«Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ».
проект
Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В наше время все больше становится, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno_ozdorovitelnaya_rabota_s_detmiovz_1_3.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация физкультурно-оздоровительной работы
с детьми ОВЗ».
На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В наше время все больше становится, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества – «Закон Российской Федерации об образовании», СанПине 2.4.3648-20 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», конвенции «О правах ребенка» и т.д.
В нашем детском саду №87 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с диагнозом «заикание».
Цель физкультурно-оздоровительной работы:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников,
- формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Помочь детям с ОВЗ с физическим развитием, средствами адаптивной физической культуры.
- Обогащать двигательный опыт детей, помогать в развитии жизненно важных двигательных умений и навыков.
- Развивать и совершенствовать физические, эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.
-Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениям;
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.
Физическое развитие детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации.
Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом -психологом, логопедом, инструктором по физическому развитию - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.
Коррекционно-развивающую работу выстраиваю с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, подбираю специальный комплекс упражнений, дозировку физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.
Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
-Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
-Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
-Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
-Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, воспитателем группы;
-Мотивация на улучшение результатов (похвала);
- Релаксация во время занятия;
-Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
-Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ОВЗ ведётся на протяжении всего учебного года. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
В своей работе использую следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, релаксация.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- Непосредственно – образовательная деятельность в спортивном зале, на спортивной площадке.
- Игротреннинги. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
- Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук
3. Коррекционные технологии
- Психогимнастика (мимика и пантомимика)
-Логоритмика
-Биоэнергопластика
-Камушки Марблс
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
- Картотеки оздоровительных игр;
- Картотека игрового самомассажа;
- Дыхательной гимнастики;
- Пальчиковой гимнастики;
- Артикуляционной гимнастики;
- Кинезиологической гимнастики.
Более подробно хотелось бы остановиться на коррекционных технологиях.
Психогимнастика. Одним из ее составляющих является мимическая гимнастика. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.
Сказкотерапия —это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ,которые испытывают затруднения в физической, поведенческой сфере.
Таким образом, можно сказать, что использование сказкотерапии, применяемой нами в работе с детьми с ОВЗ способствует:
1. Развитию психических процессов;
2. Формированию двигательных знаний, умений и навыков;
3. Развитию работоспособности детей;
4. Развитию общей и мелкой моторики;
5. Социальной адаптации детей;
6. Обогащению устной речи.
Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды. Регулярная совместная деятельность логоритмикой способствует нормализации речи детей с диагнозом «заикание».
Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
Преимущества биоэнергопластики:
- помогает длительно удерживать интерес ребенка к занятию;
- создает положительный эмоциональный настрой ребенка;
- активизирует внимание, мышление;
- развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;
- совершенствует артикуляционную и пальчиковую моторику.
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Для педагогов города, была проведена стажерская площадка на тему: «Путешествие в страну сказочной красивой речи», с использованием коррекционных технологий
Воспитание физически здорового, всесторонне- развитого ребенка является главной целью работы ДОУ, но при условии тесного взаимодействия с родителями.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат.
Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с ОВЗ успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и пути совершенствования воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов в ДОУ(на примере организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми)
Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка...
Новые подходы к организации физкультурно оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продленного дня
В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» на период до 2000 года , подчеркнуто значение охран...
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный: с 01.09.2012г.- ...
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации....
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...
Рекомендации родителям по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста.
Буклет для родителей....
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....