«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в период летней оздоровительной компании».
статья

Айкашева Анна Андреевна

формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью, навыков безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ajkasheva_stat_ya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в период летней оздоровительной компании».

Здоровье – не всё,

но всё без здоровья – ничто.

Сократ

       Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

       Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной, в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

 Развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения, в которое входят и ДОУ. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

  Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

     Здоровье и развитие человека зависит от наследственности, состояния окружающей среды и образа жизни. Каждый из перечисленных выше факторов имеет на Таймыре свой негативный «северный оттенок».

     В нашем регионе сконцентрированы наиболее неблагоприятные природно-климатические факторы в отношении их воздействия на организм человека и развитие личности.

     Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода». Это, в свою очередь, способствует наступлению общего утомления, что отрицательно сказывается на физическом развитии детей, их двигательных функций и умственной активности. Наиболее благоприятная пора для укрепления здоровья маленьких северян, их всестороннего развития – короткое заполярное лето.

      Именно поэтому, работая в ДОУ в период летней оздоровительной компании, я разработала и внедрила проект «Здоровей-ка Неболей-ка».

       Цель проекта: формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью, навыков безопасного поведения.

       Задачи:

- способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой и спортом;

- формировать потребность осознанно подходить к своему питанию, воспитание культуры поведения за столом;

- формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;

- развитие сенсорных и моторных функций;

- развивать умения обосновывать и соблюдать правила личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей;

- развитие интеллектуальных функций (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве).

        Так как проект был разработан для всех возрастных групп ДОУ то, определяя основное содержание мероприятий, проводимых в рамках проекта, мною учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы, потребности и возможности. Основным ориентиром стал учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удалённости от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мне удалось выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. В ходе реализации проекта к активному сотрудничеству были привлечены все педагоги ДОУ, а так же родители.

        В начале, с помощью бесед и различных игровых приёмов, был выявлен уровень представлений детей о здоровом образе жизни. Затем мною был разработан план мероприятии на летний период работы, для каждой возрастной группы детей.

         Для формирования представлений детей о здоровье и ЗОЖ были созданы «уголки здоровья», оборудованные детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми по темам, альбомами с фотографиями детей групп, на которых запечатлены физкультурные занятия, санитарно-гигиенические и закаливающие процедуры,  прогулка и др.

         Составной частью здоровье сберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а так же плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых. По каждой теме мы с детьми выпускали газету, где было отражено основное содержание полученных знаний по данной теме, основываясь, на это менялось и содержание информационных стендов для родителей.

         Каждый день с детьми проводилась зарядка, закаливание, 2-3 раза в неделю ребята посещали спортивный зал, в хорошую погоду большую часть времени дети проводили на свежем воздухе, по возможности с экскурсий возвращались пешком, обращая внимание на знаки дорожного движения, сигналы светофора. Помимо этого, мы с детьми совершали пешие прогулки в тундру, где знакомились с правилами безопасности в природе, обращая особое внимание детей на то, что не все растения могут быть полезными и безопасными для здоровья. Для закрепления этих знаний детьми были изготовлены светофоры, коллективная работа «Наш город», а так же знаки дорожного движения, которые дети сделали с родителями. В результате чего дети не только закрепили знания о правилах поведения на улице и правилах дорожного движения, но и развивались сенсорные, моторные и интеллектуальные функции (такие как :мышление, память, воображение, внимание, ориентировка в пространстве).

         Была проведена игра «Счастливый случай» на тему и полезная еда, в ходе которой ребята закрепили знания о здоровой пище, было составлено вкусное и полезное меню для каждого ребёнка индивидуально, дети раскрашивали и вырезали овощи и фрукты. Посредством этих упражнений у детей развивалась мелкая моторика пальцев рук, память, внимание, мышление.

        В конце летней оздоровительной компании было проведено заключительное мероприятие «Праздник здоровья», для того чтобы узнать уровень усвоенных детьми знаний и умение применить их на практике.

        Так же мы с ребятами выпустили книгу «Что бы быть здоровым надо…», в которую вошли рассказы и иллюстрации детей о ЗОЖ, и книгу «Рецепты от простуды», для создания которой были привлечены родители.

         Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц книг направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования.  В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в период адаптации

Презентация на тему "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в период адаптации"...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...