Индор-хоккей
рабочая программа (старшая группа)
Теоретические и практические занятия по обучению игре в хоккей на траве организуются в рамках кружковой работы.
Работа с детьми строится на принципах сотрудничества и уважительного отношения к личности ребенка.
При этом обеспечивается индивидуальный подход к каждому дошкольнику, подбираются персональные задания, и выстраивается личная траектория успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indor_hokkey.docx | 650.66 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы | физкультурно-спортивная | ||
Уровень сложности | Стартовый (ознакомительный) | ||
Язык реализации программы | Государственный язык РФ - русский | ||
Особенности реализации программы | Модульный принцип | ||
Актуальность | В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В современном мире гаджетов и интернета родители все больше уделяют внимание на развитии умственных способностей детей и, к сожалению, недооценивают значения физического развития, спортивных игр и развлечений для нормального развития ребенка. Родители не занимаются физическими упражнениями совместно с ребенком, не ходят со своими детьми в туристические походы и на соревнования любимых команд. Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного отдыха. Вот почему проблема сохранения интереса к спорту у детей становится для ДОУ актуальной. Так возникла идея проекта «Хоккей на траве в детском саду и его разновидности. Индор-хоккей»». Через тесное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников мы стараемся расширить представления детей о спорте и конкретно, о хоккее на траве и индор-хоккее, заинтересовать детей этим видом спорта, чтобы они уже будучи школьниками продолжили заниматься в секции по хоккею на траве и может быть стали сильными спортсменами. Сформировать интерес у родителей к совместным занятиям спортом, показать важное здоровье сберегающее значение физкультуры в жизни ребенка. | ||
Отличительные особенности, педагогическая целесообразность, новизна | Хоккей на траве – одна из наиболее древних спортивных игр. На стене одной из пирамид у Бени-Хасан в долине Нила, изображены два игрока с клюшками, борющиеся за мяч. Это свидетельствует, что в Египте в хоккей на траве играли еще за 2 тысячелетия до нашей эры. В современном виде хоккей на траве возник в Англии в XIX веке. Сегодня во многих странах мира хоккей на траве по популярности занимает второе место после футбола среди командных видов спорта, соревнования по которым проводятся на открытом воздухе. Международные соревнования по хоккею на траве неизменно становятся настоящими праздниками, привлекающими поклонников этого вида спорта со всех уголков земного шара. В нашей стране традиции хоккея на траве имеют глубокие корни. В СССР успешные выступления отечественных спортсменов способствовало значительному росту популярности этого вида спортивных игр. После распада СССР и у российских спортсменов были успехи, но к концу 90х годов популярность этого вида спорта существенно снизилась, на первый план вышли такие виды спорта как футбол и хоккей с шайбой. В настоящее время федерация хоккея с мячом стремится повысить уровень популярности хоккея на траве и индор-хоккея. И наш детский сад старается увлечь детей и родителей хоккеем на траве и индор-хоккеем. Индор-хоккей – это разновидность хоккея на траве, только игра проводится в зале, в «закрытом» помещении. Эта игра одна из самых динамичных спортивных игр. Она имеет большую популярность в Европе. Мужская команда из Екатеринбурга в последние годы участвует в Кубке чемпионов – «Eurohokkey indoor club championships» и занимала высокие места. Очень важно то, что хоккей на траве и индор-хоккей – это не только спорт для профессионалов, это действительно спорт для всех! Во многих странах сегодня это настоящий семейный спорт – в хоккейных клубах нередко проводят свободное время сразу несколько поколений – внуки, дети, родители, бабушки и дедушки… И каждый находит здесь что-то для себя – и приобщение к здоровому образу жизни, и активный отдых, и возможность встретить новых друзей и пообщаться со старыми. В свою очередь мы хотим привить детям с дошкольного возраста любовь и интерес к хоккею на траве и индор-хоккею. В ходе реализации этого проекта мы можем поддерживать связь с нашими выпускниками, и отслеживать их достижения, прививать у детей стимул к занятиям спортом. | ||
Категории учащихся | Программа предназначена для детей старшего возраста, проявляющих интерес к спорту. Возраст обучающихся: 5-7 лет Наполняемость группы: 14 человек Состав группы: одновозрастной Условия приема детей: зачисляются все желающие при наличии свободных мест | ||
Объём программы | 72 часа (всего за период реализации программы) | ||
Срок реализации программы | 2 года | ||
Описание Модуля/модулей программы | Теоретические и практические занятия по обучению игре в хоккей на траве организуются в рамках кружковой работы. Работа с детьми строится на принципах сотрудничества и уважительного отношения к личности ребенка. При этом обеспечивается индивидуальный подход к каждому дошкольнику, подбираются персональные задания, и выстраивается личная траектория успеха. Каждое занятие состоит из четырех частей. Во вводной части наряду с организационными моментами (сообщения темы и цели занятия) педагог проводит короткие беседы и презентации по теории хоккея на траве, устраивает просмотр видеофильмов и мини-роликов. Подготовительная часть содержит строевые и обучающие упражнения (ОРУ) специализированного характера, а также столь необходимые для хоккея на траве психомоторные упражнения (ПМУ), в состав которых входят движения на развитие необходимых психических и психомоторных процессов и чувств, локомоторной и ручной ловкости. Заключительная часть занятия посвящается подвижным играм и играм на восстановление, а также подведение итогов. Примерная структура занятий по хоккею на траве представлена в приложении. Все занятия проходят в непринужденной обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счет переключения на разнообразные игровые виды деятельности. Игры используются как метод обучения, позволяющий заинтересовать и увлечь ребенка. Например, занятие дополняются игровыми атрибутами: домиками для попадания мячом в цель, сказочными персонажами. Этот прием позволяет воспитанникам добиваться цели в атмосфере психологического комфорта и дружелюбия. | ||
Режим занятий | Количество занятий в день для 1-ой группы | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю |
1 | 1 раз в неделю | 1 час | |
Продолжительность занятия | 1 акад. час = 30 мин. занятия + 10 мин. перерыв | ||
Цель | Создание у детей мотивации заниматься физической культурой и хоккеем на траве и его разновидностями, ознакомление со спортивными достижениями страны в хоккее на траве и индор-хоккее, гармоничное физическое развитие детей, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, формирование основ здорового образа жизни. | ||
Задачи занятий | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
Планируемые результаты | В результате освоения программы первого года обучения, обучающиеся должны знать первичные сведения об истории возникновения игры, ее правилах и этикете; видах площадок, хорошо владеть терминологией игры. Так же они должны уметь правильно держать клюшку, принимать стойку, прицеливаться, освоить способы прохождения препятствий. К концу второго года обучения воспитанники должны закрепить знания, полученные за первый год обучения, научиться чувствовать и ценить красоту игры в хоккей на траве, стать активными участниками соревнований. Они так же должны знать простейшие основы судейства, уметь грамотно выполнять технику игры, самостоятельно продумывать движения мяча во время игры. Вследствие реализации проекта у дошкольников должна выработаться устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом, возникнет желание записаться в секцию хоккея на траве и индор-хоккея и продолжить занятия в старшем возрасте на профессиональном уровне. В результате освоения программы воспитанники должны приобрести следующие знания, умения и навыки: предметные: Воспитанники будут знать:
будут уметь:
метапредметные: Воспитанники научатся:
личностные: Воспитанники получат возможность для формирования:
|
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание учебного плана 1 год обучения
№ п/п | Название тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | ||
36 часов | 7 | 29 | |||
Истории развития хоккея на траве | 1 | 1 | Беседа, опрос | ||
Разметка площадок для хоккея на траве | 1 | 1 | |||
Основная терминология игры в хоккей на траве | 1 | 1 | |||
Инвентарь для игры в хоккей на траве | 1 | 1 | |||
Атрибуты для игры в хоккей на траве | 1 | 1 | |||
Правила игры на площадке в хоккей на траве и правил техники безопасности | 1 | 1 | Наблюдение | ||
Этикет игроков | 1 | 1 | Беседа | ||
Отработка техники игры в хоккей на траве | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Обучение маху | 1 | 1 | |||
Обучение удару | 1 | 1 | |||
Обучение проводке мяча | 1 | 1 | |||
Обучение тактике игры | 1 | 1 | |||
Совершенствование техники игры в хоккей на траве | 1 | 1 | |||
Отработка техники игры в хоккей на траве | 1 | 1 | |||
Ознакомление с препятствиями | 1 | 1 | Беседа, опрос | ||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «лунка односкатная» | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Совершенствование техники прохождения препятствий: «лунка односкатная» | 1 | 1 | |||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «лунка двускатная» | 1 | 1 | |||
Отработка техники прохождения препятствий: «лунка двускатная» | 1 | 1 | |||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «эстакада» | 1 | 1 | Беседа | ||
Отработка техники прохождения препятствий: «эстакада» | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Совершенствование техники прохождения препятствий: «эстакада» | 1 | 1 | |||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «волна» | 1 | 1 | Беседа | ||
Отработка техники прохождения препятствий: «волна» | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Совершенствование техники прохождения препятствий: «волна» | 1 | 1 | |||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «трамплин радиусный с кольцом» | 1 | 1 | Беседа | ||
Отработка техники прохождения препятствий: «трамплин радиусный с кольцом» | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Совершенствование техники прохождения препятствий: «трамплин радиусный с кольцом» | 1 | 1 | |||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «тоннель» | 1 | 1 | Беседа, опрос | ||
Отработка техники прохождения препятствий: «тоннель» | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Совершенствование техники прохождения препятствий: «тоннель» | 1 | 1 | |||
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «телега» | 1 | 1 | Беседа, опрос | ||
Отработка техники прохождения препятствий: «телега» | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Отработка техники прохождения препятствий: «телега» | 1 | 1 | |||
Совершенствование техники прохождения препятствий: «телега» | 1 | 1 | |||
Итоговое соревнование | 1 | 1 | Игра, наблюдение | ||
Всего: 36 часов из них 1 соревнование |
- Содержание учебного плана 1 год обучения
Модуль 1
Тема 1: «Техника игры полевого игрока»
Теоретическая часть:
- познакомить с техникой игры полевого игрока;
- развивать крупную и мелкую мускулатуру, физические качества;
- воспитывать интерес к занятиям спортом.
Разминка. Общеразвивающие упражнения.
Практическая часть:
- Игра в «Мини хоккей»
- Упражнение на расслабление «Пружинки»
Тема 2: «Техника передвижения полевого игрока»
Теоретическая часть:
- познакомить с техникой передвижения полевого игрока
- совершенствование передачи и приема мяча;
- развивать физические качества;
Разминка. Общеразвивающие упражнения.
Практическая часть:
- игра в «Передача мяча по кругу»
- упражнение на расслабление «Штанга».
Тема 3: «Техника нападения»
Теоретическая часть:
- познакомить с техникой нападения;
- развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- развивать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Разминка. Общеразвивающие упражнения.
Практическая часть:
- игра в «Отбери мяч»
- упражнение на расслабление «Цветок распустился».
Тема 4 «Техника владения клюшкой»
Теоретическая часть:
- познакомить с техникой владения клюшкой;
- развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- развивать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Разминка. Общеразвивающие упражнения.
Практическая часть:
- игра в «Самолёты»
- дыхательное упражнение «Курочка».
Тема 5: «Техника защиты»
Теоретическая часть:
- познакомить детей с техникой защиты;
- развивать мышечную силу, скоростно-силовые и координационные способности;
- воспитывать самостоятельность, организованность.
Разминка. Общеразвивающие упражнения.
Практическая часть:
- соревнование «Кто первый коснется мяча?»
- мало подвижная игра назовите хоккейный инвентарь
Тема 6: «Техника противодействия владению мячом»
Теоретическая часть:
- познакомить детей с техникой противодействия владению мячом;
- развивать точность, быстроту, координацию движений;
- воспитывать выдержку, взаимопонимание.
Практическая часть:
- игра «Борьба за мяч»
- упражнение на расслабление «Летний день».
Тема 7: «Тактика – душа игры»
Теоретическая часть:
- познакомить с тактикой игры хоккей на траве;
- развитие координации движений и ориентировки в пространстве;
- формирование навыков культуры игры;
- воспитывать настойчивость, организованность, самостоятельность.
Практическая часть:
- игра «Борьба за мяч»
- дыхательная гимнастика «Чайник».
Тема 8: «Индивидуальная тактика в нападении»
Теоретическая часть:
- познакомить с индивидуальной тактикой игры в нападении;
- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
- формирование навыков культуры игры;
- воспитывать настойчивость, самостоятельность
Практическая часть:
- игра «Право на атаку»
- упражнение на расслабление «Шарик».
Тема 9: «Групповая тактика в нападении»
Теоретическая часть:
- познакомить с групповой тактикой игры в нападении;
- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
- воспитывать настойчивость, организованность.
Практическая часть:
- игра «Право на атаку»
- упражнение на расслабление «Шарик».
Тема 10: «Командная тактика в нападении»
Теоретическая часть:
- отрабатывать командную тактику игры в нападении;
- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
- воспитывать командные качества, организованность.
Практическая часть:
- игра «Передай мяч по цепочке»
- упражнение на расслабление «Наши руки отдыхают».
Тема 11: «Индивидуальная тактика в защите»
Теоретическая часть:
- отрабатывать индивидуальную тактику игры в защите;
- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
- воспитывать самостоятельность, организованность.
Практическая часть:
- игра «Победитель»
- упражнение на расслабление «Мячики».
Тема 12: «Групповая тактика в защите»
Теоретическая часть:
- отрабатывать групповую тактику игры в защите;
- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
- воспитывать командные качества, дружелюбие.
Практическая часть:
- игра «Карусель»
- дыхательная гимнастика «Чайник».
Тема 13: «Командная тактика в защите»
Теоретическая часть:
- отрабатывать командную тактику игры в защите;
- формировать культуру игры;
- воспитывать командные качества, дружелюбие.
Практическая часть:
- игра «Займи свой остров»
- упражнение на расслабление «Загораем»
Тема 14: «Вратарь - половина команды»
Теоретическая часть:
- познакомить с тактикой игры вратаря,
- совершенствовать физическую подготовку;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми во время выполнения игровых упражнений.
Практическая часть:
- упражнение «Карусель» с атакой на ворота
- опрос воспитанников
Тема 16: «Техника игры вратаря. Перемещения»
Теоретическая часть:
- познакомить с техникой игры вратаря,
- совершенствовать физическую подготовку;
- воспитывать интерес к спорту, к физическим упражнениям.
Практическая часть:
- спортивные эстафеты
- дыхательная гимнастика «Чайник»
Тема 17: «Техника игры вратаря. Вратарская стойка»
Теоретическая часть:
- совершенствовать технику игры вратаря, отрабатывать вратарскую стойку;
- совершенствовать физическую подготовку;
- воспитывать интерес к спорту.
Оборудование: гимнастическая палка, фишки, клюшки, мячи.
Практическая часть:
- спортивные эстафеты
- дыхательная гимнастика «Шарик»
Тема 18: «Техника игры вратаря. Противодействие атаке ворот»
Теоретическая часть:
- совершенствовать технику игры вратаря, отрабатывать
- противодействие атаке ворот;
- совершенствовать физическую подготовку;
- воспитывать интерес к физическим упражнениям.
Практическая часть:
- соревнование «игра в хоккей»
- упражнение на расслабление «Мячики».
- Календарный учебный график 1 год обучения
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
Учебный год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Адаптационный период | 01.09.2022 | 01.10.2022 | 4 | 4 | 4 | |
Промежуточная аттестация | 19.12.2022 | 30.12.2022 | 2 | 2 | 2 | |
Зимние каникулы | 31.12.2022 | 08.01.2023 | - | - | - | |
Промежуточная аттестация | 15.05.2023 | 26.05.2023 | 2 | 2 | 2 | |
Практика | нет | нет | - | - | - | - |
Летние каникулы | 01.06.2023 | 31.08.2023 | - | - | - | - |
- Учебный план 2 год обучения
№ п/п | Название тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | ||
36 часов | 10 | 26 | |||
Вводное занятие (инструктаж по технике безопасности, основные правила игры) | 1 | 1 | - | Беседа | |
Техника игры и передвижения полевого игрока | 1 | 1 | - | ||
Техника нападения | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Техника владения клюшкой | 1 | 1 | |||
Техника защиты | 1 | 1 | |||
Техника противодействия владению мячом | 1 | 1 | - | ||
Тактика душа игры | 1 | 1 | |||
Индивидуальная тактика в нападении | 1 | 1 | |||
Групповая тактика в нападении | 1 | 1 | |||
Командная тактика в нападении | 1 | 1 | - | Беседа | |
Индивидуальная тактика в защите | 1 | 1 | - | ||
Групповая тактика в защите | 1 | 1 | |||
Командная тактика в защите | 1 | 1 | |||
Вратарь - половина команды. | 1 | 1 | - | Беседа | |
Техника игры вратаря. Перемещения | 1 | 1 | |||
Техника игры вратаря. Вратарская стойка | 1 | 1 | |||
Техника игры вратаря. Противодействие атаке ворот | 1 | 1 | |||
Тактика игры вратаря. Индивидуальные тактические действия. | 1 | 1 | - | Беседа, опрос | |
Тактика игры вратаря. Групповые тактические действия | 1 | 1 | - | ||
Совершенствование взаимодействия игроков при выполнении передач | 1 | 1 | - | ||
Тактические системы игры и основные функции игроков | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Тактическая система 1-4-3-3 | 1 | 1 | |||
Игроки линии защиты. | 1 | 1 | |||
Игроки линии полузащиты | 1 | 1 | |||
Игроки линии нападения. | 1 | 1 | |||
Тактическая система 1-2-3-5 | 1 | 1 | |||
Игроки линии нападения | 1 | 1 | |||
Игроки линии полузащиты | 1 | 1 | |||
Тактическая система 1-5-2-3 | 1 | 1 | - | Опрос | |
Совершенствование игры в атаке | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Совершенствование передачи и приема мяча | 1 | 1 | |||
Совершенствование ведения мяча | 1 | 1 | |||
Совершенствование броска мяча | 1 | 1 | |||
Совершенствование техники удара | 1 | 1 | |||
Итоговое соревнование между девочками | 1 | 1 | Самостоятельная игра, наблюдение | ||
Итоговое соревнование между мальчиками | 1 | 1 | |||
Всего: 36 часов, из них 2 соревнования |
- Содержание учебного плана 2 год обучения
Модуль 2
Тема 1: «Совершенствование взаимодействия игроков при выполнении передач»
Теоретическая часть:
- Инструктаж техники безопасности;
- Повторение правил игры.
- совершенствование взаимодействия игроков при выполнении передач;
- отработка игры в комбинациях "передал мяч и открылся",
Практическая часть:
- игра «не больше 4 касаний»;
- упражнение на расслабление «Самолеты»
Тема 2: «Совершенствование игры в атаке»
Теоретическая часть:
- отработка техники игры в атаке через центрального нападающего,
- добиваясь естественности, легкости;
- развивать умение сохранять правильную осанку при ударе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Практическая часть:
- упражнение «кто быстрее забьет гол»;
- упражнение на расслабление «1-2-3-4»
.
Тема 3: «Совершенствование передачи и приема мяча»
Теоретическая часть:
- совершенствование передачи и приема мяча;
- добиваться активного движения рук при ударе;
- развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость);
- воспитывать целеустремленность.
Практическая часть:
- упражнение «кто дольше удержит мяч»;
- упражнение на расслабление «Шарик»
Тема 4: «Совершенствование ведения мяча»
Теоретическая часть:
- отработка техники игры, добиваясь точности и легкости; соблюдать темп игры;
- совершенствовать двигательные умения и навыки;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Практическая часть:
- упражнение «Победитель»;
- упражнение на расслабление «Сон»
Тема 5: «Совершенствование броска мяча»
Теоретическая часть:
- отработка передачи и приема мяча;
- развивать точность, быстроту, выносливость;
- воспитывать выдержку, ответственность перед командой.
Практическая часть:
- упражнение «Точный пас»;
- упражнение на расслабление «Пружинки»
Тема 6: «Совершенствование техники удара»
Теоретическая часть:
- совершенствовать выполнение основных технических приемов;
- развивать скоростно-силовые качества, глазомер;
- воспитывать взаимопонимание, умение считаться с другими детьми.
Практическая часть:
- игра «Мини хоккей»;
- упражнение на расслабление «Пружинки»
Тема «Итоговое соревнование»
- Календарный учебный график 2 год обучения
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
Учебный год | 01.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Адаптационный период | 01.09.2023 | 01.10.2024 | 4 | 4 | 4 | |
Промежуточная аттестация | 18.12.2023 | 29.12.2023 | 2 | 2 | 2 | |
Зимние каникулы | 01.12.2024 | 10.01.2024 | - | - | - | |
Промежуточная аттестация | 20.05.2024 | 31.05.2024 | 2 | 2 | 2 | |
Практика | нет | нет | - | - | - | - |
Летние каникулы | 01.06.2023 | 31.08.2023 | - | - | - | - |
2. 7. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности первого года обучения
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Истории развития хоккея на траве | Иллюстрации с изображением игроков, игры. Видеофильм «Хоккей на траве». |
Разметка площадок для хоккея на траве | Презентация «Игровые поля». Иллюстрации «Разметка площадок». | |
Основная терминология игры в хоккей на траве | Презентация «Термины игры хоккей на траве» | |
Инвентарь для игры в хоккей на траве | Клюшка, мяч. Фильм «Инвентарь игры» | |
Октябрь | Атрибуты для игры в хоккей на траве | Иллюстрации «Атрибуты для игры» |
Правила игры на площадке в хоккей на траве и правил техники безопасности | Иллюстрации «Правила техники безопасности в игре» | |
Этикет игроков | ||
Отработка техники игры в хоккей на траве | Клюшки, мячи | |
Ноябрь | Обучение маху | Клюшки, фишки |
Обучение удару | Клюшки, фишки, мячи | |
Обучение проводке мяча | Клюшки, фишки, мячи | |
Обучение тактике игры | Клюшки, фишки, мячи, ворота | |
Совершенствование техники игры в хоккей на траве | Клюшки, фишки, мячи, ворота | |
Декабрь | Отработка техники игры в хоккей на траве | |
Ознакомление с препятствиями | Презентация «Препятствия», ловушка (препятствие) | |
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «лунка односкатная» | Ловушка (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Совершенствование техники прохождения препятствий: «лунка односкатная» | Ловушка (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Январь | Знакомство с техникой прохождения препятствий: «лунка двускатная» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи |
Отработка техники прохождения препятствий: «лунка двускатная» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «эстакада» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Отработка техники прохождения препятствий: «эстакада» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Февраль | Совершенствование техники прохождения препятствий: «эстакада» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи |
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «волна» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Отработка техники прохождения препятствий: «волна» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Совершенствование техники прохождения препятствий: «волна» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Март | Знакомство с техникой прохождения препятствий: «трамплин радиусный с кольцом» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи |
Отработка техники прохождения препятствий: «трамплин радиусный с кольцом» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Совершенствование техники прохождения препятствий: «трамплин радиусный с кольцом» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «тоннель» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Апрель | Отработка техники прохождения препятствий: «тоннель» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи |
Совершенствование техники прохождения препятствий: «тоннель» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Знакомство с техникой прохождения препятствий: «телега» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Отработка техники прохождения препятствий: «телега» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Май | Отработка техники прохождения препятствий: «телега» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи |
Совершенствование техники прохождения препятствий: «телега» | Ловушки (препятствие), клюшки, фишки, мячи | |
Итоговое соревнование | Ворота, клюшки, фишки, мячи | |
Итого |
|
2.8. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности второго года обучения
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Техника игры полевого игрока | Спортивный инвентарь |
Техника передвижения полевого игрока | Спортивный инвентарь | |
Техника нападения | Спортивный инвентарь | |
Техника владения клюшкой | Спортивный инвентарь | |
Октябрь | Техника защиты | Спортивный инвентарь |
Техника противодействия владению мячом | Спортивный инвентарь | |
Тактика – душа игры | Спортивный инвентарь | |
Индивидуальная тактика в нападении | Спортивный инвентарь | |
Ноябрь | Групповая тактика в нападении | Спортивный инвентарь |
Командная тактика в нападении | Спортивный инвентарь | |
Индивидуальная тактика в защите | Спортивный инвентарь | |
Групповая тактика в защите | Спортивный инвентарь | |
Командная тактика в защите | Спортивный инвентарь | |
Декабрь | Вратарь - половина команды | Спортивный инвентарь |
Техника игры вратаря. Перемещения | Спортивный инвентарь | |
Техника игры вратаря. Вратарская стойка | Спортивный инвентарь | |
Техника игры вратаря. Противодействие атаке ворот | Спортивный инвентарь | |
Январь | Тактика игры вратаря. Индивидуальные тактические действия | Спортивный инвентарь |
Тактика игры вратаря. Групповые тактические действия | Спортивный инвентарь | |
Совершенствование взаимодействия игроков при выполнении передач | Спортивный инвентарь | |
Тактические системы игры и основные функции игроков | Спортивный инвентарь | |
Февраль | Тактическая система 1 – 4 – 3 – 3 | Спортивный инвентарь |
Игроки линии защиты | Спортивный инвентарь | |
Игроки линии полузащиты | Спортивный инвентарь | |
Игроки линии нападения | Спортивный инвентарь | |
Март | Тактическая система 1 – 2 – 3 – 5 | Спортивный инвентарь |
Игроки линии нападения | Спортивный инвентарь | |
Игроки линии полузащиты | Спортивный инвентарь | |
Тактическая система 1 – 5 – 2 – 3 | Спортивный инвентарь | |
Апрель | Совершенствование игры в атаке | Спортивный инвентарь |
Совершенствование передачи и приема мяча | Спортивный инвентарь | |
Совершенствование ведения мяча | Спортивный инвентарь | |
Совершенствование броска мяча | Спортивный инвентарь | |
Май | Совершенствование техники удара | Спортивный инвентарь |
Итоговое соревнование между девочками | Спортивный инвентарь | |
Итоговое соревнование между мальчиками | Спортивный инвентарь | |
Итого |
|
2.9. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во часов | Режим занятий |
2022-2023 гг. | сентябрь | май | 36 | 1 раз в неделю |
2023-2024 гг. | сентябрь | май | 36 | 1 раз в неделю |
Система оценки планируемых результатов
Оценочные материалы
Уровень теоретической и практической подготовки проверяется по результатам промежуточной аттестации.
Промежуточный контроль проводится в конце 1-го полугодия (декабрь), в конце 2-го полугодия (май).
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе (май). Результаты заносятся в диагностическую карту результатов освоения программы согласно критериям оценки (Приложение №1).
Критериями оценки результатов освоение программы являются:
критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся, соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся, соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; творческое отношение к выполнению практического задания;
аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
Степень выраженности критериев оценки результатов педагогической диагностики не должны противоречить следующим показателям:
высокий уровень - успешное освоение обучающимся содержания образовательной программы
от 80% до 100%;
выше среднего - освоение обучающимся содержания образовательной программы
от 60% до 79%;
средний уровень – освоение обучающимся содержания образовательной программы
от 40% до 59%;
ниже среднего - освоение обучающимся содержания образовательной программы
от 20% до 39%;
низкий уровень – освоение обучающимся содержания образовательной программы
от 1% до 19%.
Формы аттестации/контроля обучающихся, определяются педагогом дополнительного образования с учётом возраста обучающихся, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения:
- собеседование;
- игра-испытание;
- опрос;
- беседа;
- зачёт игра;
- контрольное упражнение;
- анализ продуктов деятельности;
- выполнение нормативов;
- соревнование;
- турнир;
- сдача нормативов.
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы являются обязательными структурными элементами дополнительной общеобразовательной программы на основе изменений, внесенных в Закон «Об образовании в Российской федерации»
ФЗ № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся», который вступил в силу 1 сентября 2020 г.
Цель: создание целостной среды становления и развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Задачи:
Обновить содержание воспитания, внедрение новых форм и методов, способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента;
Развить формы включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
Сформировать у обучающихся систему духовно-нравственных ценностей, гражданской ответственности, готовности к самостоятельному выбору.
Развить познавательную и социальную активности, дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации.
Сформировать основы культуры общения и построения межличностных отношений.
Сформировать навыки и культуру безопасного поведения.
Сориентировать обучающихся на здоровый образ жизни, привлечь к занятию спортом, воспитать отрицательное отношение к вредным привычкам.
3. Организационный раздел
3.1. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016);
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- МР 2.4.0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021);
- Письмо Минздрава России от 11.08.2022 N 15-2/И/1-13164 «О профилактике и раннему выявлению коронавирусной инфекции в образовательных учреждениях в новом учебном году»;
- МР 2.4.0259-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.09.2021);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 21.03.2022, с изм. от 20.06.2022) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...");
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...");
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021г. № 3.12-1170–р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4168);
- Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Устав образовательной организации;
- Локальные акты образовательной организации.
Учебное занятие по данной программе состоит из теоретической и практической частей. Темы завершаются практическими работами, что способствует лучшему усвоению теоретического материала. Практические работы одновременно являются формой оценивания промежуточного результата реализации программы. В конце учебного года и по завершении освоения программы организуются соревновании - турнир по хоккею на траве.
Практические работы включают в себя умение вести мяч на траве, так же они могут осуществляться индивидуально, в малых группах из 2-3 учащихся и общие групповые работы.
- Методическое обеспечение
- Федотова Е. В. «Азбука хоккея на траве» - Москва ФХТР, 2009 г. – 320 с.;
- Федотова Е.В. «Многолетняя подготовка юных спортсменов в хоккее на траве» -Методические рекомендации/ Москва ФХТР 2009- 320 с.
- Коротя А. Л., Ляшенко М. В. – «Шаги к мастерству» - методическое пособие, 2015 г. – 56 с
3.3 Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
Наименование | Количество |
Спортивная форма для игроков | 12 |
Спортивная форма для голкипера | 2 |
Защитная экипировка для игроков | 12 комплектов |
Защитная экипировка для голкипера | 2 комплекта |
Клюшки деревянные или пластмассовые | 15 |
Шайбы пластмассовые | 15 |
Мячи пластмассовые | 15 |
Стойки | 5 |
Ворота хоккейные | 2 |
Судейский свисток | 1 |
Сборник картотека подвижных игр и упражнений | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Компьютер | 1 |
3.4 Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы в образовательной организации осуществляет педагог, имеющий высшее образование и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартам.
Обучение по программе ведёт педагог: Ралков Павел Николаевич.
Категория – отсутствует;
Образование – высшее.
3.5. Работа с родителями
Целью работы с родителями обучающихся является включение семьи в учебно-воспитательную деятельность объединения. Данная работа направлена на:
• Создание гуманистического стиля обучения и взаимодействия;
• Уважительное отношение семьи и педагога к ребёнку;
• Систематическое повышение психолого-педагогического уровня педагога и родителей;
• Умение конструктивно подходить к решению проблем.
В работе с родителями используются следующие методы работы:
• Индивидуальные беседы;
• Родительские собрания.
Формы работы с родителями:
• Участие родителей в мероприятиях;
• Открытые и совместные занятия;
Результат совместной деятельности – удовлетворённость родителей и обучающихся деятельностью объединения.
3.6. Реализация здоровье формирующих, здоровье сберегающих образовательных технологий в образовательном процессе
Реализация осуществляется через:
- Создание обстановки и гигиенических условий в помещении, соответствующих норме: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения зала, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей;
- Чередование в течение занятия различных видов деятельности (не менее трёх);
- Использование педагогических технологий для повышения мотивации у обучающихся интереса к изучаемому материалу;
- Формирование на занятии отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
- Психологический климат на занятии; наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- Максимальная реализация образовательного потенциала пространства спортивного зала и группового помещения, а также материалов, оборудования и инвентаря для физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, инвентаря, оборудования, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- Создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
- Данная программа определяет основные принципы, предъявляемые к предметно - развивающей среде: среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Список используемой литературы для педагога:
- Букатин А. Ю., Колузганов В. М – «Начальное обучение юных хоккеистов», 1983 г. – 67 с.
- Коротя А. Л., Ляшенко М. В. – «Шаги к мастерству» - методическое пособие, 2015 г. – 56 с.
- Федотова Е.В. Азбука хоккея на траве. – Москва: ФХТР, 2009. – 320 с.
- Федотова Е.В. «Многолетняя подготовка юных спортсменов в хоккее на траве» -Методические рекомендации/ Москва ФХТР 2009- 320 с.
- Волошина Л. Н., Курилова Т. В. «Играйте на здоровье!» - программа и технология физического воспитания детей 3 – 7 лет – Москва, изд-во Белый город, 2013 г. – с.
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» старшая и подготовительная группы – методические пособия, Мозаика-синтез, 2012 г. – 128 с.
Список литературы для родителей и воспитанников:
- Алямовская В. Г. – «Как воспитывать здорового ребенка» - Нижний Новгород, Linka-press, 1993. – 109 с.
- БукатинА.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. - М.: ФИС, 1986. – 208 с.
- Тарасов А.В. Детям о хоккее. - М.: Советская Россия, 1969. – 176 с.
- Третьяк В. Советы юному вратарю. - М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
- Хоккей. Правила игры.
Приложение 2
Примерная структура занятий по хоккею на траве
Возраст | Вводная часть, мин. | ОРУ, мин. | Основная часть, мин. | Заключительная часть, мин. |
5-6 лет | 3 | 8 | 11 | 3 |
6-7 лет | 3 | 8 | 16 | 3 |
Показатели основных умений, навыков и приемов игры в хоккей на траве
Ф. И. ребенка | Возраст | Стойка при ударе | Техника хвата | Техника замаха | Техника удара | Техника прохождения препятствия | Количество попаданий | Коэффициент подготовленности | ||||||||||||||||
Нач. года. | Серед. года | Кон. года | Нач. года. | Серед. года | Кон. года | Нач. года. | Серед. года | Кон. года | Нач. года. | Серед. года | Кон. года | Нач. года. | Серед. года | Кон. года | Нач. года. | Серед. года | Кон. года | Нач. года. | Серед. года | Кон. года | ||||