Консультация для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии"
консультация (подготовительная группа)

Кицан Анжела Ильинична

Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада по ФГОС является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и  использование здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edorov.tehnologiya.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

                      Статья:   АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

          Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада по ФГОС является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и  использование здоровьесберегающих технологий. Современные инновационные технологии, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ, называются здоровьесберегающими технологиями.

          Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование его физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности;                                    
  •  формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижения высокого уровня физической подготовки;
  • воспитание у детей личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

  • медико-профилактические (контроль состояния здоровья детей, медико-педагогический контроль, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (физкультурные занятия, закаливающие процедуры, дни здоровья, физкультминутки, проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, организация прогулок и т.д.);
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование в ДОУ (формирование валеологических знаний и навыков).

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Ритмопластика

Возраст: средний, старший                                                                                                Время: через 30 мин. после приема пищи 2 раза в неделю        

Подвижные и спортивные игры

Возраст: ежедневно, для всех возрастных групп                                                                                                Время: НОД, прогулки                                                                                                                                    

Динамические паузы (физкультминутки)

Возраст: для всех возрастов                                                                                                Время: до 5 мин во время НОД

Технологии эстетической направленности

Возраст: для всех возрастов                                                                                               Время: на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр. 

Релаксация        

Возраст: для всех возрастов                                                                                               Время: в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии

Пальчиковая гимнастика

Возраст: для всех возрастов                                                                                               Время: НОД, свободная деятельность

Гимнастика для глаз

Возраст: для всех возрастов                                                                                               Время: НОД, свободная деятельность

Гимнастика дыхательная

Возраст: для всех возрастов                                                                                               Время: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Продуктивность работы в данном направлении невозможна без организации предметно-развивающей среды в ДОУ:

  • подборкой различных картотек для проведения физкультминуток, релаксационных пауз, психогимнастики, динамичных пауз, пальчиковых игр и т.д.;
  • подборка комплексов на снятие тревожности, танцевально-ритмических движений;
  • атрибутами, способствующими сохранению и укреплению здоровья детей;
  • нетрадиционным оборудованием для спортивных уголков.

        

                              Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий


Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
  • Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
  • Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
  • Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  • Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  • Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Литература:                                                                                                                                                   1. Антоноваа  Л.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. Психологические основания-реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 314 с.                                                                                                                       2. Анциферова Л.И. Социальная деятельность человека. М.: Просвещение, 1969. 156 с.         3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. СПб.: Наука, 1993. 401с.                                                                                                                                       4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с.                                 5. Кириллова Ю.А. Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья. М.: Дошкольная педагогика, № 9 2011. 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии. Музыкотерапия"

Рекомендации воспитателям по использованию музыки в режимных моментах в группе....

консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, будущих первоклассников без ущ...

Консультация для педагогов " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО"

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

консультация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Живой песок» с детьми дошкольного возраста»;

В настоящее время  наиболее важной  и глобальной проблемой  является состояние здоровья будущего поколения. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для род...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"

В консультации раскрываются основные виды здоровьесберегающих технологий, используемых на музыкальных занятиях  в дошкольном учреждении, их значение и практическое применение. Это валеологические...