Картотека бодрящей гимнастики для старшей и подготовительной группы
картотека
Картотека бодрящей гимнастики для сташей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_bodryashchey_gimnastiki.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека бодрящей гимнастики для старшей и подготовительной группы
Цель: создать благоприятную атмосферу для пробуждения детей и вхождения их в ритм жизни; физическое развитие и укрепление здоровья малышей; улучшить настроение у детей; поднять мышечный тонус; способствовать профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы.
Комплекс №1
1. Лежа в кроватях, откинув одеяло.
Звучит легкая музыка.
Просыпательная гимнастика “Потягушеньки”.
Потягушеньки моей душеньки гладят грудь
Тянем ножки, тянем рученьки
Сон скорей уйди прогоняют сон от себя
Сила приходи руки в стороны, показывают силу
Улыбнись глазок – хоть один разок хлопают глазками
Улыбнись роток – хоть один разок улыбаются.
2. Ходьба по массажной дорожке.
3. Упражнение на дыхание: “Белый снег”.
Белый снег пушистый поднимают руки вверх
В воздухе кружится, приседают.
И на землю тихо руки опускают на пол.
Падает ложится.
4. Массаж рук и ног: “Не замерзнем”.
(Поглаживание руки от кисти к плечу, ноги – от щеколотки вверх до бедра)
- Я в ладоши хлопаю
И ногами топаю.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Ладошки, ладошки,
Утюжки – недотрожки,
Вы погладьте ручки,
Чтоб не замерзли лучше
Вы погладьте ножки
Чтоб веселее бегали по дорожке.
5.Закаливающие процедуры.
(Босохождение по массажным дорожкам, босотоптание в тазике с водой)
Комплекс № 2
1. Лежа в кроватях, откинув одеяло.
1. И. п. : лежа на спине, руки на поясе. Опустить подбородок на грудь, носки на себя; потянуться, надавливая руками на тазовые кости; расслабиться в и. п. Повторить 3 раза.
2. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — руки к плечам (вдох); 2 — поднять голову (выдох, руки вперед; 3 — то же, но руки в стороны; 4 — вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
3. И. п. : лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх; снова согнуть и опустить; выполнить то же другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
4. И. п. : лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; руки за голову (ладони на затылке); руки в «крылышки»; вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
5. И. п. : то же. 1 — сделать широкие «крылышки» на кровати, приподнять голову и плечи; 2 — поднять одну прямую ногу; 3 — ногу опустить; вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
2. Дыхательное упражнение «Паровоз» : и. п. : руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек).
3.Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 3
1 часть. Дети лежат в кроватях, пробуждение под спокойную музыку.
Добрый день!
Скорей проснитесь!
И друг другу улыбнитесь
Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень,
Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем!
Гимнастика в постели:
1. Легли все на спину, руки подняли над головой, ноги вместе. Потянулись, руки опустили вдоль туловища (4 раза) .
2. А теперь я вас всех превращаю в утят. Наши утята отправляются купаться к озеру. Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати (15-20 сек.)
3. Неожиданно на пути утятам попадается велосипедист.Он медленно крутит колеса своего велосипеда… А теперь он едет быстро… А сейчас опять медленно… И опять быстро…
4. Дошли утята до железной дороги, видят идет поезд. Нельзя идти по рельсам – железная дорога перекрыта шлагбаумом. Поезд прошел, шлагбаум подняли (дети поднимают прямые ноги). За одним поездом едет второй – опять опустили шлагбаум (дети опускают ноги). Поезд прошел – вновь поднят шлагбаум!
5. Перешли утята железную дорогу, и подошли к озеру. А на озере растут цветы – лотосы (дети садятся в позу лотоса). Распускаются цветы необычной красоты… Бутон распускается, понюхали цветок. (Дети через стороны поднимают руки над головой, делают глубокий вдох). (3 раза)
2 часть. (Ходьба по специальным дорожкам) .
Раз, два, три, четыре, пять- с кровати нам пора вставать.
Мы по коврикам идем друг за другом босиком.
Этот коврик очень важный
Он лечебный, он массажный.
Этот коврик необычный,
Пуговичный, симпатичный.
Есть следочки для ходьбы,
Есть ребристая доска,
Будем здоровыми мы всегда!
Комплекс ОРУ:
- И. п. : ноги слегка расставлены, руки перед грудью. Рывки руками с поворотом в правую и левую сторону. (по 4 раза в каждую сторону) .
-И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спину. 1- наклон в правую сторону, рука над головой, 2-И. п. 3-4 в левую сторону (по 4 раза в каждую сторону) .
-И. п. : ноги шире плеч, руки в стороны. 1-наклон вперед, руками касаемся пальцев ног. 2-И. п. (6 раз) .
-И. п. : руки внизу. 1-присесть, колени развести в стороны, хлопок перед собой. 2-И. п.
-«Подскоки» И. п. : руки на поясе. Подскоки на правой и левой ноге. Ходьба чередуется с подскоками.
Упражнение на дыхание «Молодцы» И. п. - стоя, ноги врозь, руки внизу. Вдох. На выдохе произносим Молодцы».
Комплекс № 4
В спальной комнате, лёжа на кровати.
Пробуждающие упражнения «Весёлые мишки».
Наши мишки проснулись, глазки открываются
Наши мишки потянулись потягивание
Головами покружили повороты, приподнимание головы
«Здрасте!»- говорили.
На животике лежали, поворот на живот
Ручками и ножками болтали, свободные движения рук и ног
На четвереньки вставали.
Спинку показали. Прогнуть, выгнуть спину
Хорошо прогнулись, вдох через нос, резкий короткий выдох
Друг другу улыбнулись!
Из кроватки вылезали, спустить ноги с кровати
По кругу зашагали, ходьба, высоко поднимая ноги
Ноги выше поднимали. по массажной дорожке.
Ходьба по массажным дорожкам
В групповой комнате. Речитатив .Движения по тексту.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ - топ-топ
Мы хлопаем руками: хлоп - хлоп-хлоп.
Мы руки разведём и побежим бегом.
Упражнение на дыхание. «Цветок распустился»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
В.: - Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны-
вдох (цветок распустился), вернуться в и.п. - выдох медленно.
Комплекс ритмической гимнастики «Танец утят» / Султанова М.А./
Вводная часть.
Ходьба на носках, руки вверх (потянуться).
«Стая уток».
Опускаем руки через стороны вниз, переходим на легкий бег. Руки изображают легкий «взмах крыла».
И.п.-стойка на пятках, руки внизу, кисти отведены в стороны. 1-8 поворот переступанием вокруг себя, мелким шагом (в правую и левую сторону).
Основная часть.
И.п. - стойка руки к плечам согнутые в локтях, локти внизу, ладони направлены вперед, большие пальцы отведены. «Клювики».
1-4-приведение большого пальца к остальным - «Клювики закрываются».
5-8-поднятьи опустить локти вниз «крылышки».
2. 1-4-приседая и вставая, 4 раза колени вправо-влево - «хвостики».
5-8-4 хлопка перед собой.
3. Повторить движения 1 и 2.
4. Ходьба с высоким подниманием колена.
5. Повторить движения 1, 2, 3.
6. Ходьба в полном приседе. «Утки гуляют».
7. Ходьба обычная круговыми движениями, с согнутыми руками.
8. И.п. - сидя на полу, ноги вперед, руки согнуты перед собой - «Держим руль».
1-8-наклон туловища вправо и влево - «Крутые повороты».
9. 1-8-поочередные движения стопами: правый носок тянем на себя, левый от себя - «Педали».
10. 1-8- в упоре сзади на локтях круговые движения ногами, поочередно сгибая и выпрямляя - «Велосипед».
11. 1-8-поочередно расслабленные движения ногами, лежа на животе, согнув руки перед грудью - «На лужайке».
12. 1-8-лежа на животе, вытянув руки и ноги. 4 переката вправо,
4 переката влево - «Бревнышко».
Заключительная часть.
Упражнение на дыхание. “Гуси-лебеди летят”.
Медленная ходьба в течение 1 мин. Поднимая руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить “гу - у – у -у”.
Закаливающие процедуры.
Комплекс № 5
На кровати:
1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).
2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо,и в и. п.
4)“Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.
5) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.
На полу:
1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.
а) подтянуться на носках, руки вверх;
б) присесть, сгруппироваться;
в) выпрямиться.
2) Прыжки, бег на месте.
3) “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом.
Подскоки на месте.
Сигнал:Раз, два, три
Под одеялом лежи.
Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.
Комплекс №6
На кровати:
Сегодня, дети, мы поиграем в ожившие игрушки. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.
1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.
2) Затем они стали потягиваться и разминаться: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.
3) “Ванька-встанька – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны; лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.
4) “Плюшевые мишки" ; встать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.
На полу:
5) “Куколки”. Дети шагают вокруг себя на прямых ногах, руки внизу, кисти рук слегка в стороны.
6) “Резвые лошадки”. Бег на месте, высоко поднимая колени, держа воображаемые вожжи.
7) “Заводные лягушата”. Дети “заводят” себя воображаемыми ключиками и прыгают как лягушки.
Упражнения на дыхание, закрывают и открывают глаза, расслабляются.
Закаливающие процедуры.
Комплекс №7
Проводится в постели.
Воспитатель :Дети, я знаю, что вы все очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы буде не руками, а различными частями нашего тела.
«Готовимся рисовать». И. п. — лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза посмотреть на потолок. Повторить пять раз.
«Рисуем головой». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Рисуем руками». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Устали руки». И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и, п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем локтями». И. п. — лежа на спине, руки к плечам. 1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — Круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.
«Рисуем ногами». И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание, тянуть носочки.
«Художники отдыхают». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. I Поворот туловища налево. Вернуться в и. п. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.
«Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).
Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились.
Дыхательные упражнения:
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
«Одуванчик». И. п.: сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях и приподняты вверх. Выполнять пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются» («мизинчик с мизинчиком...»), затем произнести: «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» — и, набрав носом воздух, подуть пр продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно разжимают свои кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).
Дыхательное упражнение:
«Ворона». И. п.: о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
«Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на Ширине Плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос), на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!».
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс№9
Воспитатель:
Было тихо в спальне,
Но ребятки встали.
Глазки открывайте,
И играть давайте.
Раздвигаем шторы,
Вот и полдник скоро!
Е. Виноградова
Я рада, что все уже проснулись.
(Дети принимают положение — сидя на кровати. Играет музыка.)
Воспитатель. Сейчас каждый себе сделает массаж лица, для того чтобы быть бодрыми. (Все упражнения повторить пять—семь раз.)
Поглаживать щеки, крылья носа, лоб от центра к вискам. (Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем.)
Мягко постукивать кончиками пальцев по щекам, крыльям носа, лбу от центра к вискам, словно уплотняя кожу лица, чтобы она была упругой.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на переносицу.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на середину бровей.
Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки указательным пальцем правой на переносице.
Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки указательными пальцами обеих рук на бровях.
С усилием надавливать на изгиб бровей от переносицы к вискам.
Пощипывать брови от переносицы к вискам и обратно.
Мягко и нежно погладить закрытые глаза, надавливая их уголки.
Расчесывать реснички — пальцами обеих рук сверху вниз поглаживать по ресницам.
Надавливать на крылья носа, ведя указательные пальцы обеих рук от переносицы к носовым пазухам и обратно.
И. п. — сидя, руки за голову; попытаться запрокинуть голову, одновременно удерживая ее руками.
Воспитатель. Молодцы! Теперь соедините две ладони перед собой, представьте, что на них лежит зеркальце. Посмотритесь в него. Какие вы стали румяные и красивые. А сейчас хорошо потянитесь и улыбнитесь.
Дыхательные упражнения:
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
«Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).
Хождение по оздоровительной дорожке.
Комплекс №10
Лежа в кроватках ,откинув одеяло
«Садись – ложись» - и.п.: лежа на спине, руки за голову, ноги выпрямиться; махом рук сесть; руки на пояс. Спина прямая. Вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза. На спине сейчас лежу. Мах руками – я сижу!
«Окошко» - и.п.: - лежа на животе; поднять голову и плечевой пояс. Вытянуть руки вверх, пальцы в замок, задержать в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и.п. Сделаю окошко. И посмотрю немножечко.
«Хлопок» - и. п.: - лежа на животе; поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; хлопок руками впереди, руки в «крылышки», вернуться в и.п.; повторить 4 раза.
«Ножницы» - и.п.: сидя ноги на ширине плеч, руки на поясе; поднять руки прямые в стороны и делать ими движения крест на крест «ножницы» на счет 2-4-6, вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
«Поворот» - и.п.: сидя ноги на ширине плеч, руки за головой; поворот вправо, выпрямиться, повернуться влево, выпрямиться. Повторить 2-4 раза.
И.п.: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Профилактика плоскостопия.
Божьей коровки папа идет. ( сидя, гладить ноги сверху до низу)
Следом за папой мама идет. (разминать их)
За мамой следом детишки идут.( похлопать их ладошками)
Следом за ними малышки идут.( « шагать» пальчиками)
Красные юбочки носят они.( поколачиваем кулачками)
Юбочки с черными точечками( постукиваем пальчиками)
На солнышко они похожи, ( поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы)
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им, (погладить ноги ладонями, спрятать руками)
То прячутся все вместе в тень.
Дыхательные упражнения.
1. «Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание). И. п. - стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [с]. Повторить 4 раза.
2. «Гармошка» (грудное дыхание). И. п. - стоя, ладони на ребрах. Полный вдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы с произнесением звука [ф]. Повторить 4 раза.
Комплекс №11
Лежа в кроватках
1.«Мячик» - И.п.: лѐжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.п.: лѐжа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох (через нос).
4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - выдох.
6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Профилактика плоскостопия.
Ходьба по коррекционным дорожкам дети друг за другом идут по тропе «Здоровья».
Дыхательные упражнения.
1. «Пение лягушки». И. п. : ноги на ширине плеч. Положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «квас». Повторить 4 - 6 раза.
2. «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на счет два, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно. Повторить 4 - 6 раза.
3. «Дровосек». И. п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. Повторить 4 - 6 раза.
Комплекс №12
1.И.п. – лёжа на спине, ноги приподняты, руки за голову. 1-стопы ног на себя; 2- от себя; 3 – и.п. Повторить 5 раз.
2.И.п.- лёжа.; Вып.:1-поднять левую руку и ногу вверх; 2-опустить; 3-поднять правую руку и ногу;- опустить. Повторить 5 раз.
3.«Ножницы» - И.п. – лёжа на спине, руки за голову, ноги прямые, приподняты. 1. Ноги врозь. 2. Ноги «крестиком». Повторить 4 раза.
4.И.п. – лёжа на спине, обхватив руками колени ног. Покачивания с боку на другой бок. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
5.«Лодочка» - И.п.: - лежа на животе; поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног – «лодочка», задержаться в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.
Профилактика плоскостопия.
Эстафета с палочкой.
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Дыхательные упражнения.
1. «Трубач». – И. п.: стоя. Кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука: «Ф-ф-ф. » (4-5 раз).
2. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох.
3. Полуприсядь с выдохом, вдох активный, короткий, напряженный, через нос.
Подготовила воспитатель:
Кутузова С.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бодрящей гимнастики после сна для подготовительной группы
Бодрящая гимнастика напечатана в виде карточек, в формате альбомного листа. ...
Бодрящая гимнастика после сна для подготовительной группы
Бодрящая гимнастика после сна для подготовительной группы...
картотека бодрящей гимнастики после сна вторая младшая группа
картотека бодрящей гимнастики после сна вторая младшая группа...
Картотека бодрящей гимнастики после сна для логопедической группы
Комплексы бодрящей гимнастики для детей с тнр...
Картотека утренней гимнастики для старшей и подготовительной группы
В картотеке представлены разнообразные упражнения для укрепления мышц тела. Упражнения с предметами и без них вызовут интерес у детей....
Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна для группы раннего возраста
Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна для группы раннего возраста...
Картотека артикуляционной гимнастики для старшей и подготовительной группы
Картотека расчитана на возраст 5-7 лет. Большая помощь в работе, при отсутствии в детском саду логопеда.В картотеке содержатся комплексы артикуляционн...