Особенности и формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
консультация

Гатаулина Клавдия Геннадьевна

Физическая культура – важнейший элемент становления человека. Вот почему физическое воспитание дошкольника как система мероприятий, направленных на развитие функций растущего организма ребенка, можно считать приоритетным направлением всей воспитательной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_fiz.vospitaniya.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Подготовил: Гатаулина К.Г., старший воспитатель МБДОУ № 95

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и сенситивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирования здоровья.

Физическая культура – важнейший элемент становления человека. Вот почему физическое воспитание дошкольника как система мероприятий, направленных на развитие функций растущего организма ребенка, можно считать приоритетным направлением всей воспитательной работы с детьми. Включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, должен организовываться грамотным специалистом – воспитателем по физической культуре. Подготовка таких специалистов осуществляется на факультетах дошкольного воспитания педагогических университетов и колледжей.

Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

Метод – (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н.Кожухова, 2003).

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я.Степаненкова, 2005).

Классификация методов

Словесный метод.

Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

1. объяснение

2. пояснение

3. указания

4. подача команд, распоряжений, сигналов

5. вопросы к детям

6. образный сюжетный рассказ

7. беседа

8. словесная инструкция

Наглядный метод

Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

  1. Наглядно- зрительные приемы:

- показ физических упражнений

- использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)

- имитация (подражание)

- зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)

  1. Наглядно-слуховые приемы:

- музыка, песни

  1. Тактильно-мышечные приемы:

- непосредственная помощь воспитателя

Практический метод

Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

- повторение упражнений без изменения и с изменениями

- повторение упражнений в игровой форме

- проведение упражнений в соревновательной форме (Н.Н. Кожухова, 2002)

Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на то что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим (Л.Д.Глазырина, 2001).

Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными формами (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные формы и средства – ритмическую и художественную гимнастику, занятия на тренажерах, день здоровья, каникулы, у-шу, хатха-йогу и др. (Н.Н.Кожухов, 2003).

Физкультурное занятие

Цель и задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную биологическую потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей (А.И.Фомина, 1984).

Характеристика: Физкультурное занятие – это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно – 3 раза в неделю (2раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности и дозирования физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий

Учебно - тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.

Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т.д.). решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д.

Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, нравственного развития.

Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т.д.

Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Контрольные занятия: проводятся в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качеств (О.Н.Моргунова, 2005)

Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки (Н.Н.Кожухова,2003).

Физкультурные занятия на воздухе

Значение: способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях.

Структура занятия традиционная: вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.

Содержание частей занятия Вводная часть

  • Построение (в теплое время года); в холодное время года – ходьба, бег;
  • Виды ходьбы;
  • 3-5 дыхательных упражнений;
  • Медленный бег (1,5-3мин. в зависимости от возрастных особенностей);
  • Ходьба обычная с перестроением на выполнение общеразвивающих упражнений.

Основная часть

  • Общеразвивающие упражнений или бессюжетная подвижная игра;
  • Бег со средней скоростью (от 40сек. до 2 минут);
  • Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения основных движений2 или для освоения спортивных упражнений;
  • Основное движение )новое или более трудное по координации) или спортивное упражнение (элементы спортивных игр);
  • Бег со средней скоростью (1-1,5 мин);
  • Медленный бег или пробежка в среднем темпе;
  • Сюжетная подвижная игра или игра-эстафета.

Заключительная часть

  • Медленный бег;
  • Ходьба с дыхательными упражнениями.

Утренняя гимнастика

Значение: вовлекать весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.

Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Варианты проведения утренней гимнастики

Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений

Во водной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные, и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

Игрового характера

Могут быть включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера тина «Снежинки кружатся», «Бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

С использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.

С включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5-7 человек. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один –два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.

С использованием простейших тренажеров

Общеразвивающие упражнеия с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Беговая дорожка», «Гребля» и др.).

Физкультминутки

Это кратко временные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) (А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, 1985).

Значение: улучшаю кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям (Г.И.Погадаев, 2003).

Длительность физкультминуток: 1,5 – 2 минуты; рекомендуется проводить начиная со средней группы.

Основные формы проведения физкультминуток:

1. В форме общеразвивающих упражнений – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

  1. В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;
  2. В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
  3. В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пения воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные;
  4. В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворения обращается внимание на следующее:

- текст стихотворений должен быть высокохудожественным.

Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темпом

занятия, его программной задачей;

  1. В форме любого двигательного действия и задания

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

- использование различных имитационных движений: спортсменов

(лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых

действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минуты занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
  • упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
  • упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
  • упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
  • содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
  • комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног (Н.Н.Кожухова, 2002).

Физкультурная пауза

Назначение: физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей (Н.Н.Кожухова, 2002).

Содержание двигательной активности: состоит из трех-четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Удочка», «Перетягивание каната», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).

Требования к упражнениям: упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны. Они должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. В конце физкультурной паузы надо предложить детям различные дыхательные упражнения.

Длительность физкультурной паузы: проводится во время перерыва между занятиями. Продолжительность составляет не белее 10 минут.

Место проведения физкультурной паузы: любое хорошо проветренное помещение (групповая комната, спальня, широкий коридор) (Л.А.Рыжкова, 2002).

Физкультурный досуг

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффектных форм активного отдыха (А.В.Кенеман,1985).

Значение: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство. Развивает организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы (М.М.Борисова, 2003).

Задачи воспитателя при проведении досуга

Младший дошкольный возраст. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

Средний дошкольный возраст. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Старший дошкольный возраст. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Варианты физкультурных досугов

Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах):

  • игры малой и средней подвижности (2-3 раза);
  • аттракционы, двигательные задания в игровой форме;
  • игра соревновательного характера или игра большой подвижности;
  • игра малой подвижности.

Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода:

  • до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;
  • одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая – развитие скорости, быстроты реакции.

Третий «Веселые старты» строится в основном на играх – эстафетах

(Проводится в старшей и подготовительной группах):

  • игра – эстафета (не должна быть более трех этапов);
  • аттракционы, не несущие большой нагрузки;
  • конкурс считалок, загадок, пословиц;
  • эстафета.

Четвертый строится на элементах одной их спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах;

  • деление группы на две равные по силам команды;
  • перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;
  • обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;
  • выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;
  • подведение итогов.

Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах):

  • дети под музыку выполняют произвольные упражнения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);
  • воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию;
  • проведение подвижной игры;
  • предлагается прослушать мелодичную музыку;
  • после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений;
  • дети двигаются под музыку.

Методика проведения физкультурного досуга

  • Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы.
  • Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.
  • Предназначается для одной – двух групп дошкольного учреждения.
  • Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.
  • Длительность:

младшая и средняя группа – 20 – 30 мин;

старшая группа – 35 – 40 мин;

подготовительная группа – 40 – 50 мин.

  • В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
  • Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
  • Используется музыкальное сопровождение.
  • Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками (Л.Д.Глазырина, 2001).

Физкультурные праздники

Назначение: способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Длительность: 1ч – 1ч20мин, проводится начиная со средней группы, 2-3 раза в год.

Место проведения: на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.

Подготовка праздника: ее осуществляет педагогический коллектив дошкольного учреждения, родители. Активными участника подготовки к празднику должны быть дети старших групп.

Необходимо для праздника:

  • определить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
  • составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала);
  • продумать музыкальное сопровождение;
  • подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
  • подготовить сюрпризы;
  • выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
  • определить количество участников каждой возрастной группы дошкольного учреждения;
  • обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.

Содержание праздника: включаются подвижные и спортивные игры, Народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, игровые упражнения, загадки.

Требования к организации праздника:

  • сценарий должен соответствовать девизу праздника (основной идее);
  • программа должна соответствовать возрасту детей;
  • литературное содержание должно быть методически ценным;
  • необходимо музыкальное сопровождение;
  • содержание праздника должно быть доступно, оригинально, интересно, способствовать активизации детей;
  • оформление праздника должно быть красочным;
  • обязательное участие родителей – показатель эффективной работы дошкольного учреждения.

Дни здоровья, каникулы

Значение. Содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление.

Методика и содержания. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, физкультурными занятиями, трудом на природе, художественным творчеством, проводятся досуги, туристические походы;. Приглашаются родители. Дни здоровья проводятся не реже одного раза в квартал; каникулы – 2 -3 раза в год (Н.Н.Кожухова, 2002).

Самостоятельная двигательная деятельность

Значение. Способствует укреплению здоровья, укреплению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью:

  • организация физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
  • время для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть закреплено в режиме дня (в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время);
  • воспитатель должен владеть специальными (опосредованными)методами активизации движений детей.

Задания на дом

Цель: воспитание здорового образа жизни семьи, совершенствование умений и навыков детей.

Анализируя содержание занятия и время можно судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.

На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определенного вида движений – одна из задач занятий по физической культуре. В основу проверки основных видов движений положен анализ элементов движений, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы

Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей....

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Консультация для воспитателей "Физкультурное занятие - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Ознакомление воспитателей со структурой и формой физкультурного занятий является одной из важных задач, которую инструктор по физической культуре должен выполнять на протяжении всей своей трудовой дея...

Доклад по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Доклад на педсовете  по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...