«Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ».
проект

Фомичева Людмила Николаевна

    Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

      В наше время все больше становится, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturno_ozdorovitelnaya_rabota_s_detmiovz_1_3.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

              «Организация физкультурно-оздоровительной работы

с детьми ОВЗ».

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

    Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

      В наше время все больше становится, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

      Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

       Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества – «Закон Российской Федерации об образовании», СанПине 2.4.3648-20 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», конвенции «О правах ребенка» и т.д.

В нашем детском саду №87 функционирует   группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с диагнозом «заикание».

      Цель физкультурно-оздоровительной работы:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников,
- формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

     Задачи:

- Помочь детям с ОВЗ с физическим развитием, средствами адаптивной физической культуры.

- Обогащать двигательный опыт детей, помогать в развитии жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Развивать и совершенствовать физические, эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.

-Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениям;

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

 

    Физическое развитие детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. 

Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом -психологом, логопедом, инструктором по физическому развитию - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.

Коррекционно-развивающую работу выстраиваю с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, подбираю специальный комплекс упражнений, дозировку физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.

          В содержание работы с детьми ОВЗ входят:

-Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;

-Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;

-Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

-Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, воспитателем группы;

-Мотивация на улучшение результатов (похвала);

- Релаксация во время занятия;

-Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

-Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ОВЗ ведётся на протяжении всего учебного года. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

В своей работе  использую следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, релаксация.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

- Непосредственно – образовательная деятельность в спортивном зале, на спортивной площадке.

- Игротреннинги. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

- Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук

3. Коррекционные технологии

- Психогимнастика (мимика и пантомимика) 

-Логоритмика

-Биоэнергопластика

-Камушки Марблс 

Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:

          - Картотеки оздоровительных игр; 

         -  Картотека игрового самомассажа;

          - Дыхательной гимнастики;

         -  Пальчиковой гимнастики;

          - Артикуляционной гимнастики;

         -  Кинезиологической гимнастики. 

Более подробно хотелось бы остановиться на коррекционных технологиях.                                                  

  Психогимнастика. Одним из ее составляющих является   мимическая гимнастика. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций. 

Сказкотерапия —это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ,которые испытывают затруднения в физической, поведенческой  сфере.

   Таким образом, можно сказать, что использование сказкотерапии, применяемой нами в работе с детьми с ОВЗ способствует: 

1. Развитию психических процессов;

2. Формированию двигательных знаний, умений и навыков;

 3. Развитию работоспособности детей;

4. Развитию общей и мелкой моторики;

5. Социальной адаптации детей;

6. Обогащению устной речи.

      Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

      Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.  Регулярная совместная деятельность логоритмикой  способствует нормализации речи детей  с диагнозом «заикание». 

      Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. 

           Преимущества    биоэнергопластики:

- помогает длительно удерживать интерес ребенка к занятию;

- создает положительный эмоциональный  настрой ребенка;

- активизирует  внимание, мышление;

 - развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;

- совершенствует артикуляционную и пальчиковую моторику.

        Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. 

         Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук.        

         Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

          Для педагогов города, была проведена стажерская площадка на тему: «Путешествие в страну сказочной красивой речи», с использованием коррекционных технологий

        Воспитание физически здорового, всесторонне- развитого ребенка является главной целью работы ДОУ, но при условии тесного взаимодействия с родителями.

      Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат.

     Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с ОВЗ успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и пути совершенствования воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов в ДОУ(на примере организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми)

Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка...

Новые подходы к организации физкультурно оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продленного дня

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» на период до 2000 года , подчеркнуто значение охран...

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....