Тема недели | разминка | Считалка (взаимосвязь с логопедом) | п/игра | Упражнение на дыхание (взаимосвязь с логопедом) | Игры по выбору детей | Малоподвижная игра (взаимосвязь с логопедом) | Релакс (взаимодействие с логопедом) |
День знаний. Школа. Права детей.
| б/п | В чаще леса На опушке Куковали Две кукушки: Ку-ку! Ку-ку! Принесите мне муку, Я для угощенья Напеку печенья. Ку-ку! Ку-ку! Ты иди, неси муку! | Третий лишний «Горелки» (бег)
| И. п.— стоя руки вниз. Сделать глубокий вдох, на выдох: подуть на одуванчик («фу-фу-фу»)> подразнить гусей («га-га-га»), помяукать, покаркать (1—3 раза). | С прыжками | День стоял веселый – | Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. |
Осень (признаки, хлеб).
| Мяч большой | Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН! |
«Перемени предмет»
| «Качели» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), | С бегом | Дует, дует ветер,
| "Дудочка” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!” Все перечисленные упражнения можно выполнять, сидя или стоя.
|
Дары осени (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
| Мяч маленький | Выбежал зайчик, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто украл? Гарион! А кто виноват, Выйди вон | «Эстафета парами»
| Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
| лазанье | «УРОЖАЙ» | "Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. |
Лес (дикие животные). День игр с родителями
| б/п | Вышла мышка как-то раз Поглядеть, который час. Раз-два-три-четыре - Мышка дернула за гири. Вдруг раздался страшный звон. Выходи из круга вон! | 1.«Волк во рву» 2. Третий лишний
| Дыхательные упражнения; сделать вдох и на выдохе сказать: «у-у-у»; «кукареку», «га-га-га», «мяу-мяу», «гав-гав-гав», «му-му-му», «кря-кря-кря», «кар-кар-кар», «ку-ку», «з-з-з») Глубоко вдохнуть и на выдохе говорить: «На пригорке, возле елки,жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка» (3-5 раз). Проверить дыхание у 3—5 детей. | С мячом | По сухой лесной дорожке:
| Штанга” Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”. |
Домашние животные.
| С гимнастической палкой | Где ты, сон? Дома. Кто с тобой? Дрёма. Рядом с ней - Угомон. Кто не спит - Выйди вон! | «Перелёт птиц»
| Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки". - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать. - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!" Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. - Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
| С цветными крышками | Щенки
| Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз. |
Моя семья | обруч | Две заботливых старушки Напекли внучатам плюшки. Все вокруг стола уселись, Чаю напились, наелись. Захотели поиграть. Ты лови! Мне убегать | «Прыжковая эстафета»
| Звуки вокруг нас Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
| С бегом | Брату в пору башмаки.
| "Дудочка” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!” Все перечисленные упражнения можно выполнять, сидя или стоя.
|
Бюджет, благотворительность, семейные традиции.
| флажки | Ела Маша кашу, Кашу не доела. "Раз, два, три" - сказала И картошку съела. Кто три ложки возьмёт, Тот и вон пойдет. | Эстафеты | дуй шарик Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся. - Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
| Найди предмет | Брату в пору башмаки.
| “Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. |
Мой город. День игр с родителями
| б/п | Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три - Выходи из круга ты! | «Волшебная скакалка» «Прыжковая эстафета»
| Змейка Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре. - Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!" Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя. | Отгадай кто ушел | Поезжай за моря – океаны, | “Винт” Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.
|
Моя страна | Мяч большой | Ехала карета темным лесом За каким-то интересом Инте-, инте-, интерес, Выходи на букву "эс". | «Построй шеренгу, круг, колонну»
| Насос Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
| С бегом | Большая жёлтая луна | "Танцующие руки” Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. |
Поздняя осень | Мяч маленький | Ехала машина мимо леса За каким-то интересом. Тили-тили, тили-тень, Выходи-ка за плетень.
| «Серая утка»
| Весёлая песенка Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ. Оборудование: кукла или матрешка. Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку. - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей! Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
| С прыжками | Я умею обуваться,
| Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз. |
ПДД, транспорт | Гимнастическая палка | Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты. | Шофер «Полоса препятствий»
| «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
| С мячом | «Связисты»
| "Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. “Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза. |
Чем пахнут ремёсла День игр с родителями
| обруч | Жили-были утюги, Они любили пироги. За обедом каждый мог Съесть один большой пирог! Кто не верит? Это он! Выходи из круга вон! | «ПЕРЕПРАВА НА ПЛОТАХ»
| «Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воетвьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
| По выбору родителей | Снега прошли не малые,
| “Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. |
День матери | б/п | За морями, за горами, За дремучими лесами На пригорке — теремок, На дверях висит замок. Кто к замочку ключ найдет, Тот из круга вон пойдет.
| «ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»
| «На берегу моря» Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплетсяпесок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
| С посудой | "Чайник"
| “Винт” Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”. |
Мода и стиль.
| Мяч большой | За морями, за горами, За дремучими лесами, За железными столбами На пригорке теремок, На двери висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни. | «Фигурная ходьба»
| «Пузырь» Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.).
| С бегом | Рано утром на полянке
| "Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. |
Признаки зимы. | Мяч маленький | Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь - стой и жди, А не веришь - выходи! | «ЗАМРИ»
| «Приятный запах» У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
| С прыжками | «Зимние забавы» | “Сосулька” Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!” |
Флора и фауна Севера День игр с родителями
| Гимнастическая палка | Зайчишка-трусишка По полю бежал. В огород забежал, Морковку нашел, Сидит, грызет, Иди прочь - Хозяин идет | «ДЕНЬ И НОЧЬ»
| «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
| С лазаньем | «Пингвины»
| “Сосулька” Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!” |
Игрушки, традиции. | обруч | Катилося яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола. Кто его поднимет - Тот вон выйдет! | «Ловля обезьян» | «Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воетвьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла | С метанием | «Подарки» | "Подарок под елкой” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. “Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”. После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. |
Новогодний праздник
| флажки | Колокольчик всех зовет, Колокольчик нам поет Тонким голоском: Динь-бом, динь-бом! Выходи из круга вон! | «Мороз – красный нос»
| «Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воетвьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла | С бегом | С новым годом! С новым годом!
| "Подарок под елкой” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. “Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”. После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. |
Зимние виды спорта
| б/п | На носу у Филимона Вырастали два лимона. Раз лимон и два лимон, Выходи из круга вон! | «Загони льдинку»
| «Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воетвьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла | С прыжками | «Санки» | “Сосулька” Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!” |
Дом День игр с родителями
| Мяч большой | На садовой лавке Лежит булавка, А под лавкой - Еще две булавки. Раз, два, три - Ты иди их подбери! | Запрещённое движение
| «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
| По выбору родителей | Большая желтая луна
| "Танцующие руки” Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. |
Каникулы с 23-2
| Мяч маленький | Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Ты не веришь? Выйди вон! | эстафеты | «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
| С музыкой | У нас славная осанка, | “Винт” Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”. |
Животные и растения южных широт
| Гимнастическая палка | Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Дили, дили, дили, дон - Выходи из круга вон! | «Охотники и звери» | И. п.— стоя руки вниз. Сделать глубокий вдох, на выдох: подуть на одуванчик («фу-фу-фу»)> подразнить гусей («га-га-га»), помяукать, покаркать (1—3 раза). | С прыжками |
«Жираф»
| Штанга” Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”. |
Красная книга НСО и России | обруч | Птичка летела, Мне считать велела. Раз, два, три - выходи! | «Ловишка с мячом» | Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
| лазанье | ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА»
| "Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. |
Войска российской армии День игр с родителями
| флажки | Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. | «Кто самый меткий» | Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
| С бегом | На горах высоких, | Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз. |
Масленица
| б/п | Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает Белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет! |
| Звуки вокруг нас Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
| С прыжками | «Весна» | “Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. |
Весна
| Мяч большой | Семь ворон сидели тихо Подлетела к ним слониха И как крикнет: "Кар-кар-кар!" Ты не веришь, выйди сам. | «Краски»
| Весёлая песенка Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ. Оборудование: кукла или матрешка. Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку. - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
| С предметами | Жук ползет по ветке | Штанга” Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”. |
8 марта | Мяч маленький | Серый зайка вырвал травку. Положил ее на лавку. Кто травку возьмет, Тот и вон пойдет. | «Перелёт птиц» | Дыхательные упражнения; сделать вдох и на выдохе сказать: «у-у-у»; «кукареку», «га-га-га», «мяу-мяу», «гав-гав-гав» | С метанием | Чей сегодня день рожденья?
| "Танцующие руки” Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. |
Искусство родного края День игр с родителями
| Гимнастическая палка | Сидит утка на гнезде, Золотые несет яйца. Сколько их там - угадай. Раз, два, три - убегай! | Приветики
| Звуки вокруг нас Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
| С бегом | На двери висит замок. | “Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. |
Моря, океаны | обруч | Сладкая слива Очень красива, Кислый лимон - Выйди вон!
| «Стоп» | «На берегу моря» Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплетсяпесок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
| С прыжками | Рыбка плавает в водице, | “Винт” Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”. |
Неделя здоровья
| флажки | Слышен громкий стук: Раз - стук, два - стук. Три, четыре, пять - Раздается стук опять. Будешь громко ты стучать, Выходи тогда играть! | «Школа мяча»
| Надуй шарик Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков; воспитатель предлагает им поиграть с настоящим воздушным шариком.
Эстафеты | С бегом | Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
| " Насос и мяч”
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями. |
Космос
| б/п | Спешат корабли, Торопясь, зашли: В Африку, Австралию, Индию, Италию, Китай, В Аргентину, Уругвай, Кто остался - вылетай! | «Космонавты» | Летчик и самолеты По команде воспитателя «заводятся моторы» — произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолеты — «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах - «у-у-у-у»; садятся на посадку — «ух-ух-ух».
| лазанье | «РАКЕТА»
| Штанга” Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”. |
Неделя Земли, экология День игр с родителями
| Мяч маленький | Суп из шишек - Для мальчишек. Из гребёнок - Для девчонок. Из репейника - Бульон. Кто не хочет - Выйди вон! | У ребят порядок строгий
| Дыхательные упражнения; сделать вдох и на выдохе сказать: «у-у-у»; «кукареку», «га-га-га», «мяу-мяу», «гав-гав-гав» | С предметами | П/и «Весна приходит» | "Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. |
Земноводные, пресмыкающиеся.
| Мяч большой | Тише, мыши, Кот на крыше. Кто не слышал, Тот и вышел! | «Лягушки и цапля" | Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
| С бегом | «Летучая рыба» | “Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. |
Праздник Победы
| флажки | Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит - выйди вон! | "Пожарные на ученье» | Дыхательные упражнения; сделать вдох и на выдохе сказать: «у-у-у»; «кукареку», «га-га-га», «мяу-мяу», «гав-гав-гав» | С предметами | «Самолет» | Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз. |
Насекомые
| обруч | Ушки, глазки, носик, хвостик, Получился добрый котик, Он считает до пяти, Тот, кто пятый выходи. | «Ловля бабочек»
| Весёлая песенка Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ. Оборудование: кукла или матрешка. Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку. - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
| С бегом | Вот какая стрекоза | "Танцующие руки” Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. |
До свидания, детский сад
| Гимнастическая палка | Царь, Император, Шах, Король, Великий князь, Фараон. А ты выйди вон - Ты даже не барон. | «Эстафета с мячами»
| Дыхательные упражнения; сделать вдох и на выдохе сказать: «у-у-у»; «кукареку», «га-га-га», «мяу-мяу», «гав-гав-гав» | С прыжками | Семь ночей и дней в неделе,
| “Винт” Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”. |
Выпуск День игр с родителями
| б/п | Черепаха и улитка Побежали очень прытко. Ты за ними поспевай Из считалки вылетай. | "Подбей волан» | «Качели» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох | лазанье | Мы на карусели сели, | “Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. |
Выпуск День игр с родителями
| Мяч большой | Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый - хвост. Если мост провалится, То собака свалится. Чтобы ей не потонуть, Ты беги ее тянуть! | «Сбей кеглю»
| Звуки вокруг нас Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
| С предметами | «Солнышко» | "Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. |