Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.
методическая разработка
Охрана здоровья детей сегодня - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в дальнейшем определят будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал всего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_realizatsii_fgos_v_detskom_sadu_voprosy_zdorovesberezheniya.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Самыко Ирина Александровна, воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 14
общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения.
На сегодняшний день состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу у родителей, педагогов и специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. Охрана здоровья детей сегодня - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в дальнейшем определят будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал всего общества.
Общество требовало введения мер, которые были бы направлены на решение проблемы сохранения здоровья у детей дошкольного возраста. Так в обиход вошли понятия здоровьесберегающие технологии и здоровьесбережение. С принятием ФГОС огромное внимание стало уделяться вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Дошкольный возраст — это важнейший этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти дошкольные годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы всего организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, большое число детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все толкает нас на поиск нужных механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию. Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья. Именно на решение этих задач направлена востребованность среди педагогов в здоровьесберегающих технологиях.
Цель здоровьесберегающих технологий - предоставить каждому дошкольнику знания о сохранении здоровья, дать ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для поддержания здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья. Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
Спортивные и подвижные игры;
Тренажеры, массажные дорожки и коврики.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
Физкультурные занятия;
Гимнастика после сна;
Точечный массаж;
Занятия в бассейне;
Спортивные праздники, развлечения;
СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
Дни здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
Музыкотерапия;
Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Педагог, ощущающий себя хранителем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.
Чтобы реализовать физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.
В каждой группе должен быть оборудован "Центр здоровья". В нем должны находиться как традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), так и нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
"Сухой аквариум".
Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.
Пробковый коврик.
Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
Вертушки, султанчики.
Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
Массажеры, в том числе самодельные.
Всем нам известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
Коврики и веревки с узелками.
Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.
Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку. В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:
- гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
- мимические разминки;
- пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
- точечный массаж;
- упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:
- Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
- Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
- Оформления папок-передвижек;
- Личный пример педагога;
- Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
- Анкетирование;
- Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
- Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";
- Дни открытых дверей;
- Обучение родителей методам оздоровления детей (практикумы, тренинги);
- Выпуск газеты ДОУ и т. д.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
Организацию деятельности детей в игровой форме;
Организацию культуротворчества дошкольников;
Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями, направленными на укрепление здоровья детей.
Вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня, систематически. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Необходимо помнить, что родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют его здоровью, зависит настроение, психологический комфорт дошкольника.
Можем сделать вывод, что забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Организация здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Именно в дошкольном возрасте здоровьесбережению должно уделяться как можно больше внимания. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи, которые выступают эталоном для детей, именно с родителей дети берут пример и модель поведения в обществе.
Список литературы:
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.
- Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной
среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.
- Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.
- Гаврючина. Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш)
- Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Доскин В.А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Москва «Просвещение» 2006. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"
В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей.
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников
Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников
Роль детского сада в вопросах развития речи дошкольников...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.
Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом, является оказание содействия семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитан...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта.Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, ...