Памятка для родителей "Дошкольный туризм"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бугаева Олеся Владимировна

 

Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.

В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnyy_turizm_pamyatka.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.

Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности и приключениям. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Цель: Организация прогулки – похода в детском саду.

Задачи:

Оказать помощь педагогам и родителям в подготовке прогулки – похода.

Приобщить взрослых и детей к здоровому образу жизни.

Организаторы проведения прогулок - походов должны владеть определённой методикой по организации данного мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.

Туристические прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне - зимний период, когда снижается возможность укусов комаров или в обязательном порядке применять меры безопасности. Основная цель проведения походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. Данная цель достигается путем решения следующих задач.

Задачи:

1. Совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.

2. Развивать выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.

3. Расширять объем знаний в области туризма, краеведения.

4. Заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха.

5. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности.

Вся работа должна проходить в несколько этапов.

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе, педагогами дошкольного учреждения: воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, разрабатывается план по приобщению детей к туризму.

На начальном этапе, воспитатели проводят беседы с детьми кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, рассказывают о правилах безопасности в походе, о бережном отношении к природе, о том, как оказать первую помощь, совместно с детьми просматривают слайды, видеоролики, читают художественную литературу, отгадывают загадки. Воспитатели вместе с детьми составляют свод правил поведения в походе и в лесу.

Правила поведения детей во время туристических походов:

Строго подчинятся воспитателю.

Не отлучатся одному, быть в поле зрения воспитателя.

Без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод.

Не мусорить.

Не оставлять товарищей в беде, помогать слабому, приходить на выручку.

Широко в работе с детьми используются дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?», «Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д. Знакомят детей с местными достопримечательностями, животными и птицами, с местными растениями: деревьями, кустарниками, ягодами, грибами, и учит различать ядовитые растения.

Впоследствии организуются сюжетно – ролевые игры с внесением необходимых туристических принадлежностей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр (мяч, бадминтон, серсо, что значительно повышает интерес детей к туризму.

Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы». В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей можно распространить буклеты, информационные листки: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».

В свою очередь, тема туризма хорошо мотивирует детей на двигательную активность. Во время занятий по физической культуре дети с большим интересом учатся прыгать в длину с места (через ручеёк, лазать по гимнастической лестнице (как альпинисты, ходить по узкой рейке (по бревну, подлезать под дугу и т. д. По подготовке к туристическому походу проводятся следующие виды занятий:

комплексные;

игровые,

сюжетно-игровые;

круговые тренировки,

занятия-тренировки,

занятия-соревнования,

прогулки-разведки,

прогулки-поиски

по темам:

«Мы ловкие»,

«Развиваем силу»,

«Зима спортивная пора»,

«Подружись с ракеткой»,

«Путешествие на Необитаемый остров»,

«Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий»,

«Мы- туристы»,

«Юный турист»,

«Я хочу быть выносливым» и т. д.

Полученные детьми необходимые знания и навыки в области туризма в дальнейшем широко используются ими в организуемых походах – прогулках.

Виды походов:

Спортивные (полоса препятствий, кросс, катание на лыжах, на горках, подвижные игры на природе)

Познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями)

Оздоровительные (прогулки в лесной зоне с использованием здоровьесберегающих технологий)

Экологические (акции «Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение»)

Основной этап: Подготовка к походу.

Прежде чем отправиться в поход с воспитателями группы и родителями воспитанников проводится предшествующая работа, которая включает в себя:

1. Определить безопасный маршрут, спланировать мероприятие, согласовав его с администрацией ДОУ;

2. Выбранный маршрут тщательно изучить, пройти руководителю похода;

3. Определение физической нагрузки учитывается ряд факторов:

а) возраст детей;

б) уровень двигательной подготовки;

в) состояние здоровья;

с) вид похода;

д) погодные и климатические условия.

4. Привлечь родителей воспитанников к участию в походе;

5. Подготовить необходимое снаряжение;

6. Провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками

Основные положения инструкции по охране жизни и здоровья детей в походе:

С детьми идут не менее двух взрослых.

Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка и иметь в наличие походную аптечку.

Одежда должна соответствовать сезону, у участников похода должна быть удобная обувь.

Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.

Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.

При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.

Медицинская сестра формирует группы детей на основе состояния их здоровья, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей. Инструктор по физической культуре разрабатывает маршрут похода, определяет цель, назначает день, время сбора. В содержание похода включаются: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.

Структура похода:

1. Сбор. Инструктор и воспитатель должен внимательно осмотреть детей, чтобы они были одеты по погоде, провести беседу о передвижение детей.

2. Движение по маршруту

3. Остановка, привал, закрепление правил безопасности на местности.

4. Движение по разработанному плану маршрута с преодолением естественных препятствий, наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала.

По ходу движения с воспитанниками по маршруту педагоги напоминают о необходимости бережного отношения ко всему окружающему, приглашают детей к участию в практических делах по охране природы. Можно использовать сказочных героев: Лесовечок, Пират, Осень, Забавушка, Медведь и т. д. в зависимости от темы и поставленных задач прогулки - похода.

5. Привал.

6. Игры и игровые упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность.

На этом этапе с детьми организуются подвижные игры и эстафеты; детям даётся время для самостоятельных занятий активной двигательной деятельностью с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, хоккей на траве, бадминтон; упражнения на дыхание: «Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»; игры на внимание «Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки» и т. д.

7. Сбор. Детей собирают на минуту отдыха, где детям предлагается поотгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье. А также можно предложить детям спеть любимые песни. Далее дети собирают свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание уделяется на сбор и утилизацию мусора.

8. Возвращение в детский сад.

Заключительный этап:

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что детям понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют с помощью педагога свои действия в походе, делают выводы о влиянии похода на укрепление своего здоровья, делают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные в походе впечатления, делятся с родителями полученным эмоциональным зарядом.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми можно предложить изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.

Такой взаимосвязью форм и видов работы обеспечивается целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Походы могут стать эффективным средством решения оздоровительных задач, оказывать влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «C туризмом дружит вся семья» (старший дошкольный возраст)

Цель проекта: Привлечение детей и родителей к активному отдыху, спорту....

Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"

Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...

Фестиваль туризма

Цель: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и ознакомление с туризмом, как видом спорта.Задачи:1.  Ознакомить с туризмом как видом спорта;2.  Формировать основы здор...

Туризм, как один из видов оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста

Проект по теме "Туризм, как один из видов оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста"...

Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"

Предлагаемая  прграмма разработана на основе эколого-краеведческого  содержания  при  тесной  взаимосвязи  с   программным  матертиалом  по  дошкольно...