Картотека пальчиковой гимнастики
картотека (младшая группа)

Васильева Марина Валерьевна

   Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.Пальчиковая гимнастика в в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы.Известный педагог Сухомлинский сказал "Истоки способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев".Я считаю,что данная тема наиболее актуальна для детей младшей группы,так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №62 Калининского района

Картотека пальчиковой гимнастики

 

                                                                     Воспитатель: Васильева М.В.

г. Санкт-Петербург

2022

                                                                                               

Оглавление

Игрушки        1

Части тела.        2

Одежда.        2

Осень.        3

Обувь.        4

Фрукты.        5

Овощи.        6

Зима.        7

Новый год.        8

Домашние птицы.        9

Домашние животные.        10

Дикие животные.        12

Посуда.        12

Весна.        13

Лето.        14

Семья.        16

Мебель        17

Транспорт.        18

Насекомые.        19

Игрушки

  • Игрушки.

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

 Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

  • 2.Шарик 

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

  • . Мои игрушки

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

  • Юла

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Части тела.

  • .Это я

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Одежда.

  • Одежда

Я надену сапоги,       Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

 

  • Перчатка

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики

Осень.

  • Листопад

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:         Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

                                                 Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

                                                 Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,  

                                                       Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

                                                  Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!                 Хлопки в ладоши.

  • Осенью

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Обувь.

  • Обувь

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу «Новые кроссовки»

  • Как у нашей кошки

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

  • Упражнение с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Фрукты.

  • Овощи - фрукты 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

  • (Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутитекулаком.

И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.

 

  • Яблоки

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

  • Компот

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

  • Сливы

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

Разгибаем большой палец.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

Разгибаем мизинец.

Овощи.

  • Капустка

Мы капусту рубим, рубим!     Ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз

Мы капусту режем, режем!    Ребром ладошки водим вперед и назад 

Мы капусту солим, солим!    Собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту

Мы капусту жмем, жмем!      Энергично сжимаем и разжимаем кулачки.

Мы морковку трем, трем!       Правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.

  • Овощи 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

  • Репка

Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Зима.

  • Шли по лесу мы зимой

Шли по лесу мы зимой(шагаем по кругу)

Волк на встречу, ой-ой-ой (краб руками)

Быстро прячемся в сугроб (присесть на корточки, руки вверх горкой)

В сугробе холодно, бр-бр-бр (обнять руками за плечи)

Из сугроба – скок        

Быстро прячемся в дупло (руки над головой )

Там сова угу-угу

Из дупла на утек (бег)

Быстро прячемся в берлогу, там медведь

Ты нас не трогай(присесть на корточки изобразить)

А медведь тихонько спит (руки под щекой)

Нас не слышит, и сапит Тс-тс-тс(на улыбке с-с-с)

 

  • Времена года

                Круглый год!

              Круглый год, круглый год!    Сжимают в кулачок пальцы правой руки и

вращают

большим пальцем.

                 За зимой весна идет,

              А за весною следом

             Торопится к нам лето.

             И у кого не спросим -

             Идет за летом осень.

            А за осенью сама

           Вновь идет, спешит зима.      Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

  • Зимние забавы.

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.    Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят  в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.  Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.  Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

  • Снег

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

 

  • Снегири

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

  • Снежинки

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Новый год.

  • Новогодний праздник

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

  

  • Ёлочка

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Домашние птицы.

  • Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.-ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.-указательный и средний палец

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

  • Петушок

Наш красивый петушок

Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.

Разжать ладони.

Крылышками машет.

Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

Кистями рук сделать манящие движения.

Домашние животные.

  • Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.-показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение. 

  • Детёныши домашних животных

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола отсебя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

  • Овечки

На лугу стоят овечки,          указательные пальцы приложить к голове в области виска

Сделать маленькие рожки, слегка покачать головой.

Шерсть закручена                поочередно соединять с большим пальцем указательный,

в колечки                              средний, безымянный и мизинец (двумя руками)

А играет для овечек             имитировать игру на дудочке.

На свирели человечек.

  • Кот мурлыка

Вот кот Мурлыка ходит                  лёгкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

Он всё за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись               погрозить пальчиком левой, затем правой руки.

Смотри коту не попадись.              сделать резкое движение пальцами обеих рук,

Сказать «мяу» и сжать пальцы  в кулаки.

  • Коза

Идет коза рогатая                 средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты,

Идет коза бодатая                большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы

Выставлены вперед. Покачивать кистями рук.

Ножками топ-топ                 пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку

Глазками хлоп-хлоп.           Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.

Резкими движениями соединять большой палец с остальными.

Кто кашу не есть.

Кто молоко не пьёт              погрозить указательным пальцем

Того забодаю, забодаю!      Выполнить первое движение «козаЦель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

  • Повстречались

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

  • Кот на печку пошёл

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

  • Собака

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Дикие животные.

  • Есть у каждого свой дом

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

        Хатки делают бобры.        

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

  • Белочка

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Посуда.

  • Посуда

 

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец  придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

  • Помощник

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Весна.

  • Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, -машем открытыми ладошкамивверх – вниз.

Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошкирастопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

  • Жаворонок

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

  • К нам весна пришла

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Лето.

  • Алые цветки

Наши алые цветки  Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит, Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,  Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Головой качают.

  • Ягоды 

.С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках  «убегают» как можно дальше.)

 

  • Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.

Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы  напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.

  • Колокольчики

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

  • Что делать после дождика?

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

  • Радуются взрослые и дети

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

  • Цветочек для мамочки

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

Семья.

  • Наши мамы

              Много мам на белом свете,

            Всех их очень любят дети!   Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

     себя за плечи.

            Журналист и инженер,

           Повар, милиционер,

          Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -   Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца,            сначала на одной, затем на другой руке.

          Мамы разные нужны,    Сжимают обе ладошки в «замочек».

          Мамы разные важны!       Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

  • Наша бабушка

Наша бабушка идёт             хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками

И корзиночку несёт             пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой  руки

Села тихо в уголочек           положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек     имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали     мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки,    развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки?         «вязание на  спицах»

Пальчики дружные                          гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

  • Этот пальчик – дедушка               

  Этот пальчик – дедушка                 указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка                 дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка                  дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка                 дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я,                          дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья!                                   Выполнить движение «фонарики».

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

  • Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

  • Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Транспорт.

  

  • Лодочка

Две ладошки прижму     Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

- Это лодочка моя.

Паруса подниму,             Поднять выпрямленные ладони вверх, затем имитировать движения волн и рыбок

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

  • Транспорт

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

  • Пароходик

Пароходик в море был.

Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.

Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

Одновременно пошевелить большими пальцами.

  • Кораблик

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки, только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

.)        

Насекомые.

  • Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,а второй – листик, под который и залетает жук.

 

  • Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

  • Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

  • Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...