«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС»
статья

Нестерова Екатерина Владимировна

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду                                                                            в соответствии с ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Воспитатель должен работать так, чтобы пребывание детей в дошкольном учреждении не наносило ущерба здоровью воспитанников.

Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Основными критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация. В условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности, повышенных требований к знаниям при поступлении в школу гармоничное развитие дошкольников с проблемами в развитии невозможно без научно обоснованного исследования состояния их психофизического здоровья, определения факторов риска дезадаптации и выявления эффективных педагогических технологий, повышающих адаптивные возможности детей к повышенным нагрузкам и стрессам. Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении является структурным компонентом педагогической системы ДОУ, которая, несмотря на свою относительную независимость, является ее неотъемлемой частью.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей. Цель здоровьесберегающей технологии в ДОУ применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание культуры здоровья, т.е. совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.(1)

В нашем детском саду используются следующие здоровьесберегающие технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • стретчинг – это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела
  • ритмопластика -  это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
  • релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • утренняя гимнастика
  • гимнастика после сна
  • закаливание КГН
  • физкультурные занятия
  • точечный массаж (самомассаж)
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Игротренинги и игротерапия
  • Занятия из серии «Здоровье»

 

Для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурно- творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями 

Еще одну немаловажную роль в здоровьесбережении имеет взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: информационные стенды для родителей: в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; информационные стенды медицинских работников: о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар. (2)

 

 

Список использованной литературы

  1. Радионова Л.В.  Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 124 с.
  2. https://infourok.ru/doklad-sovremennye-zdorovesber...

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС»

                                                                   

 

Воспитатель: Нестерова Е.В.

 

г. Арзамас

 2022г.

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду                                                                            в соответствии с ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Воспитатель должен работать так, чтобы пребывание детей в дошкольном учреждении не наносило ущерба здоровью воспитанников.

Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Основными критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация. В условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности, повышенных требований к знаниям при поступлении в школу гармоничное развитие дошкольников с проблемами в развитии невозможно без научно обоснованного исследования состояния их психофизического здоровья, определения факторов риска дезадаптации и выявления эффективных педагогических технологий, повышающих адаптивные возможности детей к повышенным нагрузкам и стрессам. Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении является структурным компонентом педагогической системы ДОУ, которая, несмотря на свою относительную независимость, является ее неотъемлемой частью.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей. Цель здоровьесберегающей технологии в ДОУ применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание культуры здоровья, т.е. совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.(1)

В нашем детском саду используются следующие здоровьесберегающие технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • стретчинг это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела
  • ритмопластика -  это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
  • релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • утренняя гимнастика
  • гимнастика после сна
  • закаливание КГН
  • физкультурные занятия
  • точечный массаж (самомассаж)
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Игротренинги и игротерапия
  • Занятия из серии «Здоровье»

Для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурно- творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями 

Еще одну немаловажную роль в здоровьесбережении имеет взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: информационные стенды для родителей: в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; информационные стенды медицинских работников: о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар. (2)

Список использованной литературы

  1. Радионова Л.В.  Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 124 с.
  2. https://infourok.ru/doklad-sovremennye-zdorovesberegayushie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu-v-sootvetstvii-s-fgos-4025999.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, п...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье ребенка в любом возрасте это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая родительской заботой и силами. Сегодня в сформированном о...