Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников
материал
Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников».
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных подходов воспитательно-оздоровительной работы. Период раннего возраста характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Основной формой физкультурно-оздоровительной работы является физкультурное занятие (НОД). Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь. Из физкультурных занятий следует исключить силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т.д.); а так же связанные с длительным пассивным ожиданием. Физкультурное занятие (НОД) – основная форма обучения детей физическим упражнениям и более подробно остановимся на нем.
Для занятий дети могут быть объединены по возрасту, по подготовке и двигательному опыту.
Наиболее удобно для выполнения ОРУ и подвижных игр свободное построение.
Для ориентиров могут быть использованы разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастические скамейки и т.д.
Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед выполнением ОРУ, воспитатель приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу). Перед броском – вдоль веревки, скамейки и т.п., помогая малышам найти свободное место, построиться 2 парами или в круг.
Круг, можно образовать, взявшись за руки первого и последнего, замкнуть круг или дети становятся вокруг стула (обруча, кегли) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.
В начале года на занятиях, малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за воспитателем (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег друг за другом, выстраиваются произвольно.
Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. В этом возрасте от малышей не следует требовать большей точности. Важно, чтобы дети поняли задание воспитателя и старались его выполнить. ОРУ - занимают значительное место, т.к. в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения. ОРУ проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя и т.д.). Необходимо проводить ОРУ с мелкими предметами и игрушками, требует значительного мышечного напряжения, точнее выполняется, не надоедая детям. Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их познакомить с ним. Это – мяч, он красный, держать его надо крепко, если он упадет, покатится, а если ударить об пол, он поскачет. ОРУ выполняются с платочками, кубиками и т.д. В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересовать их. Что нам привез Мишутка, посмотрели, а затем взяли кубик (шишку) и встали лицом к нему для выполнения упражнения.
Основные виды движений:
Ходьба и равновесие.
Особое внимание рекомендую уделять развитию свода стопы, т.к. она уплотнена. Полезно упражнять детей в приподнимании, ходьбе на носках, по ребристой доске. Ходьба детей еще не усвоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться. Поэтому следует показывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили как им удобнее, особо не обращая внимания на взмахи рук и высоту подъема ноги. Чтобы изменить шаг ребенка и избежать шлепанья, проводятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем гулять, легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки» и т.д. Чтобы дети не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки и т.д. Применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, 3 ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, гимнастической скамейке и т.д.), переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч. Дети с удовольствием выполняют задания, если проводятся интересно, в игровой форме, например: один раз малыши идут по дорожке, другой – по мостику, потом к Мишке, Зайке, шагают по кружочкам и т.д., это не утомляет детей, совершенствует движения.
Бег один из основных видов движения детей младшего дошкольного возраста.
Бег проводить одновременно со всей группой, чередуя его с ходьбой. Во избежание столкновения воспитатель указывает направление.
Ползание и лазание.
Дети раннего возраста любят ползать и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в этом виде движения не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности. Словесные указания воспитателя малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помогает им правильно двигаться. Если движение не получается, занимаемся индивидуально.
Прыжки – наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижением вперед, прыжков в длину с места. Одновременно приземление на две ноги является наиболее трудным. Конкретные задания даются в игровой форме или в виде подражания (прыгать через ручеек, как Зайка) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднения у детей.
Бросание, ловля, катание.
В раннем возрасте, ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают глазомер, пространственные представления, согласованность движений, меткость и ловкость. Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Детей заранее знакомят с некоторыми свойствами предметов, показав, что, например, мешочек с песком падает, мячик подскакивает и катится. После этого начинается индивидуальное ознакомление: ребенок держит мяч в обеих руках и учится бросать его вперед, катать мячи и шары одной и двумя руками. Воспитатель следит, чтобы ребенок не цепко держал предмет, не тянул руки вперед, соблюдал указанное направление. Например: воспитатель дает ребенку мяч, предлагая держать его свободно и с усилием отталкивать от себя. Бросание 4 одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы требует сосредоточенности, согласованности движений, некоторого силового напряжения. Надо лишь следить, чтобы и правой и левой рукой ребенок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища при этом произвольное. Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бросить до линии флажков, перебросить через гимнастическую скамейку, ленту и др.) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания. Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей подгруппой, т.к. это повышает моторную плотность занятия. С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например, дополнительную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мячиком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под дугу, веревку. Ловля какого-либо предмета после бросания его маленьким ребенком не под силу детям данного возраста. Ребенок может поймать мяч только после точного броска взрослого, когда предмет сам падает ему в руки. Обучение бросанию и ловли мяча проводится индивидуально.
Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений. Способствует умственному и физическому развитию ребенка. Игровые упражнения не имеют сюжета (включены простые двигательные задания: дойти до погремушки, перешагнуть через косичку и т.д.) и могут быть использованы не только на занятиях, но и повседневно, в процессе самостоятельной деятельности. С помощью игровых упражнений воспитатель создает условия выполнения движений. В этих упражнениях, в отличие от подвижных игр, нет правил, регулирующих темп выполнения, быструю смену движений, реакцию ребенка на определенный сигнал, но они позволяют малышам выполнить задание самостоятельно. После освоения какого-либо движения воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, т.е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления двигательных умений. Следует поощрять самостоятельность детей, хвалить.
Игровые упражнения в этом возрасте пока не требуют умения согласовывать свои движения с движениями других, они лишь помогают переходу от индивидуальных действий к совместным.
Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную 5 деятельность. Содержание игр детей раннего возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости: у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества. Если есть дополнительная роль, например, в игре «Кошка и мышки» - кошка, эту роль вначале выполняет сам воспитатель и только после освоения игры передает ребенку. Перед началом игры воспитатель объясняет правила, специально обращая внимание детей на сигналы (зрительный – цвет флажка, ленточки; слуховые – слово, хлопок в ладоши и т.д.), по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижной игры усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Важно, чтобы физическое развитие ребенка было организовано правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме проделывать с детьми простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать спинку и голову, улучшающие согласованность движений. Кроме того, надо проводить с детьми различные подвижные игры с использованием мячей, кубиков, платочков и т.д.
«Жизнь – есть движение» - эти слова принадлежат французскому философу Вольтеру. «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...
методическая разработка "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста"...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....