Роль спортивных упражнений в жизни дошкольника
методическая разработка

Мальченко Оксана Владимировна

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sportivnyh_uprazhneniy_v_zhizni_doshkolnika.docx618.41 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате,  плавание.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

        Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный запас,         развиваются нравственные        качества:        дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость.C:\Users\Сергей\Desktop\Картинки-спорт-в-детском-саду-фото018.jpg

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют  спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам. Увлеченность ребенка спортивными упражнениями усиливает физиологическое состояние организма.

ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ

C:\Users\Сергей\Desktop\мальчик_на_лыжах.jpg

Обучение передвижению на лыжах проводится в следующей последовательности: сначала обучают ступающему и скользящему шагу без палок, после этого поворотам на месте (вокруг задников и носков) и в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»), торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой, «лесенкой») и спускам с нее («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке), попеременному двухшажному и одновременному бесшажному ходу с палками.

Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способствует выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам.

Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, диафильмов, дающих представление о правильной ходьбе на лыжах.

ОБУЧЕНИЕ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ

C:\Users\Сергей\Desktop\item_1750.jpg

Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений.

Во время катания на коньках повышается устойчивость вестибулярного аппарата, обеспечивающего поддержание равновесия и позволяющего детям «легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры». При этом как следствие развиваются органы дыхания, дыхательная мускулатура, поскольку дыхание согласуется с движениями. Усиленная работа дыхательного аппарата обеспечивает хорошую жизнедеятельность детского организма.

Катание полезно для развития тонкой координации и ритмичности движений. Оно способствует развитию разнообразных психофизических качеств: скорости, выносливости, силы и ловкости.

В дошкольных учреждениях обучение катанию на коньках рекомендовано с 5-6 летнего возраста. Т.И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, потому что он должен совершать на коньках трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепкий. Катание на коньках требует поддержания равновесия при передвижении на льду, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему.

Ребенка обучают правильному исходному положению («посадке конькобежца»); разбегу и скольжению на двух ногах; попеременному отталкиванию, скольжению на правой и левой ноге; выполнению поворотов направо и налево; торможению и остановкам.

КАТАНИЕ НА САНКАХ

C:\Users\Сергей\Desktop\2202fbda31db04551e2c372894c12d84.jpg

Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2—3 летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.

Обучая ребенка катанию с горки, взрослый знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими.   Катание на санках можно организовать в игровой форме.

КАТАНИЕ НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ

Роликовые коньки очень популярны в настоящее время. Обучение катанию на роликовых коньках рекомендуется со старшего дошкольного возраста. Ребенка учат передвижению, поворотам, торможению, остановке. Взрослый (родитель, педагог) поддерживает ребенка, учит отталкиваться левой и правой ногой, согласовывая движения рук и ног; сочетать поочередное отталкивание то одной, то другой ногой с прокатыванием на двух коньках. Сделав 3—4 энергичных поочередных отталкивания, ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катится до замедления хода или полной остановки. Делая поворот, не замедляет ход, немного наклоняя свое туловище в нужную сторону, и переступает, пока поворот не завершится, и движение.  C:\Users\Сергей\Desktop\istockphoto-666548580-612x612.jpg

Навык катания закрепляется в подвижных играх. Продолжительность занятия постепенно увеличивается от 3—5 мин до 10—15 мин.

КАТАНИЕ НА КАЧАЛКАХ, КАЧЕЛЯХ, КАРУСЕЛЯХ

C:\Users\Сергей\Desktop\1652496855_188013_url.jpeg

Эти виды физических упражнений развивают вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы, совершенствуют психофизические качества.

В дошкольных образовательных учреждениях используются качалки различных конструкций (индивидуальные, парные и групповые). На втором году жизни ребенку рекомендуются индивидуальные качалки типа: лошадки, уточки, зайчики и др. Ребенку младшего дошкольного возраста рекомендуются качалки более сложного типа: качалка-лесенка, кресло, лодочка; качалки-скамьи с фигурными боками. Качалки могут быть в виде игрушки — самолет, конь. Для старших ребят приобретают качалки типа: самолет, кони и др.

Качели широко используются в работе с дошкольниками. Они не только достаточно эффективно развивают ребенка физически, но и доставляют ему большую радость.

В младшем возрасте используются подвесные деревянные качели с огражденным сиденьем. После 15—20 качаний ребенок должен отдохнуть.

Круговое вращение на каруселях нравится ребенку, используются для детей старшего дошкольного возраста. Оно развивает вестибулярный аппарат, ориентировку в пространстве. Групповые карусели имеют общую площадку. Ребенок располагается на стульчиках, фигурах или на полу. Вращение на карусели дозируется взрослым. Взрослый (родитель, педагог) следит за соблюдением ребенком правил катания на карусели.

КАТАНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

C:\Users\Сергей\Desktop\kisspng-bicycle-helmets-bicycle-covers-motorcycle-helmets-5bff0870b0d6b3.2321980615434404967243.jpg

Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности. У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве.

Ребенку до 4 лет рекомендуются трехколесные велосипеды, а детям подготовительной к школе группы — двухколесные. Велосипед должен соответствовать росту ребенка.   Желательно, чтобы это была ровная и довольно широкая дорожка примерно 50 м длиной и 3 м шириной.

Взрослый (родитель, педагог), обучая ребенка, должен показать ему велосипед и объяснить, как его вести: 1) поставить велосипед с правой (если левша, то с левой) стороны; 2) взяться руками за руль, немного сдвинуться в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе; 3) совершая поворот, руль понемногу выворачивать в ту сторону, в которую необходимо направить велосипед. После этого показа дети поочередно ведут велосипед по дорожке, делая повороты вправо и влево.

Ознакомив ребят с тем, как нужно вести велосипед радом с собой, взрослый (родитель, педагог) учит их сидеть и ездить на нем, естественно, соблюдая необходимые правила безопасности.

Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль. При этом массу тела также перенести на педаль, затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло.

Ребенка обучают ехать прямо вперед, при этом педагог придерживает велосипед за седло, давая возможность ребенку проехать 15—20 м в заданном направлении.

Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями и т.д.

Первоначально вождению велосипеда отводится 8—10 мин, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20—30 мин. Дети учатся ездить по кругу, соблюдая очередность.

Обучать детей спортивным упражнениям следует постепенно, переходя от простого к сложному. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль кинезиологических упражнений в оздоровлении дошкольников»

«Роль кинезиологических упражнений в оздоровлении дошкольников »...

Роль кинезиологических упражнений в оздоровлении дошкольников

Роль кинезиологических упражнений в оздоровлении дошкольников...

Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма

Исследования показали, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе, является письмо........Двигательный опыт ребёнка может влиять на успешность его обучения письму. Чем богаче ...

Консультация на тему: « Роль спортивных упражнений и подвижных игр в режиме дня.»

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприя...

Роль спортивных игр в жизни дошкольника

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспи...

Роль физических упражнений в жизни детей раннего возраста

Заниматься с малышами физическими упражнениями играя – это главный принцип в занятиях с малышами. Игры способствуют не только физическому развитию малыша и их двигательных навыков, но и во...