Танцевально-игровая гимнастика
материал (старшая группа)
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана программа для детей в возрасте от 3 до 6 лет (от второй младшей до старшей группы). Обучение реализуется в режиме совместной деятельности ребенка и педагога. Продолжительность: для детей от 3-4 года 15 мин. в неделю (1 занятие), для детей от 4-6 лет 30 мин. в неделю (1 занятие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа здоровьесбережения
«Танцевально-игровая гимнастики»
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана программа для детей в возрасте от 3 до 6 лет (от второй младшей до старшей группы). Обучение реализуется в режиме совместной деятельности ребенка и педагога. Продолжительность: для детей от 3-4 года 15 мин. в неделю (1 занятие), для детей от 4-6 лет 30 мин. в неделю (1 занятие).
Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку и оформленные танцевальными движениями.
Достоинства ритмической гимнастики известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной программе используются не только музыкально-ритмические движения, но и акробатические упражнения. В процессе обучения акробатическим упражнениям каждый ребёнок прогибается в меру своих физических возможностей, без посторонней помощи, но при систематических упражнениях, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.
Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные задания.
Цель программы:
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, танцевально-игровой гимнастики. Тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма.
Ритмическая гимнастика предусматривает решение следующих задач:
- Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
- формировать правильную осанку.
- помочь детям познать своё тело посредством выполнения акробатических упражнений, в соответствии с возрастными особенностями.
- содействовать профилактике плоскостопия.
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности.
- развивать гибкость каждого ребёнка, посредством прогибания во время выполнения акробатических упражнений, в меру своих физических возможностей.
- развивать чувство самостраховки.
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
-формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности.
3. Развитие творческих способностей занимающихся:
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
- воспитывать умения эмоционального выражения и творчества в движениях.
- развитие творческих и созидательных способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
План совместной деятельности по ритмической гимнастике:
Вводная (разминка).
- разогревание организма.
Основная (упражнения в исходном положении стоя).
- последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.
Бег и прыжки.
- максимальная нагрузка.
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа.
- комплексная проработка всех групп мышц.
Заключительная.
- восстановление, упражнения на гибкость и расслабление.
Структура комплекса ритмической гимнастики и направленность
каждой из его частей:
- подготовительная часть, или разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.
- в начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.
- заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Здесь не предусмотрено, какие виды прыжков вы будете делать. Главное – добиться высокой интенсивности в этой части комплекса. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.
- затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.
- завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.
Основные показатели развития детей прошедших программу
«танцевально-игровая гимнастика»:
- Повышение физической выносливости.
- Улучшение осанки, гибкости суставов.
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности, двигательной культуры.
- Развитие чувства самостраховки.
Учебный план по ритмопластике
1 | Полное название | Ритмопластика |
2 | Характеристика программы | Программа предусматривает: - Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве); - Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов); - Разучивание танца (композиция); -Игровой танец; Музыкально – двигательный этюд. |
3 | Направление деятельности | Музыкально-физкультурное |
4 | Сроки реализации | 2 года |
5 | Возраст дошкольников | 3-5 лет |
6 | Цель программы | Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, средствами танцевально-игровой гимнастики. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей младшего дошкольного возраста. |
7 | Краткое содержание программы | 1. Отбор и начальная подготовка 2. Начальная специализированная подготовка. 3. Совершенствование и творческое самовыражение. |
8 | Прогнозируемые результаты | Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, Лёгкости, пластичности, выразительности движений; умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа. |
9 | Перспективы развития | Занятия в хореографических студиях, участие в городских мероприятиях, концертная деятельность. |
Этапы работы
1 этап - отбор и начальная подготовка.
Основные задачи:
Изучение задатков и способностей детей. Общая физическая подготовка. Привитие навыков гимнастической школы. Воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям ритмопластикой.
На начальном этапе применяются разнообразные ОРУ с целью развития
опорно-двигательного аппарата занимающихся. Используются подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания, лазанья. Постепенно вводятся элементы на точность и координацию движений. Закладывается фундамент технической подготовки – осваиваются элементы ритмопластики.
2 этап - начальная специализированная подготовка.
Основные задачи:
Всесторонняя физическая подготовка.
Развитие специальных физических качеств (гибкость, пластичность).
Обучение основам техники гимнастических упражнений и подготовка к обучению сложным элементам и соединениям.
Воспитание волевых качеств: смелости, решительности, умения самостоятельно работать.
Для этого этапа характерно углубленное освоение гимнастической школы.
Специализированная подготовка связана с большим объемом впервые осваиваемых элементов. Базовые элементы формируются в базовые комбинации. Широко используются средства специальной и общефизической подготовки с целью воспитания основных
двигательных качеств. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, гибкости, выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения.
3 этап - совершенствование и творческое самовыражение.
Основные задачи:
Развитие специальных физических качеств.
Стабилизация и совершенствование техники упражнений.
Исполнение упражнений в соединениях и комбинациях.
Совершенствование хореографической подготовленности, "школы" движений, выработка выразительности и артистичности.
Развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно придумывать собственные упражнения, соединения.
Приобретение опыта выступлений на праздниках.
Форма обучения.
Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.
Способ организации – группа, количественный состав до 10 человек. Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью 15-20 минут.
Ожидаемые результаты:
Формирование:
- эмоциональной отзывчивости на музыку
- лёгкости, пластичности, выразительности движений
- умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития
музыкального образа
Условия реализации программы.
1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Взаимосвязь с семьей.
Учебно-тематический план программы
кружка «Ритмопластика»
№ п/п | Содержание работы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве) | 2 | 4 |
2 | Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов) | 6 | 6 |
3 | Театральная игра | 2 | 5 |
4 | Разучивание танца (композиция) | 2 | 5 |
5 | Игровой танец
| 4 | 8 |
6 | Музыкально – двигательный этюд | 2 | 4 |
7 | Итого на год: | 23 | 42 |
65 |
Продолжительность учебного года | С 01.09.2021 по 31.05.2022 | |
Зимние каникулы | С 01.01.2022 по 09.01.2022 | |
Кол-во занятий в неделю | 1 (по средам) вторая половина дня | |
Продолжительность | Для детей 3-4 лет | Для детей 4-5лет |
15мин | 20мин |
Годовой календарно-учебный план
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи:
- Учить детей в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой.
- Учить перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
- Совершенствовать умение выполнять образные движения.
- Развивать зрительную память, наблюдательность, мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию.
- Формировать умение понимать настроение и характер музыки, повышать эмоциональный настрой детей.
- Воспитывать силу воли, самостоятельность.
Вторая младшая группа
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводная (разминка) | 1. Ходьба 2. Упр-е «Мышки» 3. Упр-е «Медведь косолапый» 4. Бег по кругу 5. Бег змейкой 6. Построение врассыпную. | Дима Грицкевич: «Ням-ням». | Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей». |
Основная |
Движение головой направо, назад, налево, вниз.
1 – наклон вперед, руки в стороны. 2 – и.п. (голову вниз не опускать). 4. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 5. И.п. – ноги параллельно, руки внизу. 1 – наклон в сторону с шагом, одна рука вверх. 2. - и.п. (не наклоняться вперед). Прыжки ноги врозь, ноги вместе. 6. «Плечи», «Хвостики». 7. Танцевальные движения –1мин. С 1 по 7 упражнения повтор. | Маша Сироткина: «Веснушки». Карина Минасян: «Конёк-горбунок». | |
Бег и прыжки | Прыжки ноги врозь, ноги вместе. Бег на месте Дыхательное упр-е «Ёжик» | Света Павлова: «Песенка о помощнике». | |
Упр-я в исходных положениях сидя и лёжа | 1. «Лягушки». 2. «Обезьянки». 3. Ходьба как «слонята». 4. «Бабочки». 5. «Паровозик». 6. Игровое упражнение «Тянем репку». | Таня Карпунина: «Фея моря». Шоу-группа «Улыбка»: «Пин и Гвин». | |
Заключительная | Релаксация: «Цветок распустился». | Инструментальная композиция: «Люди мира». | Упр-е исполняется в кругу. |
II квартал (декабрь, январь, февраль).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводная (разминка) |
| Валерия Чепушканова: «Про жирафа». | Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей». |
Основная |
Поворот головы вправо (влево), корпус прямо.
Взмах правой рукой (влево) в сторону. «Уронить» руки, вернуться в и.п. 3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон вперёд-вниз, руки вниз, покачать руками. 4. Ритмическое кружение под музыку вправо (влево), присесть. 5. Стать на носки, потянуться вверх руками и покачать ими. 6. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Упр-е «Волна».
| Шоу-группа «Улыбка»: «Том и Джерри». Сергей Нестеров: «Рыжая девчонка». | |
Бег и прыжки |
| Олеся Луканина: «Не думай не мысли». | |
Упр-я в исходных положениях сидя и лёжа | 1. И.п.: сидя ноги врозь, руки свободны. Наклон головы вправо (влево), корпус прямо. 2. И.п.: тоже Согнуть правую (левую) ногу, затем выпрямить. 3. И.п.: тоже локти согнуть в локтях. Наклон вправо (влево), выпрямиться. 4. Лёжа на животе. Махи ногами, сгибая в коленях. 5. И.п.: лёжа на спине. Перекат на живот, на спину. 6. И.п.: стоя на четвереньках. Упр-е «Кошечка». 7. И.п.: ноги параллельно, руки согнуты перед собой. «Повилять хвостиком». Акробатические упр-я: «Кольцо», «Корзинка», «Полушпагат». | Ольга Филимонова: «Про Мурзика». Света Животова: «Судак». | |
Заключительная | Релаксация: «Сказка». | Инструментальная композиция: «Романтическая дея». |
III квартал (март, апрель, май).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводная (разминка) |
| Инструментальная композиция: «В добрый путь». | Музыкальный альбом « 220 песен для детей». |
Основная | 1.Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. 2.Переменное поднятие правого и левого плеча. 3.Переменное поднятие рук вверх, вставая на носки. 4.Руки на пояс. Поднятие согнутого колена. Левый и правый локоть тянется к колену (спина прямая). 5.Повороты вправо, влево, руки внизу. 6.Круговые движения прямыми руками. 7. Упр-е «Достань носочки» (колени не сгибать). | Инструментальные композиции: «Ветер», «Камешки», «Попугай», «Кариока». | |
Бег и прыжки |
Упр-е на дыхание «Шар лопнул». | Инструментальная композиция: «Лужники». | |
Упр-я в исходных положениях сидя и лёжа |
Акробатические упр-я «Берёзка», «Петрушка», «Мостик». | Инструментальные композиции: «Маленькая», «Фитилёк», «Я самая», «Снеговик». | |
Заключительная | Релаксация: «Волшебный сон». | Инструментальная композиция: «Я рисую». |
На конец учебного года основные показатели развития детей 3 – 4 лет, прошедших курс обучения по программе:
- Уметь в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствие с заданной музыкой.
2. Уметь перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
3. Уметь в совершенстве выполнять простейшие образные движения.
4. Иметь представление о настроении и характере музыки.
5. Уметь владеть своим телом.
Старшая группа (от5 до 6 лет).
Задачи:
- Учить детей выполнять более сложные комбинации, построения и перестроения.
2. Учить быстро переключаться с одного движения на другое, с одной фигуры на другую.
3. Формировать умение выполнять более сложные комбинации ритмических упражнений.
4. Продолжать развивать зрительную память, наблюдательность, мышечную силу, гибкость, выносливость.
5. Развивать способность к анализу, самооценке при выполнении ритмических упражнений и акробатических этюдов.
6. Воспитывать организованность, уважение друг к другу, желание объединяться для коллективных
композиций.
7. Совершенствовать чувства ритма, музыкальность.
Старшая группа
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводная (разминка) |
| Инструментальная композиция: «Орлёнок». | Музыкальный альбом « 220 песен для детей». |
Основная |
11. Махи прямой ногой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, мах правой ногой, то же левой ногой. | Инструментальные композиции: «Лучик», «Лыжню», «Наша песня». | |
Бег и прыжки |
| Инструментальная композиция: «Первая песенка» | |
Упр-я в исходных положениях сидя и лёжа | Сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.
Акробатические упр-я «Кольцо», «Корзинка», «Полушпагат», «Берёзка». | Инструментальные композиции:. «Велосипед», «Блинчики», «Париж». | |
Заключительная | Релаксация: «Расслабление». | Инструментальная композиция: «Потягушки». |
II квартал (декабрь, январь, февраль).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводная (разминка) |
| Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей». | |
Основная |
10.Наклоны туловища вниз, в и.п. прогнуться назад. | Марк Илларионов & Ярослав Илларио » | |
Бег и прыжки |
Упр-е на дыхание «Ха-дыхание». | Вика Старикова «Три желания» | |
Упр-я в исходных положениях сидя и лёжа |
Акробатические упр-я: «Берёзка, «Петрушка», «Улитка». | КОТЭ «Единорожка» Звёздный дождь Звёздный дождь | |
Заключительная | Релаксация: «Волшебный сон». | Вика Старикова «Ангел и я» |
II квартал (март, апрель, май).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводная (разминка) | 1.Ходьба по кругу. 2. Ходьба змейкой. 3. Упр-е «Мышки». 4. Упр-е «Медведь» 5. Подскоки. 6. Боковой галоп. 7. Бег змейкой. 8. Построение врассыпную. | Вика Старикова | Песни современной эстрады. |
Основная | 1.Поднять руки через стороны, сделать «пружинку», опустить руки вниз. 2. Поднимание плеч попеременно: правое, левое, руки опущены. 3. Повороты туловища: левая рука на поясе, повернуться вправо, правая рука назад, то же в другую сторону. 4. Левая рука на поясе, правая в сторону, менять положение рук. 5. Поворот головы вправо, влево, пружинистые движения ног. 6. Руки согнуты в локтях, параллельно туловищу: два шага в правую сторону, два в левую сторону. 7. Поставить левую ногу на носок, повернуть туловище влево, правую ногу на носок-вправо. 8. «Дорожка». 4 шага вперёд, правая рука вверх, левая вниз, левая нога в сторону, 4 шага назад 9. Наклоны туловища вперёд, руки в стороны. 10. Махи ногой в стороны, руки перед собой в замке. Дыхательное упр-е «Насос». | Ж. Фриске «Малинки» ВИА «Звери» «До скорой встречи» | |
Бег и прыжки |
| ВИА «Фабрика» «Романтика» | |
Упр-я в исходных положениях сидя и лёжа |
Акробатические упр-я «Берёзка», «Берёзка наклонилась от ветра», «Полушпагат», «Улитка», «Кольцо», «Корзинка», «Мостик». | Ж. Фриске «Мама Мария» Жасмин «Загадай» | |
Заключительная | Релаксация: «Океан» | Инструментальная композиция: «Тема Майорки» |
На конец учебного года основные показатели развития детей 5-6 лет, прошедших курс обучения по программе:
1. К концу года дети должны уметь выполнять более сложные комбинации, построения и перестроения;
2. Уметь быстро переключаться с одного движения на другое, с одной фигуры на другую.
3. Уметь выполнять более сложные комбинации гимнастических упражнений;
4. Уметь анализировать, давать самооценку при выполнении ритмических упражнений и акробатических этюдов.
5. Уметь уважать друг друга, иметь желание объединяться для коллективных композиций.
6. Уметь владеть своим телом.
.
Список используемой литературы:
- Н. А. Фомина, Г. А. Зайцева, Е. Н. Игнатьева, С. С. Чернякина «Сказочный театр физической культуры». Издательство «Учитель» Волгоград 2002.
- А. В. Иваницкий, В. В. Матов, О. А. Иванова, И. Н. Шарабарова «Ритмическая гимнастика на ТВ». Москва «Советский спорт» 1989.
- О. Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Практическое пособие. Воронеж 2007.
- Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий». Москва 2007.
- И. М. Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Методическое пособие. «Издательство НЦ ЭНАС» Москва 2004.
- Е. Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». «Творческий центр» Москва 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танцевально-игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ" как средство развития творческих способностей дошкольников
Статья посвящена проблемам развития творческих способностей на занятиях физической культуры в детском саду....
Сценарий танцевально-игровой гимнастики
Средняя группа...
План кружковой работы «Танцевально-игровая гимнастика – средство оздоровления дошкольников»
Цель, задачи, план работы на 1год....
«Танцевально-игровая гимнастика детей «Са-Фи-Дансе»
Ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития, берет своё начало далеко в недрах истории. В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных фо...
Дополнительная образовательная программа "Танцевально-игровая гимнастика СА-ФИ-ДАНСЕ"
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие воспитанников дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей раз...
Программа дополнительного образования по танцевально-игровой гимнастике и лечебно-профиллактическому танцу "Озорные светлячки"
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Озорные светлячки», разработана для детей 5-7 летнего возраста в соответствии с программой танцевально...
"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"
Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...