«Использование игрового стретчинга в оздоровлении дошкольников»
консультация

Сальникова Екатерина Юрьевна

Игровой стретчинг – оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_stretching.docx24.79 КБ
PDF icon igrovoy_stretching.pdf892.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

 Тема: «Создание условий для организации здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Сообщение: «Использование игрового стретчинга в оздоровлении дошкольников»

Составила и провела:

инструктор по физической культуре

Сальникова Е.Ю.

         Современные подходы к организации работы по реализации задач образовательной области «Физическая культура» предусматривают использование разнообразных организационных форм образовательного процесса, одной из которых является игра.

      В условиях введения ФГОС в систему дошкольного образования, игра  рассматривается как основной вид деятельности в образовательном процессе ДОУ.  Поэтому в нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание игровым технологиям в образовательном процессе по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста, так как они направлены на сохранение, укрепление здоровья детей и их физическое развитие.

Одним из таких направлений является игровой стретчинг.

Игровой стретчинг – оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить её.  Данная методика направлена на активизацию защитных сил организма, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляцией, на развитие и высвобождение скрытых творческих сил и оздоровительных возможностей подсознания, освобождает от закомплексованности. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, охватывают все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету.

Цель и задачи

Цель:

 Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, укрепление здоровья, создание благоприятных условий для развития опорно- двигательного аппарата, активизация и развитие двигательной деятельности детей средствами игры.

Задачи:

1. Формировать правильную осанку.

2. Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность суставов (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности).

3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4. Развивать и совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма.

5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Ожидаемые результаты

• Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.

• Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

• Развитие креативных способностей в двигательной сфере.

• Развитие чувства ритма и темпа, эмоциональной отзывчивости на музыку, согласования характера движений с настроением музыки.

• Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

• Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.

Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях

Игровым стретчингом в детском саду можно заниматься начиная со второго полугодия 2-й младшей группы (3-4 года).
В основе игрового стретчинга лежат имитационные, образно-подражательные движения, позволяющие осуществлять смену двигательной деятельности, сочетать динамические и статические упражнения. По методике игровой стретчинг проводятся в виде тематической или сюжетно-ролевой игры, состоящей из группы взаимосвязанных упражнений имитационного характера, способствующих решению оздоровительных и развивающих задач (количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей). Игровой стретчинг можно проводить с музыкальным сопровождением: используются отрывки классической, современной, народной музыки.
                                                       

Игровой стретчинг используется в основной части физкультурного занятия. Инструктор продумывает интересный сюжет для начальной организации, создания эмоционального и психологического настроя детей. Дети выполняют действия в соответствии с развитием сюжета, который может повторятся и развиваться на следующих занятиях. Предлагаемые упражнения не должны быть сложными, чтобы дети в свободной игровой форме смогли освоить основные движения, но и не совсем простыми — стимулирующими мобилизацию силы для повышения оздоровительного эффекта, поддержания интереса детей заниматься игровым стретчингом. Все упражнения выполняются без какого-либо стороннего воздействия;  движения основаны на напряжении и расслаблении мышц и выполняются под музыку. На занятии даётся новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Игра проводится эмоционально, с чередованием выполнения упражнений и слушания сказки. Придумать развитие сюжета и предлагать новые движения могут сами дети (инструктор принимает инициативу, подбирает правильные упражнения).

        

Структура занятия с использованием игрового стретчинга

Занятие проводится 2 раза в неделю по 25-30 минут в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Проводит занятия инструктор по физической культуре. Занятия состоят из 3х частей.

В первой (вводной) части  занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяем на два занятия. На первом занятии детей знакомим с новыми движениями, закрепляем уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

На первом обучающем занятии приходиться давать много словесных указаний, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждого ребенка. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Формы организации этой части занятия могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

Подвижная игра также является составляющей основной части занятия. Подбор подвижной игры осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включают в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия.

Наша задача научить дошкольника получать с помощью игрового стретчинга настоящее физическое здоровье и душевное равновесие. Помочь ребенку с детства научиться жить в гармонии с собой и с природой, управлять своим разумом, способностью реализовать свои физические и духовные возможности.

Уникальность игрового стретчинга заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ методики игрового стретчинга гарантирует детям правильное развитие систем организма, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает коммуникативные навыки, формирует привычку здорового образа жизни.

Сюжетно- игровое физкультурное занятие с элементами стретчинга

«Превращение капельки в снежинку»

Вводная часть.

Построение в шеренгу, равнение, поворот направо, ходьба в колонне по одному обычная.
Дети начинают ходьбу, инструктор вводит детей в игровую ситуацию.

Сегодня, ребята, я расскажу вам историю одной капельки. После разминки мы сможем узнать о ней много интересного и даже побывать в образе капельки. Поставили руки на пояс, ходьба с высоким подниманием колена, на носках, на пятках, бег в колонне по одному с переходом на ходьбу.

Включается музыка (такая, чтобы дети выполнили бег врассыпную и построились на гимнастических ковриках). 

Итак, наша история начинается, займите места на ковриках.
Дети встают на гимнастические коврики — «тучки».

Основная часть.

Однажды весной, высоко в небе, на тучке родилась маленькая капелька.
«Маленькая капелька»

И.п. сидя на коленях, руки вдоль туловища — руки поднять вверх, выпрямляя спину потянуть позвоночник, выполнить вдох, на выдохе наклониться вперед, положить грудь на колени, лбом коснуться пола, руки положить на пол вдоль туловища, ладони тыльной стороной обращены вверх.
Она быстро подружилась с другими капельками, живущими по соседству. Всю весну, лето и осень веселые подружки спускались на землю в виде дождя, пробуждая природу, принося прохладу в жаркие дни или играя с людьми в прятки, заставляя их укрываться под зонтами. Но вот, наступили холода. Подружки — капельки спрятались в своих тучках, и наша маленькая капелька заскучала.
Села капелька на тучку и заскучала.  

«Капелька скучает»

И.п. сидя, руки в упоре за спиной, подтянуть колени к себе, пятки прижать к ягодицам — выпрямляя спину вытянуть позвоночник, выполнить вдох, на выдохе обхватить колени руками, голову опустить на колени.
Все чаще стала поглядывать капелька вниз на землю.
«Капелька смотрит с тучки на землю»

И.п. ноги чуть шире плеч, руки согнутые в локтевых суставах поставить на бедра — поднять руки вверх, выпрямляя спину потянуть позвоночник, выполнить вдох, на выдохе наклониться вперед, до полного касания пола, ладонями упереться в пол на ширине плеч.

А внизу так интересно, все белым-бело, дети катаются на санках, на коньках на лыжах.
Не удержалась капелька и полетела вниз.

«Капелька летит вниз»

И.п. стоя, ноги вместе, колени прямые — поднять руки вверх, выпрямляя спину потянуть позвоночник, выполнить вдох, опустить руки, на выдохе наклониться вперед, голова при наклоне тянется к полу, лбом коснуться ног, руки сцепить за лодыжками.
И вдруг, капелька стала замерзать, но это нисколько ее не напугало, она почувствовала, что стала меняться, что в полете она из обычной капельки превращается в прекрасную снежинку.

«Капелька превращается в снежинку»

И.п. стоя на коленях, руки опущены вниз, сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади, отодвигая руки назад, лечь на спину, немного развести колени в стороны, руки положить на пол в стороны ладонями вниз.

Легкий ветерок подхватил снежинку и она плавно опустилась на землю.

«Капелька-снежинка опустилась на землю»

И.п. сидя, ноги в стороны, руки опущены, выпрямляя спину вытянуть позвоночник, поднять руки вверх, наклониться вниз-вперед, между ног, руки вытянуть вперед, положить на пол, коснуться лбом пола.
Здесь капелька-снежинка увидела, что то белое поле, так понравившееся ей на тучке это такие же любопытные снежинки, которые не смогли усидеть на тучке, спустились на землю и теперь радуют ребятишек своими      искрящимися на солнце белоснежными улыбками. Какие мы все разные, заметила капелька- снежинка.

«Разные снежинки»

Дети принимают разные позы из любого исходного положения
Но все мы вместе будем играть с ребятами, принося им радость.
Дети встают на ноги, относят на место коврики, строятся в круг.
Основные движения.

Обрадовалась капелька-снежинка, что и здесь у нее много подружек.
«Снежинка радуется встрече с подружками» — 
прыжки на месте ноги вместе-ноги врозь.

Увидела капелька-снежинка, как комочки из снега ребята бросают далеко-далеко, и так захотелось ей полетать, что она присоединилась к другим снежинкам — дети берутся за руки, закручиваются «в клубок».

Коммуникативная игра «Снежок».

Вот какой плотный снежок получился.

Затем замыкающий их «распутывает», дети берут заранее заготовленные набивные мешочки в форме снежка, весом 150 г., строятся для метания — метание набивного мешочка вдаль.

Вдоволь полетав, капелька-снежинка отправилась на снежную горку — ходьба по наклонной доске вверх и вниз.

Как весело капельке-снежинке!

Подвижная игра «Красивые снежинки». 

Подул ветерок, все снежинки разлетелись — бег врассыпную, а потом тихо опустились на землю, какие красивые снежинки, принять интересную позу. Игра проводится 2-3 раза, последний раз дети ложатся на пол.
Релаксация
Звучит музыка.

Сейчас каждый из вас — белая, красивая снежинка. Снежинки медленно падают с неба из снежной тучки, кружатся в воздухе и опускаются на землю, укрывая ее теплым снежным одеялом. Но вот, поднимается ветер, подхватывает снежинки и несет их высоко в небо. Настоящая вьюга. Ветер стихает, снежинки снова медленно, плавно опускаются на землю.

Заключительная часть.

Дети встают на ноги, ходьба по залу.

Капелька-снежинка всю зиму будет радовать детей, играть с ними, а когда наступит весна, пригреет солнышко, снежинка снова превратится в капельку и вернется на свою тучку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой стретчинг с дошкольниками

В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....

« ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме....

игровой стретчинг для дошкольников

Упражнения  стретчинга  направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки...

Игровой стретчинг для дошкольников

Презентация по игровому стретчингу....

Игровой стретчинг для дошкольников

Презентация по использованию стретчинга в работе по физической культуре в детском саду....

Игровой стретчинг для дошкольников

              Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.          ...