Памятка для родителей "Дошкольный туризм"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.
В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_turizm_pamyatka.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.
Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности и приключениям. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Цель: Организация прогулки – похода в детском саду.
Задачи:
Оказать помощь педагогам и родителям в подготовке прогулки – похода.
Приобщить взрослых и детей к здоровому образу жизни.
Организаторы проведения прогулок - походов должны владеть определённой методикой по организации данного мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.
Туристические прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне - зимний период, когда снижается возможность укусов комаров или в обязательном порядке применять меры безопасности. Основная цель проведения походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. Данная цель достигается путем решения следующих задач.
Задачи:
1. Совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.
2. Развивать выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
3. Расширять объем знаний в области туризма, краеведения.
4. Заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха.
5. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности.
Вся работа должна проходить в несколько этапов.
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе, педагогами дошкольного учреждения: воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, разрабатывается план по приобщению детей к туризму.
На начальном этапе, воспитатели проводят беседы с детьми кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, рассказывают о правилах безопасности в походе, о бережном отношении к природе, о том, как оказать первую помощь, совместно с детьми просматривают слайды, видеоролики, читают художественную литературу, отгадывают загадки. Воспитатели вместе с детьми составляют свод правил поведения в походе и в лесу.
Правила поведения детей во время туристических походов:
Строго подчинятся воспитателю.
Не отлучатся одному, быть в поле зрения воспитателя.
Без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод.
Не мусорить.
Не оставлять товарищей в беде, помогать слабому, приходить на выручку.
Широко в работе с детьми используются дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?», «Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д. Знакомят детей с местными достопримечательностями, животными и птицами, с местными растениями: деревьями, кустарниками, ягодами, грибами, и учит различать ядовитые растения.
Впоследствии организуются сюжетно – ролевые игры с внесением необходимых туристических принадлежностей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр (мяч, бадминтон, серсо, что значительно повышает интерес детей к туризму.
Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы». В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей можно распространить буклеты, информационные листки: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».
В свою очередь, тема туризма хорошо мотивирует детей на двигательную активность. Во время занятий по физической культуре дети с большим интересом учатся прыгать в длину с места (через ручеёк, лазать по гимнастической лестнице (как альпинисты, ходить по узкой рейке (по бревну, подлезать под дугу и т. д. По подготовке к туристическому походу проводятся следующие виды занятий:
комплексные;
игровые,
сюжетно-игровые;
круговые тренировки,
занятия-тренировки,
занятия-соревнования,
прогулки-разведки,
прогулки-поиски
по темам:
«Мы ловкие»,
«Развиваем силу»,
«Зима спортивная пора»,
«Подружись с ракеткой»,
«Путешествие на Необитаемый остров»,
«Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий»,
«Мы- туристы»,
«Юный турист»,
«Я хочу быть выносливым» и т. д.
Полученные детьми необходимые знания и навыки в области туризма в дальнейшем широко используются ими в организуемых походах – прогулках.
Виды походов:
Спортивные (полоса препятствий, кросс, катание на лыжах, на горках, подвижные игры на природе)
Познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями)
Оздоровительные (прогулки в лесной зоне с использованием здоровьесберегающих технологий)
Экологические (акции «Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение»)
Основной этап: Подготовка к походу.
Прежде чем отправиться в поход с воспитателями группы и родителями воспитанников проводится предшествующая работа, которая включает в себя:
1. Определить безопасный маршрут, спланировать мероприятие, согласовав его с администрацией ДОУ;
2. Выбранный маршрут тщательно изучить, пройти руководителю похода;
3. Определение физической нагрузки учитывается ряд факторов:
а) возраст детей;
б) уровень двигательной подготовки;
в) состояние здоровья;
с) вид похода;
д) погодные и климатические условия.
4. Привлечь родителей воспитанников к участию в походе;
5. Подготовить необходимое снаряжение;
6. Провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками
Основные положения инструкции по охране жизни и здоровья детей в походе:
С детьми идут не менее двух взрослых.
Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка и иметь в наличие походную аптечку.
Одежда должна соответствовать сезону, у участников похода должна быть удобная обувь.
Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.
Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.
При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.
Медицинская сестра формирует группы детей на основе состояния их здоровья, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.
Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей. Инструктор по физической культуре разрабатывает маршрут похода, определяет цель, назначает день, время сбора. В содержание похода включаются: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.
Структура похода:
1. Сбор. Инструктор и воспитатель должен внимательно осмотреть детей, чтобы они были одеты по погоде, провести беседу о передвижение детей.
2. Движение по маршруту
3. Остановка, привал, закрепление правил безопасности на местности.
4. Движение по разработанному плану маршрута с преодолением естественных препятствий, наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала.
По ходу движения с воспитанниками по маршруту педагоги напоминают о необходимости бережного отношения ко всему окружающему, приглашают детей к участию в практических делах по охране природы. Можно использовать сказочных героев: Лесовечок, Пират, Осень, Забавушка, Медведь и т. д. в зависимости от темы и поставленных задач прогулки - похода.
5. Привал.
6. Игры и игровые упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность.
На этом этапе с детьми организуются подвижные игры и эстафеты; детям даётся время для самостоятельных занятий активной двигательной деятельностью с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, хоккей на траве, бадминтон; упражнения на дыхание: «Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»; игры на внимание «Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки» и т. д.
7. Сбор. Детей собирают на минуту отдыха, где детям предлагается поотгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье. А также можно предложить детям спеть любимые песни. Далее дети собирают свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание уделяется на сбор и утилизацию мусора.
8. Возвращение в детский сад.
Заключительный этап:
На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что детям понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют с помощью педагога свои действия в походе, делают выводы о влиянии похода на укрепление своего здоровья, делают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные в походе впечатления, делятся с родителями полученным эмоциональным зарядом.
Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.
С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.
Родителям вместе с детьми можно предложить изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.
Такой взаимосвязью форм и видов работы обеспечивается целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Походы могут стать эффективным средством решения оздоровительных задач, оказывать влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «C туризмом дружит вся семья» (старший дошкольный возраст)
Цель проекта: Привлечение детей и родителей к активному отдыху, спорту....
Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"
Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...
Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения (консультация для родителей)
Консультация для родителей...
Фестиваль туризма
Цель: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и ознакомление с туризмом, как видом спорта.Задачи:1. Ознакомить с туризмом как видом спорта;2. Формировать основы здор...
Туризм, как один из видов оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста
Проект по теме "Туризм, как один из видов оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста"...
Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"
Предлагаемая прграмма разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным матертиалом по дошкольно...
Оздоровительный туризм "Палаточный лагерь "ТУРИСТ", городской конкурс проектов в сфере реализации молодежной политики "НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО", номинация: Лучший проект, направленный на развитие внутреннего и въездного туризма города Покачи.
Цели и задачи проекта«Палаточный лагерь «Турист»: Цель: Создание благоприятных у...