Коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
консультация по психологии
Коррекционные здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе.
Актуальность.
У современных детей часто обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления) и эмоциональной сферы. В связи с этим наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из детей гиперактивны или наоборот замкнуты.
Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого используются коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения у детей.
Виды коррекционных технологий:
- Арттерапия
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Технология воздействия цветом
- Технология коррекции поведения
- Психогимнастика
- Фонетическая и логопедическая ритмика
Сказкотерапия
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов коррекции поведения и сознания ребенка.
В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок.
Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.
Технология воздействия цветом.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Психогимнастика
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей.
Психогимнастика помогает выработать у ребенка положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброту и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность, тревожность), ребенок эмоционально раскрепощается.
Арттерапия
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Логоритмика
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции. В том числе дети с задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Технологии коррекции поведения
Для коррекции неконструктивного поведения детей, помимо игры, используется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие на недостатки в поведении ребенка прямо (непосредственно). Неспецифические методы направляют коррекционное воздействие косвенно (опосредованно) на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками
Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.
Упражнение.
В повседневной деятельности детей взрослые создают специальные воспитательные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. произвольном, социально желательном поведении.
В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:
1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись.
2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.
3. После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению».
4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию.
5. Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.
6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно.
Вторая группа методов коррекции поведения детей – методы изменения отношения к ребенку: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Личный пример взрослого и сверстника.
Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка.
Игнорирование поведения ребенка.
Часто лучший способ прекратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать».
«Разрешение» на поведение.
Эффект в том, что неконструктивное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе.
Например, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Изменение статуса вынуждает ребенка менять свое поведение.
Педагогическая поддержка — это определенная реакция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение.
Технология музыкального воздействия.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована.
Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: чем медленнее и тише – тем спокойнее ритм сердечных сокращений.
Музыка также снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
Ожидаемые результаты использования коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:
- снижению уровня заболеваемости;
- развитию общей и мелкой моторики,
- повышению речевой активности;
- улучшению внимания, памяти, восприятия;
- умению видеть, слышать, рассуждать;
- коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
- снятию эмоционального напряжения и тревожности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционные здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе.
Педагог-психолог: Баянова Р.Р.
Актуальность.
У современных детей часто обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления) и эмоциональной сферы. В связи с этим наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из детей гиперактивны или наоборот замкнуты.
Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого используются коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения у детей.
Виды коррекционных технологий:
- Арттерапия
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Технология воздействия цветом
- Технология коррекции поведения
- Психогимнастика
- Фонетическая и логопедическая ритмика
Сказкотерапия
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов коррекции поведения и сознания ребенка.
В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок.
Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.
Технология воздействия цветом.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Психогимнастика
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей.
Психогимнастика помогает выработать у ребенка положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброту и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность, тревожность), ребенок эмоционально раскрепощается.
Арттерапия
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Логоритмика
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции. В том числе дети с задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Технологии коррекции поведения
Для коррекции неконструктивного поведения детей, помимо игры, используется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие на недостатки в поведении ребенка прямо (непосредственно). Неспецифические методы направляют коррекционное воздействие косвенно (опосредованно) на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками
Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.
Упражнение.
В повседневной деятельности детей взрослые создают специальные воспитательные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. произвольном, социально желательном поведении.
В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:
1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись.
2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.
3. После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению».
4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию.
5. Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.
6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно.
Вторая группа методов коррекции поведения детей – методы изменения отношения к ребенку: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Личный пример взрослого и сверстника.
Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка.
Игнорирование поведения ребенка.
Часто лучший способ прекратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать».
«Разрешение» на поведение.
Эффект в том, что неконструктивное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе.
Например, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Изменение статуса вынуждает ребенка менять свое поведение.
Педагогическая поддержка — это определенная реакция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение.
Технология музыкального воздействия.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована.
Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: чем медленнее и тише – тем спокойнее ритм сердечных сокращений.
Музыка также снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
Ожидаемые результаты использования коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:
- снижению уровня заболеваемости;
- развитию общей и мелкой моторики,
- повышению речевой активности;
- улучшению внимания, памяти, восприятия;
- умению видеть, слышать, рассуждать;
- коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
- снятию эмоционального напряжения и тревожности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"(16.01.2020)
Консультация к презертации для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов "Коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе 2020
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Презентация "Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе" 16.01.2020
Презентация для родителей ДОУ...
Консультация для педагогов: «Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, н...
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса...
Консультация для воспитателей «Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
В данной презентации собран материал для воспитателей на тему «Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»....