Проект "Игралочка"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №2» Пионерского городского округа
«Игралочка»
оздоровительный проект с детьми
старшей группы №2 «Янтарик»
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации: один год
Составила воспитатель:
Гижица Наталья Яковлевна.
«Подвижная игра является
упражнением, посредством которого
ребенок готовится к жизни»
П. Ф. Лесгафт
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст – это период формирования человеческой личности, период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретённое в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни. Поэтому возникает необходимость в использовании эффективных средств, направленных на развитие и совершенствование двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Одно из таких средств - это народные подвижные игры, целью которых является физическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического и личностного развития детей. В подвижных играх совершенствуется быстрота и ловкость, сила и выносливость, воспитываются такие личностные качества как смелость и мужественность, выдержка и стремление к победе. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации. Во время игры дети должны соблюдать правила игры, проявлять смекалку, находчивость, творческую выдумку. Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами: жеребьевками, стихами, песенками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время занятий, развлечений, прогулок, физкультминутках и динамических паузах.
Народная подвижные игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой и задача педагога поддержать интерес детей к народным подвижным играм, сделать этот вид деятельности частью их жизни.
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.
Задачи:
- знакомить детей с русскими народными играми, сформировать представление детей о разнообразии народных подвижных игр;
- учить детей использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, развивать творческую активность, социально-коммуникативные навыки: умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, действовать согласно правилам;
- развивать физические и личностные качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость, честность, смелость;
- создавать условия для удовлетворения двигательной активности дошкольников;
- приобщать детей к русской культуре, воспитывать любовь и интерес к русской народной игре;
- вовлекать родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.
Описание проекта
Тип проекта: игровой, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 год – август 2023 года.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители старшей группы.
Продукты проекта:
- картотека народных подвижных игр;
- картотека считалок, закличек;
- развлечение «Игровая карусель».
Этапы реализации проекта
Действия детей | Действия педагога |
Организационно-подготовительный этап, сентябрь – октябрь 2022 года | |
- вхождение в проблемную ситуацию. | - подбор и изучение методической литературы по теме; - составление плана реализации проекта; - создание картотеки народных подвижных игр; - создание картотеки считалок, закличек; - формирование мотивационной готовности родителей и детей участвовать в проекте; - подбор информационного материала для родителей; - вводная консультация для родителей. |
Основной этап, ноябрь 2022 года – июнь 2023 года | |
- формирование элементарных знаний и представлений о народных традициях, обычаях, о народных подвижных играх и их разнообразии; - разучивание и участие в народных подвижных играх; - использование народных подвижных игр в самостоятельной деятельности; - рассматривание иллюстраций о русских народных играх; - использование считалок, закличек, масок, атрибутов для подвижных народных игр. | - разучивание подвижных игр, включение их в режимные моменты, НОД, праздники и развлечения; - чтение и разучивание считалок, закличек, текстов игр и т.д.; - пополнение развивающей среды группы: изготовлению масок и атрибутов для народных подвижных игр; - консультация для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем». |
Заключительный этап, июль – август 2023 года | |
- участие в развлечении «Игровая карусель»; - обобщение опыта работы по теме «Народные детские подвижные игры». | - мониторинг уровня заболеваемости; - представление фотоотчёта для родителей; - презентация картотеки считалок, закличек, народных подвижных игр. |
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют их в самостоятельной деятельности;
- дети используют в активной речи жеребьевки, считалки, заклички;
- улучшение показателей физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др.;
- расширение кругозора, представлений о народных обрядах, играх, обычаях.
- повышение двигательной и познавательной активности.
Для родителей:
- использование русских народных подвижных игр в семейных досугах;
- активное участие в проектной деятельности.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
Насколько эффективна игра, можно судить по следующим показателям:
- дети с желанием играют;
- проявляют яркие эмоции;
- стараются выполнить правила и ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
- умение дошкольников самостоятельно организовывать знакомую игру
Обучение детей народным играм.
- чётко, лаконично объяснять детям правила, указывать местоположение играющих;
- убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;
- мотивировать детей на игру;
- использовать оборудование;
- поставить цель: выполнить правила игры;
- на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой;
- постепенно правила усложнять, предлагать детям составить варианты игры;
- педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми;
- организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровую деятельность вместе с детьми.
Литература:
1. Князева О.Л., М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
2. Картотека русских народных подвижных игр.
3. Картотека «Считалок»
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
5. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2014.-166с.