ФМРГ
консультация (старшая группа)
Описание метода ФМРГ В.В.Емельянова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonopedicheskiy_metod_razvitiya.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонопедический метод развития
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.
Эти особенности положены в основу ФМРГ.
Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.
1-й цикл: Артикуляционная гимнастика
- Слегка покусать зубами кончик языка.
- Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
- Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
- Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
- Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
- Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
- Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
- Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
- Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
- Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
- Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
- Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
- Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
- Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
- Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
- Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
- Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
- И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
- И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
- Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.
2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения
№ 1.«Котик» (штро-бас)
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко.
№ 2. «Страшная сказка»
Абстрактный вариант: | Конкретный вариант: |
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ | СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. |
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ | ВЫШЕ… ВЫШЕ ВЕТЕР… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
|
№ 3. «Канючим»
Абстрактный вариант:
У!
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ
Ы!
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ
№ 4. «Попрошайка»
Конкретный вариант:
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х
№4. «Вопросы – ответы»
Абстрактный вариант:
у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы
У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
«Жираф»
Конкретный вариант:
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!
№ 5. «Бронтозаврик»
Абстрактный вариант:
У! У! У! У! У!
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ
Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ
Конкретный вариант:
КТО-
О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ
НО-
ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ
ГО-
ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ
ХВО-
ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ
№ 6. «Бегемот»
Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]
Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]
Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]
И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]
№ 7. «Винни Пух и Пятачок»
Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а-А
Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а
№ 8. «Губной вибрант»
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы
№ 9. «Выдувание»
(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У)
(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)
(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)
(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)
№ 10. «Слоник»
Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n]
Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n]
Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n]
Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n]
3-й цикл: упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
№ 1. «Буквоежка»
[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.
№ 2.
1) Греть руки дыханием.
2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.
3) [A]h [A]h [A]h [A]h
4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A
5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х
6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)
7) «Крик»
Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!
Шёпот… крикнуть
8) «Крик — вой»
у!
[А]А!!! П
9) «Волна» с воем»:
у!
Х х х А х х х А х х х А П П х х х
10) «Крик — вой — визг»:
а!!!
у
[A]A
11) «Волна» с «Криком чайки»:
а![A]a![A]a![A]a!
у!
х х х А х х х А х х х А П П
№ 3. «Песенка про смех»
Это песенка про смех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А
Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ
Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...
мастер-класс по ФМРГ В.В. Емельянова
Материал предназначен для педагогов и узких специалистов ДОУ...