«Применение здоровьесберегающих технологий в ОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».
статья (старшая группа)

Адельшина Альфия Ирнистовна

Здоровьесберегающая деятельность как приоритетное направление развития дошкольного образования. Формирование культуры здорового образа жизни.

«Применение здоровьесберегающих технологий в ОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».

Адельшина Альфия Ирнистовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №15

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Поэтому и тема моей работы звучит так: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».

Цель: формирование и укрепление у дошкольников 4до7  лет основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

- обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья детей

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

            - повышение эффективности в процессе обучения за счет

средств здоровьесберегающих технологий.

Я изучила систему Владимира Филипповича Базарного – знаменц2итого хирурга – офтальмолога. Он создал систему педагогических технологий, позволяющих во время Непрерывной Образовательной Деятельности обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье.

Итак, методика  называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения во время непрерывной образовательной деятельности»

Основные принципы технологии:

         1. Ребенок должен двигаться.  Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.«Не усади!» – заповедь Базарного .там,  где это возможно менять позу детей: «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

         2. Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.

           3. Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера. Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

            4.Экологический букварь - это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.

Итог: Благодаря  методике Базарного мы прослеживаем  положительную динамику:

 у воспитанников 

1.Повышение  работоспособности ,  понижение утомляемости

2.Повышение двигательной активности.

3.Сконцентрированое  внимание, так же у детей отмечается устойчивый  интерес к НОД и самоконтроль

4.Дети растут доброжелательными, внимательными.

        В своей работе  по формированию у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».я выделила три блока

  1блок: «Рост педагога»

-Создание педагогической модели, повышение профессиональной компетентности педагога.

- Приобщение детей через создание здоровье сберегающей среды в группе.

- Обогащаем авторскими разработками, используем  бросовые и природные материалы.

  2  блок: «Воспитатель-родитель»

Использование здоровье сберегающих технологий предполагает  и работу с родителями:

  1. Провожу анкетирование
  2. Провожу ознакомление родителей с условиями, созданными для охраны здоровья детей в группе
  3. консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены.
  4. совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;
  5. так же активно исподьзуем памятки по прафилактике близорукости, гимнастика для глаз;  буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика»«Как правильно закаливать ребенка?»;
  6. Налажена совместная работа с семьями воспитанников.

Для положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание информационных стендов,

Создан клуб по интересам «Черничка», проводим мастер-классы с родителями и с детьми.

  3блок: «Воспитатель-ребёнок»

Задача: Формирование, сохранение, совершенствование и укрепление здоровья воспитанников.

1.Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

2. Соблюдения гигиенических норм и требований к организации и объёму нагрузки на занятиях.

3. Использования методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников.

4. Развития предметно-развивающей среды в группе, оборудования физкультурного уголка.

Из этого следует, успешность этой работы позитивно влияет на формирование у ребёнка здоровьесбережения, на снижение заболеваемости. Ребёнок становится более здоровым, активно мыслящим, способным адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность как приоритетное направление развития дошкольного образования. Формирование культуры здорового образа жизни.

«Применение здоровьесберегающих технологий в ОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».

Адельшина Альфия Ирнистовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №15

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Поэтому и тема моей работы звучит так: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».

Цель: формирование и укрепление у дошкольников 4до7  лет основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

- обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья детей

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

            - повышение эффективности в процессе обучения за счет

средств здоровьесберегающих технологий.

Я изучила систему Владимира Филипповича Базарного – знаменц2итого хирурга – офтальмолога. Он создал систему педагогических технологий, позволяющих во время Непрерывной Образовательной Деятельности обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. 

Итак, методика  называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения во время непрерывной образовательной деятельности» 

Основные принципы технологии:

         1. Ребенок должен двигаться.  Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.«Не усади!» – заповедь Базарного .там,  где это возможно менять позу детей: «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

         2. Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.

           3. Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера. Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

            4.Экологический букварь - это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.

Итог: Благодаря  методике Базарного мы прослеживаем  положительную динамику:

 у воспитанников  

1.Повышение  работоспособности ,  понижение утомляемости

2.Повышение двигательной активности.

3.Сконцентрированое  внимание, так же у детей отмечается устойчивый  интерес к НОД и самоконтроль

4.Дети растут доброжелательными, внимательными.

        В своей работе  по формированию у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».я выделила три блока

  1блок: «Рост педагога»

-Создание педагогической модели, повышение профессиональной компетентности педагога.

- Приобщение детей через создание здоровье сберегающей среды в группе.

- Обогащаем авторскими разработками, используем  бросовые и природные материалы.

  2  блок: «Воспитатель-родитель»

Использование здоровье сберегающих технологий предполагает  и работу с родителями:

  1. Провожу анкетирование
  2. Провожу ознакомление родителей с условиями, созданными для охраны здоровья детей в группе
  3. консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены.
  4. совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;
  5. так же активно исподьзуем памятки по прафилактике близорукости, гимнастика для глаз;  буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика»«Как правильно закаливать ребенка?»;
  6. Налажена совместная работа с семьями воспитанников.

Для положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание информационных стендов,

Создан клуб по интересам «Черничка», проводим мастер-классы с родителями и с детьми.

  3блок: «Воспитатель-ребёнок»

Задача: Формирование, сохранение, совершенствование и укрепление здоровья воспитанников.

1.Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

2. Соблюдения гигиенических норм и требований к организации и объёму нагрузки на занятиях.

3. Использования методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников.

4. Развития предметно-развивающей среды в группе, оборудования физкультурного уголка.

Из этого следует, успешность этой работы позитивно влияет на формирование у ребёнка здоровьесбережения, на снижение заболеваемости. Ребёнок становится более здоровым, активно мыслящим, способным адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты