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая

направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«ДЯТЕЛ»

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

«АЙБОЛИТ»

Айболит зверей лечил,

Всех зверюшек угостил:

Белочке – орешки,

Морковку – зайчишке,

Мишке – медок,

Ежику – грибок,

Ну, а лисоньке – цветок!

Каждый зверь благодарит:

— Вот спасибо, Айболит!

«РЫБЫ»

Жил да был один налим, (Движения имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки (Взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки (Сжимать и разжимать кулачки.)

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики.)

«РУБИМ ДРОВА»

Чтобы печку растопить, (Складываем пальцы в замок)

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки – (Имитируем действия дровосека)

Пусть тепло будет детишкам.

«МАМА – СОЛНЫШКО МОЕ»

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

«МЫ БЕЛЬЕ СТИРАЛИ»

Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом);

В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево)

Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения, развешивание белья)

То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики).

«МЕБЕЛЬ»

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

«ЗООПАРК»

В зоопарк пришли зайчата, медвежата, барсучата,

Лягушата и енот:

На зелёный, на лужок,

Приходи и ты, дружок. (Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)

«НАСТУПИЛА ВЕСНА»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«МАШИНЫ»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«МЯЧ»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«РОМАШКИ»

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

«СОЛДАТЫ»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

«СКОРО ЛЕТО»

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

«ДОМ»

Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)

Буду жить я в доме том. (похлопать в ладоши)

«ВОТ КАКИЕ МЫ БОЛЬШИЕ»

У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр. Младший дошкольный возраст.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?Способствует овладению навыками мелкой моторики.Помогает развивать речь.Повышает работоспособность коры головного мозга.Развивает у ребенка психические процессы: ...

Картотека пальчиковых игр младшей группы.

игры для развития мелкой моторики,  координации движений пальцев рук....

Картотека пальчиковых игр младшая группа

Картотека пальчиковых игр младшая группа...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР( младший возраст)

Собраны несколько видов пальчиковых игр для детей младшего возраста. Игры развивают мелкую мотогрику,координацию движений и способствуют развитию речи....

Картотека пальчиковых игр младший возраст

Материал собран так, чтобы было удобно напечатав с двух сторон на листе  А4 вырезать  карточки....

Картотека пальчиковых игр младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами...

Картотека пальчиковой гимнастики младший возраст 2022-2023г.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста...