Система работы по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.
Система работы по валеологическому воспитанию детей предназначена для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ситема работы по валеологии | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Беляевская М.В.. воспитатель
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Приоритетным направлением валеологической учебно-воспитательной работы должно быть формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистичное отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения.
Чтобы мотивировать ребёнка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из жизни, личный пример воспитателя, коллективные формы занятий и другие психолого-педагогические приёмы.
Цель: обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Задачи:
1. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
2. Дать детям элементарные сведения о своем организме.
3. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
4. Вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.
Планирование работы по реализации задач.
Ме сяц | Задачи | Содержание работы | Работа с родителями | ||
Октябрь | Дать представление о семье, членах семьи Вызвать интерес к самому себе. Познакомить с внешним строением тела. Выяснить какие части тела есть у человека, как они важны и нужны. Формирование представления о вредных и полезных факторах для организма | Занятие «Моя семья» Работа с альбомом «Моя семья» Д/И «Моя семья”» Ручной труд. Изготовление коллажа «Семья» Работа с альбомом «Я и моя семья» Занятие «Давайте познакомимся - человек» Д/И «Наши помощники П/И” «Части тела» Д/И «Мы все разные и одинаковые» Д/И «Я расту» Работа с альбомом «Я девочка, я мальчик» Работа с коллажами «Я девочка, я мальчик» | Оформление альбома “Я и моя семья” Подбор фотографий семей воспитанников Cоставление рассказов с детьми по фотографиям Консультация «Воспитание сыновей и дочерей, в чем разница?» Изготовление лэпбука «Вопросы и ответы о человеке» | ||
Ноябрь | Дать представление о микробах, о том, что они бывают вредные и полезные. Дать представление о вредных и полезных факторах для организма. Учить соблюдать правила личной гигиены Дать представление о разных видах деятельности детей в разное время суток | Занятие «Микробы» Д/И «Цепочка» Д/И «Чудесный мешочек» Д/И «Что любят, что не любят микробы?» Чтение рассказа о пользе умывания А.Барто «Девочка-чумазая» Беседа «Чем мы любим заниматься?» Д/И «А что потом» Д/И «Цепочка» Д/И «По- порядку» Д/И «Готовимся ко сну» Чтение стихов из книги М.Дружининой «Зайкин день», В.Викторока «Про зарядку», Е.Кана «Наша зарядка» | Подбор материала «Игры для улучшения самочувствия у детей, склонных к диатезам | ||
Декабрь | Дать представление о значении умывания, мытья рук. Расширять представление о предметах гигиены Воспитывать желание следить за собой, чистотой своего тела. Воспитывать положительное отношение к чистоте. Показать на примере, что быть «чумазым»- плохо и стыдно | Занятие о пользе и значении умывания лица и мытья рук Чтение стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр» Чтение и заучивание стихов из книги «Кто на полочке живёт?» Заучивание стихотворения «Кран, откройся» Д/И «Чудесный мешочек» Д/И «Найди лишний предмет» Д/И «Цепочка» Д/И «У нас порядок» Развлечение «Девочка-чумазая» Чтение стихов Н.Найденова «Наше полотенце», «Про мочалку» | Подбор материала – игры на улучшение самочувствия у детей к частым простудным заболеваниям. Подбор упражнений для формирования правильной осанки | ||
Январь | Рассказать о значении одежды и обуви и правильности выбора одежды по сезону, о значении правильного выбора одежды для здоровья. Сформировать представление о том, что для разного вида занятий одежда должна быть разной. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, закаливающими процедурами. Дать представление о разных эмоциональных состояниях человека | Занятие «Как мы помогли Андрюше» Д/И «Учимся оказывать помощь» Работа с алгоритмами (оказание помощи) Д/И «Одежда» Работа с книгой «Это я!» Работа с панно «Я- мальчик, я- девочка» Д/И «Мое настроение» Д/И «Угадай настроение» Работа с альбомом «Мое настроение» C.Щербина, И.Топоркова рисование “Фотограф | Подбор материала для консультации по теме: «Терморегуляция» Подбор материала для консультации по теме: «Почему ваш ребенок плохо ест?» | ||
Февраль | Дать представление о значении питания, о том, что пища должна быть разнообразной. Дать представление о роли зубов, как ухаживать за зубами. Дать представление о том, что полезно, что вредно для организма (зубы) Формирование у детей представлений о своем теле, создание положительного настроя при выполнении гигиенических процедур. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями. Дать представление об оказании первой помощи | Занятие «Почему нужно дружить с зубной щеткой» Презентация «Здоровые зубки» Д/И «Витаминная корзина» Д/И «Любит не любит» Д/И «Что полезно, что вредно» Д/И «Учусь чистить зубы» Д/И «Полезные продукты» Чтение рассказа «Почему надо чистить зубы» Ролевая игра «Залечи зуб» Работа с коллажами Чтение стихов А.Усачева «Медвежья сказка» С.Михалкова «Как у нашей Любы» Вечер развлечения «Путешествие с доктором Айболитом» Д/И «Учимся оказывать помощь» CРИ “Медицинский центр «Здоровье» Работа с алгоритмами Чтение стихов А.Кардашовой” «Наш доктор», В.Маяковского «Детям я лечу болезни», Е.Кан «Наша зарядка» Чтение рассказа «Не бойтесь уколов» | Оформление материала для консультации и папки-передвижки «Детские зубы- взрослые проблемы | ||
Март | Формирование положительного отношения к органам чувств - глазам Начать формировать представление о том, что глаза сложно устроены, их нужно беречь Формирование представления о правилах поведения Дать представление о правилах поведения дома | Занятие «Наши помощники- глаза» Д/И «Здоровый малыш» Д/И «Что мы видим» Д/И «Кто больше назовет» Д/И «Любит не любит» Д/И «Что полезно, вредно» Работа с коллажами Рисование «Что полезно для организма» Чтение стихотворений Н.Орловой «Ребятишкам про глаза», Л.Фадеевой «У кого какие глаза» Работа с альбомом «Что полезно, вредно» Разучивание гимнастики для глаз Занятие «Дружные ребята» Чтение произведений С.Маршака «Урок вежливости» Д/И «Хорошо, плохо Д/И «Азбука хорошего поведения» Д/И «Правильный выбор» Работа с коллажами «Опасные предметы Беседы по рабочей тетради “Безопасное поведение». Рассматривание иллюстраций к книге «Мы все умеем делать» | Подбор материала о профилактике травматизма «Осторожно дети!”, «Как сберечь зрение? | ||
Апрель | Формирование положительного отношения к органам чувств- ушам. Формирование представления о вредных и полезных факторах Дать представление о правилах безопасного поведения в природе Дать представление о том, что наше здоровье зависит не только от нас самих, так и от чистоты окружающей среды | Занятие «Наши помощники- уши» Д/И «Здоровый малыш» Д/И «Любит не любит» Д/И «Наши помощники» Д/И «Что полезно, что вредно» Д/И «Узнай по голосу» Д/И «Узнай, что делаю» П /И «Птички» Занятие” Прогулка в лес” Работа с рабочей тетрадью «Безопасное поведение» Д/И “ Мы любим природу” Д/И “ Любит не любит” | Оформление материала по профилактике плоскостопия «Всё в Ваших руках» | ||
Май | Формирование положительного отношения к органам чувств – носу. Формирование представления о вредных и полезных факторах для здоровья Закрепить полученные знания о строение тела человека, о функциях и вредных и полезных факторах | Занятие «Наши помощник – нос» Д/И «Любит не любит» Д/И «Наши помощники» Д/И «Здоровый малыш» Д /И «Что полезно, что вредно» Чтение стихотворения Э.Мошковской «Мой замечательный нос», Ю.Прокоповича «Зачем носик малышам» Работа с альбомом «Что полезно, что вредно» Разучивание дыхательной гимнастики | Оформление папок-передвижек: «Закаливание от 5-х до 7лет», «Закаливание воздухом», «Закаливание водой» «Купание и плавание |
Советы Доктора Воды
| Как правильно мыть руки?
|
Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла, Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой позор». | Я здоровье берегу, Сам себе я помогу -Если глаза устали выполните такие упражнения: -зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз) -Делайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз (10 раз) - Вытяните руку вперед. Следите взглядом за ногтем пальца медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (5 раз) -Посмотрите в окно вдаль 1 минуту |
Игра «Полезно-вредно»
| Правила бережного отношения к зрению
в них инородных предметов
|
Если вы носите очки: - не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться - берегите свои вторые глаза - храните их в футляре - не кладите стеклами вниз - регулярно мойте теплой водой с мылом - снимайте во время занятий спортом | Органы слуха- УШИ Чтобы сберечь органы слуха необходимо: - Защищать уши от сильного шума - Защищать уши от ветра - Не ковырять в ушах - Не сморкаться сильно - Не допускать попадания воды в уши - Если уши заболели, обратиться к врачу - Правильно чистить уши: намыленным пальцем - Мыть уши каждый день - Каждое утро разминать ушную раковину |
Уход за зубами Загадка: Полный хлевец белых овец (зубы) - зубы, покрытые эмалью - эмаль твердая, защищает зубы от повреждения - зуб-это живой орган, состоит из 3-х частей: коронка-часть зуба, которая видна в полости рта - корень- часть зуба, которая располагается в челюсти - шейка- часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной | Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе» - в природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет и любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Солнце несет всем-всем тепло. ( руки в стороны перед собой). |
Как правильно чистить зубы
| Как поел, почисти зубки Делай так два раза в сутки Предпочти конфетам фрукты Очень важные продукты Чтобы зуб не беспокоил Помни правило такое К стоматологу идем В год два раза на прием И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет |
Уход за руками и ногами Пословицы и поговорки, в которых говорится о пользе рук или ног. «Без него, как без рук» «У меня руки связаны» «Золотые руки» «Глаза страшатся, а руки делают» | Это полезно знать! - чтобы определить, страдает ли человек плоскостопием, достаточно рассмотреть след, оставляемый его ногой. Если след от пятки и плюсны (пальцев) соединяется тонкой перемычкой, плоскостопия нет. Если же отпечатывается вся ступня, можно предположить плоскостопие. |
Как беречь ноги:
| Уход за ногтями: - Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, не ногах – раз в 2-3 недели (растут медленнее) Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление. |
Уход за руками и ногами | Забота о коже Кожа важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой то мере заменяет глаза. |
Оздоровительная минутка «Солнышко» - Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова | Уход за ногтями: - Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, не ногах – раз в 2-3 недели (растут медленнее) Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление. |
Правила ухода за кожей
| Оздоровительная минутка «Этюд души» - Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую, тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперед: « Я приветствую тебя, Солнышко!». |
Как оказать первую помощь? Обработка ранки: -обработать раствором перекиси водорода; - смазать йодом вокруг царапины, после чего сверху спиртом или зеленкой. Обработка ожога: - если вы обожгли палец, его следует поместить под струю теплой или холодной воды? (под струю холодной воды) - Что сделать дальше? (Положить на обожженное место примочку из спирта, водки или раствора марганцовки. Ни в коем случае ни прокалывать пузырь. Обратиться к врачу) | Уход за ногтями: - Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, не ногах – раз в 2-3 недели (растут медленнее) Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление. |
Кожа защищает от перегрева и переохлаждения, регулирует температуру тела, не пропускает в наш организм микробы и вирусы. | Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе» - Постарайся ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всегшо тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно сказать не только доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое. Грубых слов не говорите, Только добрые дарите |
Если хочешь быть здоров- закаляйся!
| Шесть признаков здорового и закаленного человека
|
Оздоровительная минутка «Упражнения животных»
| Правила для поддержания правильной осанки - Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей? * Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища * Правильно сидеть за столом, за партой, на стуле, не горбиться * При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки * Спать на жесткой постели с невысокой подушкой * Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно вставать, походить или пожелать. * Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник) *Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы на тренажерах с детьми старшего дошкольного возраста
Система работы на тренажерах в детском саду...
Конспект совместной образовательной деятельности «физическая культура» (направление валеология) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Цветы здоровья»
Данный конспект будет полезен руководителям ФИЗО и инструкторам ФИЗО, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Рекомендовано к использованию для открытого просмотра на методобъединениях....
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.
Презентация для педагогов ДОУ...
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста (обновлен 25.12.2020)
Для успешного обучения в школе ребенку необходимо научиться в старшем дошкольном возрасте проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и о...
Консультация для педагогов "Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста "
Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста....
"Использование исследовательской деятельности в работе по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста".
Конкурсное испытание "Моя педагогическая находка"...
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению гр...