Комплексы «Дыхательной гимнастики» для детей дошкольного возраста
методическая разработка
Дыхательная гимнастика оздоравливает все системы организма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплексы «Дыхательной гимнастики» для детей дошкольного возраста»
Дыхательная гимнастика оздоравливает все системы организма: эндокринную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, мочевыводящую, нервную. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее «вечернее» и мобилизующее «утреннее»дыхание.
Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить
избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно- психические последствия конфликта, снять «предстартовое» волнение и помочь расслабиться перед сном.
Мобилизирующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательное условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.
Правильное положение головы: ее нужно держать прямо и свободно. Внимание: шея ни в коем случае не должна быть судорожно напряжена. Вы должны убедиться сами, что она действительно расслаблена.
«Ключичное (верхнее)дыхание»
В процессе овладения верхним дыханием рекомендуется положить ладони на ключицы и следить за подъемом и опусканием ключиц и плеч.
И. п. : стоя (сидя, лежа, выпрямиться (голова, шея, спина должны располагаться на одной линии). Прежде чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух из легких. После выдоха сделать медленный вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и заполняя воздухом самые верхние отделы легких. При выдохе плечи медленно опускаются вниз.
«Грудное (среднее)дыхание»
Чтобы легче освоить методику среднего дыхания, можно положить ладони на обе стороны грудной клетки и следить за ее опусканием и расширением.
И. п. : такое же, как и в предыдущем упражнении. Сделать вдох через нос, ребра при этом опускаются, затем полный и продолжительный вдох с расширением грудной клетки. Плечи и живот при вдохе должны оставаться неподвижными (не допускать выпячивания живота). Затем снова выдох и вдох.
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом
«Отдых»
И. п. : стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течении 1-2 мин. Затем выпрямиться.
«Передышка»
В течении 3 мин. Дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное и физическое состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной само регуляции.
«Воздушный шарик»
Задача: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу.
Ведущий: Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем. Как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их др. другу.
«Корабль и ветер»
Задача: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Инструктор: представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер.
Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. Теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер.
Дети выполняют.
«Дудочка»
Задача: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
Инструктор: давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух и поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала.
Дети выполняют.
«Штанга»
1-й вариант
Задача: расслабить мышцы спины.
Инструктор: Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее, выдохните, бросте штангу на пол, отдохните.
2-й вариант:
Задача: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
Инструктор: возьмите штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоят? Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь.
Молодцы! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам аплодируют!
«Насос и мяч»
Задача: расслабить максимальное количество мышц тела.
Инструктор: делимся на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч.
Ребенок- «мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус немного наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Другой ребенок «надувать» мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком С. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук С, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго С выпрямляет туловище, после третьего у «мяча» поднимается голова, после четвертого- надуваются щеки и руки отходят от боков. «Мяч» надут.
Ребенок выдергивает из мяча шланг насоса. Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в и. п. Затем играющие меняются ролями.
«Сосулька»
Задача: расслабить мышцы рук.
Инструктор: ребята, загадаю вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце, взойдет,
Гвоздь упадет.
(Сосулька)
Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор это я читает им загадку, а вы будите изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой. А на 3-4ю уроните расслабленные руки вниз. Итак. Репетируем. А теперь выступаем.
Релаксационные упражнения
Эмоциональное благополучие ребенка - залог здоровья и успешности как в настоящем, так и в будущем. Уверенный в себе, общительный, способный контролировать свои эмоции ребенок легко адаптируется в социуме. Он без особых трудностей находит общий язык со сверстниками, не испытывает проблем во взаимоотношениях со взрослыми, ему легче дается учебный процесс, он весел, жизнерадостен, здоров. Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие: учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями приводят к тревожности, замкнутости, возбудимости, агрессивности и служат постоянным источником стресса.
Важный момент при организации занятий – организация благоприятной атмосферы в группе, продолжительной установки.
Созданию атмосферы тепла, доброты, внимания т. е. обеспечению психологического комфорта способствуют приемы визуализации (разновидность которой - упражнения «сюжетного воображения» и дыхательные техники.
«Морские фигуры»
Задача: создавать психологически благоприятную обстановку в группе.
Инструктор: Ребята, представьте себе, что мы отправляемся в чудесный, удивительно красивый мир Подводного царства, в котором живут морские жители: морской конек, краб, морская звезда, медуза, дельфины. Пусто каждый из вас решит, в какую морскую фигуру он превратится. Дети под мелодичную спокойную музыку выполняют движения и отправляются в бассейн.
«Настроение моря»
Задача: дать представление о том, что ветер имеет разную силу, и в зависимости от силы ветра изменяется настроение моря.
Оборудование: иллюстрации с изображением моря в разном состоянии.
Инструктор: ветер бывает разным: штиль, сильный шторм, ураган.
Дети под музыку показывают разное состояние моря. Заключительный этап упражнения сопровождается спокойным состоянием моря и дети отправляются в бассейн.
«Скажи дельфину добрые слова»
Задача: создать психологически благоприятную обстановку в группе.
Инструктор: Приглашает на занятие игрушечного дельфина. Дети по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит в круг с дельфином в руках, «превращается» в него. Остальные участники обращаются к ребенку в роли дельфина, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побыв в роли дельфина, получает свою порцию «словесных поглаживаний».
«Золотая рыбка»
Задача: создать психологически благоприятную обстановку в группе.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Каждый ребенок крепко берет за обе руки стоящего напротив. В результате получается «мост» из рук. Один из участников загадывает желание и прыгает «рыбкой» со стула прямо на руки детей. Инструктор страхует его. «Рыбку» немного качают «На волнах», Затем пускают на пол. Инструктор должен помочь ребенку решиться на такой прыжок.
«Волны»
Задача: обучать умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Инвентарь: 2 голубые атласные ленты длиной 1- 1,5 м.
Инструктор: называет детям разные чувства и предлагает с помощью лент показать «волны радости», «волны удивления», «волны застенчивости» и т. п. Затем можно обсудить с детьми, какими средствами пользовались они при выражении разных чувств.
«Песочные картинки»
Задача: развивать воображение.
Инвентарь: рамки с двойными стеклами, между которыми пересыпается разноцветный песок. Образуя необычные пейзажи.
Инструктор: предлагает наблюдать детям за пересыпанием песка, за тем, как складываются картинки, а потом коллективно сочинить историю о том, что это за местность, кто там мог оказаться и что с ним произошло. «Песочную сказку» можно записать, выбрав самые удачные варианты развития сюжета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика является основой формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи....
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Комплексы дыхательной гимнастики...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Дыхательную гимнастику с ребенком выполняют до еды или через час после еды. Не стоит заниматься, если у вас или ребенка плохое нас...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить п...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.
Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом - это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе....