Статья: "Здоровье-сберегающие технологии в детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду)"
статья (младшая группа)
Здоровье – это состояние полного физического, психического, интеллектуального, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Сохранение и укрепление детского здоровья – одна из главных задач всех дошкольных учреждений. Для ее решения в педагогической деятельности используют комплекс профилактических мер под названием «здоровье-сберегающие технологии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровье-сберегающие технологии в детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду)
Здоровье – это состояние полного физического, психического, интеллектуального, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Сохранение и укрепление детского здоровья – одна из главных задач всех дошкольных учреждений. Для ее решения в педагогической деятельности используют комплекс профилактических мер под названием «здоровье-сберегающие технологии».
Здоровье-сберегающие технологии в детском саду – это комплекс методов, мероприятий и организационных условий в образовательной среде детского сада, реализуемых с целью сохранения, укрепления здоровья субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, родителей), формирование у них ценностного отношения к здоровью, физической культуре.
Понятие «здоровье-сберегающие технологии» в детском образовательном учреждении традиционно подразумевает все возможные направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Задачи:
- Сохранение и укрепление детского здоровья на основе комплексного использования доступных для ДОУ средств физического, психоэмоционального развития, организации активности на свежем воздухе.
- Создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления дошкольников.
- Развитие физических качеств детей.
- Контроль двигательной деятельности детей и их физической культуры.
- Обеспечение активной позиции воспитанников в получения знаний о здоровом образе жизни и мотивация к знаниям, пропаганда здорового образа жизни.
- Снятие психоэмоционального напряжения и создание положительного эмоционального настроя.
- Профилактика заболеваний, нарушений опорно – двигательного аппарата, формирование правильной осанки.
- Воспитание привычки повседневной физической активности и навыков гигиены.
- Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих дошкольников в укреплении их здоровья, физической культуры и развития творческого потенциала.
Виды здоровье-сберегающих технологий:
- Медико – профилактические технологии. Направлены на сохранение и укрепление детского здоровья под контролем медицинских работников детского сада в соответствии с медицинскими нормативными документами (мониторинг здоровья и физического развития воспитанников, прививки, организация и контроль качества питания, профилактические мероприятия, витаминизация, организация здоровье-сберегающей среды и др.).
- Физкультурно – оздоровительные технологии. Направлены непосредственно на укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников. Реализуются воспитателями и специалистами по физической культуре (развитие физической культуры и двигательной активности детей, организация закаливания, фитотерапия, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и др.).
- Технологии обеспечения социально – психологического благополучия детей.
- Здоровье-сберегающие образовательные технологии в ДОУ. Направлены на воспитание у детей культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. Имеют целью не только сохранить и преумножить здоровье ребенка, но и научить заботиться о своем здоровье самому, закрепить навыки гигиены и физической активности.
Здоровье-сберегающие образовательные технологии в детском саду
Все чаще педагоги уделяют внимание именно здоровье-сберегающим образовательным технологиям в ДОУ, понимая под этим не просто комплекс средств и методик охраны здоровья в системе образования, а технологии мотивации и перспективного обучения детей здоровому образу жизни. Физкультурные занятия:
- Коммуникативные игры
- Игротренинги
- Физкультурные занятия
- Игротерапия
- Уроки здоровья
- Веселые танцы
Главное их условие – получение детьми устойчивой мотивации к физической культуре и формирование прочных навыков заботы о своем здоровье с перспективой в будущее.
Физкультурные занятия могут быть организованы в спортивных либо музыкальных залах, а для детей младшего дошкольного возраста – в своей групповой комнате. Время проведения – 2 – 3 раза в неделю, в первой половине дня, по 10 – 15 минут для младших детей и до 30 минут для старших дошколят. Одно из необходимых условий – проветривание помещения перед началом занятий. Организатором и исполнителем физкультурного занятия может быть, как руководитель физического воспитания, так и непосредственно воспитатель группы.
Коммуникативные игры проводятся для старших дошкольников 1 – 2 раза в неделю также в спортивном, музыкальном залах, или в групповой комнате. Одна из их целей – развитие навыков конструктивного взаимодействия в ходе выполнения физических упражнений. Детям будут интересны такие коммуникативные игры как «Веселые старты», «Ручеек», «Кондалы», «Пятнашки», «Каравай», «Глухой телефон» и др.
Игротренинги представляют собой систематические тренировки определенных навыков. Их можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, индивидуально или коллективно. Игротренинги могут быть логопедические, пальчиковые, словесные, ролевые, релаксационные, арт — терапийные и другие, в зависимости от целей и условий. В проведении игротренингов помогают картинки, слайды, музыкальное сопровождение. Проводятся воспитателем, психологом.
Игротерапия – этот один из методов психотерапевтического, психологического воздействия, направленный на восстановление эмоционального здоровья. Лечебные игры могут проводится ежедневно в течение дня воспитателями, психологами. Игротерапия важна для коррекции поведения, преодоления детских конфликтов, раскрытия эмоциональных отношений. Она включает подвижные игры, соревнования, куклотерапию, сказкотерапию, театральные занятия и другие виды детской деятельности.
Уроки здоровья проводят в средних и старших группах 1 раз в неделю. Дети получают знания из физиологии, анатомии и выполняют практические задания. Варианты:
- «Уроки Мойдодыра»
- «Чистые ручки»
- «Ножки – топотушки»
- «Глазки- глазки бережем»
- «Мое тело»
- «Чтобы зубки не болели»
- «Голова – головушка» и другие.
Уроки здоровья закрепляют у детей навыки гигиены, приучают к опрятности, здоровому образу жизни, физическим упражнениям, соблюдению правил безопасности.
Применение здоровье-сберегающих технологий в режиме дня ДОУ
Ежедневное повторение гигиенических процедур и физических упражнений в одно и то же время формирует навыки и привычки личной гигиены и физической культуры. Организм ребенка привыкает к заданному ритму, подстраивается под режим. Установленный режим защищает нервную систему дошкольников от эмоционального и физического переутомления.
Варианты использования здоровье-сберегающих технологий в режиме детского сада:
№ | Режимные периоды | Оздоровительные мероприятия |
1 | Утро | Мытье рук и лица прохладной водой |
2 | Утренние занятия | Звуковая гимнастика |
3 | Прогулка | Двигательная активность (бег, игры, упражнения) |
4 | Перед сном | Ходьба по мокрым дорожкам |
5 | После сна | Гимнастика пробуждения в постели |
6 | После полдника | Упражнения для осанки |
7 | Вечер | Артикуляционная тренировка |
Применение мероприятий в системе здоровье-сберегающих технологий в детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду) допустимо исключительно с учетом возрастных и физических особенностей воспитанников и с разрешения и рекомендаций врача (медицинского работника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...
«ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»...
Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2018 -2019 учебный год
Предлагаю Вашему вниманию Адаптированную образовательную программу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка»...
Личная гигиена детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)
Поддержание частоты волос и кожи, чистка зубов, привычка делать зарядку по утрам, соблюдение порядка и аккуратности в одежде — это основа гигиенического воспитания ребенка.Со временем эти принци...
Методические разработки (мастер-класс) изготовление магнитика своими руками для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)
Данный мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста. Данные поделки можно использовать для подарка, укра...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...