Значение подвижных игр в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Краснояружский детский сад солнечный»
Тема: «Значение подвижных игр в детском саду»
Выполнил:
воспитатель
Карпенко Оксана Сергеевна
2020г.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В А Сухомлинский
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели.
Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни в детском саду.
Цель подвижных игр – не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.
Также использование подвижных игр в детском саду служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным.
Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут игры, требующие сосредоточенности и выполнения четких действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных играх, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные игры.
Итак, какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение?
Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Подвижные игры отлично подходят для снятия психологической напряженности. Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции.
Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь ребенок на таких занятиях максимально расслаблен.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
Классификация подвижных игр:
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
Сюжетные подвижные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов
«Кегли», «Кольцеброс» и т. п.
Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игровые упражнения
Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)
Игры-забавы
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на досуга, на физкультурных праздниках.
Игры с элементами соревнования
(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет), в младших группах их не проводят.
Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.
Этапы организации и проведения подвижных игр:
• выбор игры;
• подготовка к проведению игры;
• проведение игры;
• подведение итогов игры.
Выбор игры зависит в основном от педагогических задач, которые ставятся перед занятием; от физической и технической подготовленности детей; от условий и места проведения игры; от наличия инвентаря и оборудования. Подбор подвижных игр зависит от общего уровня физического, умственного развития детей, их индивидуальных умений; состояния здоровья каждого ребенка, времени года, режима дня, интересов детей.
Во время проведения игры педагог руководит всем процессом игры:
• следит за выполнением правил, за судейством, если в качестве судей выступают дети, или сам выступает в качестве судьи;
• дозирует нагрузку, которая может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или достаточно высокой;
• по ходу игры по необходимости усложняет или упрощает отдельные правила, изменяет размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.
Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления, и снижается интерес. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условий проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает неодновременно, устающим игрокам достаточно сыграть в игру один раз.
Анализировать итоги игры надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. При объявлении результатов необходимо делать краткий разбор игры. К анализу ошибок можно привлечь детей старшей и подготовительной группы, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, осмыслению действий и сознательной дисциплине. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.
Таким образом, в педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение подвижных игр"
Консультация для родителей: "Значение подвижных игр"...
Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы представляет собой теоретическое обоснование, планирование и методическое обеспечение по реализации образовательной области "Социализация"...
Значение подвижных игр
Значение подвижных игр...
Значение подвижных игр в развитии дошкольников. Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста.
Этот материал полезен как для родителей так и для воспитателей....
Доклад на тему : "Подвижные игры и значение подвижных игр для развития детей в дошкольном возрасте."
Цель подвижных игр — это: Давать выход запасам энергии ребенка.развитие координации движений. повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. развитие навыков ...
Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.
Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств. Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного воз...