Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка
консультация (младшая группа)

Шитова Ольга Валерьевна

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vliyaet_palchikovye_igry.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка

Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь. За речевое развитие в головном мозге отвечают зона Вернике и зона Брока. Рядом с ними находятся области мозга, ответственные за тонкие движения пальцев рук. Во время занятий пальчиковой гимнастикой и другими аналогичными играми происходит одновременная стимуляция речевых зон. Психоневрологам известно, что наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года

 Поскольку у детей раннего возраста нередко имеется повышенный тонус кистей рук, их пальчики часто зажаты в кулачок. Для улучшения координации движений и развития мелкой моторики нужно регулярно массажировать кисти и пальчики ребенка. Такой массаж в 1 год проводится в игровой форме.

Гладим ручку малыша с внешней и внутренней стороны от пальчиков к локтю и обратно.

— Ручки, ручки! Я вас знаю,

 Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

Гладим пальчики по направлению к ладошке и обратно, нежно разминая каждую фалангу.

— Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в стороне.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

Мягко постукиваем по пальчикам по направлению от подушечек к ладошке.

— Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Сначала можно показать яркое красочное изображение, показать, а затем выполнить упражнение. С течением времени малыш усвоит материал и сам вспомнит, что нужно делать. Завершает гимнастику легкий массаж и поглаживание пальчиков и ручек.

Разогреваем пальчики перед основными упражнениями-играми Чтобы пальчиковые игры для развития речи принесли максимальную пользу, важна правильная подготовка к ним. Она совсем не сложная – достаточно разогреть ладошки, потирая их друг о друга. Если малыш затрудняется сам это сделать, мама должна ему помочь. В дополнение к этому можно ласково погладить пальчики от подушечек к ладони и наоборот. Не будет лишним мягкое растирание ручек от кисти до локтя и обратно. Все воздействия выполняются очень осторожно и бережно, чтобы не вызвать негативную реакцию ребенка.

После того, как игры будут освоены, можно попробовать дать малышам самостоятельность и предложить самим показать то, о чем говорится в стихотворном тексте.

Рисование

Во время рисования дошкольник использует мышечные, зрительные, осязательные анализаторы. Память, внимание, умение анализировать – дополнительные плюсы, получаемые во время этого творческого процесса помимо развития мелкой моторики. В возрасте 1,5-3 года лучше использовать пальчиковые краски и большие листы бумаги. Можно взять ватман, остатки обоев. Желательно использовать не более 2-4 цветов, начинать лучше с красного и желтого. Вода в этом случае не используется. Рисованием стоит заниматься, пока у ребенка есть желание. Длительность занятий – от 1-2 до 15-20 минут. Время занятия увеличивается постепенно.

Лепка

Это одно из любимых занятий малышей, которое как нельзя лучше развивает чувствительность нервных рецепторов на кончиках пальцев. Координация движений рук и пальцев, новые тактильные ощущения положительно влияют на развитие речи. Для начала лучше всего использовать технику пластилинографии, так как маленькие дети очень любят размазывать пластилин по любой поверхности. Для этого на картоне или плотном листе бумаги рисуют простой силуэт (дом, дерево, жук, чашка, солнышко) и показывают ребенку, как можно заполнить контур пластилином. Объяснение можно сопровождать пальчиковой игрой или потешкой.

Аппликация из макарон, листьев, круп

Манипуляции с крупами и макаронами очень полезны для развития мелкой моторики кистей рук. Перебирание крупы пальчиками, щипковые движения положительно действуют на сенсорное развитие. Кроме этого они развивают внимание, творческие способности, внимание. Важное правило – всегда нужно соблюдать технику безопасности и следить, чтобы малыш использовал крупу по назначению. Самая простая аппликация – посыпание манкой или пшеном силуэт простой формы, предварительно намазанный клеем. Лишнее стряхивается и на листе бумаги волшебным образом вырисовываются узоры или изображения знакомых предметов. Аналогично выполняется «макаронная» аппликация, только эти изделия раскладываются по контуру вручную. Звездочки, спиральки, волны и ракушки, бантики и спагетти можно красить гуашью или пищевыми красителями. Засушенные листья и цветы – отличный материал для нетрадиционной аппликации. Эти хрупкие компоненты требуют бережного обращения, что заставляет ребенка точнее координировать движения рук и пальчиков. Листья выкладывают на контурное изображение простого предмета или в виде симметричного узора.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте

 3 года – большой пальчик; 5 лет – большой пальчик и мизинчик; 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик. Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест. Основные выводы Одно из простых и эффективных средств для развития речи детей – пальчиковые игры. Их можно применять, начиная с первых месяцев от рождения ребенка. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом.

Для стимуляции пальчиков используют игры-потешки, игры с резиновыми игрушками, игры с водой и песком, рисование, лепку, аппликацию из крупы и макарон.

Старшие дошкольники стимулируют нервные рецепторы на пальцах, играя с бумагой показывая теневой театр, занимаясь домашним рукоделием, рассказывая стихи руками. Для коррекции речевого развития можно применять комплексы пальчиковой гимнастики, предназначенные для раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»...

С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!

Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....

Встреча с родителями "Развиваем пальчики - стимулируем речь ребенка"

Встреча с родителями "Развиваем пальчики - стимулируем речь ребенка"...

Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений.    ...