ЗОЖ
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающие технологии – целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий направленных на укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Цель: развитие музыкально - творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье- сберегающие технологии. Задачи: создавать предметно - развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности; формировать правильную осанку; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Этапы работы. Содержание. Диагностический 1. Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одаренных детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи. 2. Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме. Прогностический 1. Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы. 2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач. Организационный 1. Создание развивающей среды. (картотек, игр, упражнений и т.п.) 2. Работа с педагогическим коллективом. (консультации) 3. Работа с родителями. (консультации) Практический и коррекционный 1.Анализ результатов работы, затруднений. (провести диагностику, сравнить с первичной, провести самоанализ деятельности по теме) 2. Отслеживание динамики процесса самообразования. (откорректировать планы для дальнейшей работы) Обобщающий Подведение итогов проведенной работы.
Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением здоровьесберегающих технологий Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.) Вводная часть Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений 3мин Приветствие Распевки, кинезиологические распевки 2мин Восприятие музыки Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики 4мин. Пение , песенное творчество Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры 7мин. Музыкально-дидактические игры Использование ИКТ, пособий , моделирование 2мин. Танцы, танцевальное творчество Музыкально-ритмические движения 5-7мин. Музыкальные игры, игра на ДМИ Творческое музицирование 4мин. Заключительная часть Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии 2мин
Система музыкально – оздоровительной работы Оздоровительные песенки-распевки Музыкотерапия Дыхательная гимнастика Речевые игры Пальчиковые игры Игровой массаж Артикуляционная гимнастика Оздоровительные и фонопедические упражнения
Валеологические песенки-распевки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!»
Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например: Помогает развитию дыхательных мышц, регулирует работу дыхательных центров.
Артикуляционная гимнастика. Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Язык - главная мышца органов речи, и для него, как и для любой мышцы, гимнастика необходима.
Оздоровительные и фонопедические упражнения. Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
Игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
Речевые игры. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
Музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится и педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Результаты работы за год: Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Положительная динамика развития по результатам диагностики.
Используемая литература: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская; «Конспекты логоритмических занятий с детьми», автор М.Ю.Картушина; «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина; «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина; Программа эмоционально – личностного развития « В мире друзей», автор Е.В.Котова; «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина; «Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая; Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю.Картушина.
Спасибо за внимание!