ИКТ ЗОЖ
консультация
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ в сфере здоровьесбережения и здоровьеформированияздорового образа жизни в рамках взаимодействия с семьей.
ДОКЛАД
Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов Утверждает Всемирная организация здравоохранения.
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В. А. Сухомлинский).
На современном этапе требуется внедрение новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий в свою практическую деятельность, так как внедрение новых информационных и коммуникативных технологий сегодня является одним из важнейших ресурсов повышения эффективности образовательного процесса.
Для этого создана система здоровьесбережения в ДОУ в которую входят:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,посещение водолечебницы, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности проходит через:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья - это Утренняя гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры, Технологии эстетической направленности, а так же все виды гимнастик(пальчиковая, дыхательная, коррегирующая), Релаксация, Психогимнастика.
Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Развитие умения выполнять упражнения в соответствии с ритмом и
темпом музыки, умения отразить характер музыки в движении.
Динамические паузы проводятся с целью изменить деятельность детей и с этим ослабить утомление организма ребенка, а затем снова переключить их на продолжительное занятие.
При проведении Гимнастики для глаз рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога. Педагоги используют в работе такие гимнастики, как «Крошка Енот», и Тренажер Базарного В.Ф., которые способствуют улучшению координации движений глаз, развитию слаженных движений, снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение. При этом выполняются задания по указанному направлению.
Подвижные и спортивные игры имеют важное значение в образовательном, воспитательном, оздоровительном и эмоциональном процессе формирования личности ребенка. Используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе- малой и средней подвижности. Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.
Технологии эстетической направленности реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам.
В эту технологию входит Слушание классической музыки, Просмотр театральных постановок, развивающих мультфильмов, сказок и т.п. используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Формируется эстетический вкус.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Дыхательная гимнастика способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также страдающим бронхиальной астмой. Проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа. Педагогами разработана дыхательная гимнастика «Веселые предметы».
Коррегирующая гимнастика - один из видов лечебной гимнастики, направлена на осознанное сохранение и укрепление здоровья опорно-двигательного аппарата и формирование основ здорового образа жизни (как вид коррекции искривления позвоночника и плоскостопия).
Релаксация - Состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. С помощью релаксации уменьшается физическое и психическое напряжение. При этом используется спокойная, классическая музыка, звуки природы.
Психогимнастика -метод, который использует движение в качестве средств комммуникации; позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы; чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни проводятся с помощью физкультурных занятий и с помощью формирования представлений о здоровом образе жизни.
Физкультурные занятия (слайд 23- 25)-занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Всем известны Виды физкультурных занятий, но я обращаю ваше внимание на физкультурно-валеологическое занятие. В физкультурном зале установлена мультимедийная установка, на которой демонстрируются презентации, мимио-игры , Приобретено оборудование «Тисса»,что позволяет проводить занятия с фрагментами валеологического плана., и способствует быстрому усвоению детьми программных задач, просвещения родителей и помощи педагогам.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Коммуникативные игры-Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.
Беседы из серии «Здоровье», как правило включены в НОД в качестве познавательного характера : «Что такое здоровье?», «Личная гигиена», «Как правильно чистить зубы», «Вредные привычки», «Где живут витамины?», «Что необходимо, чтобы вырасти здоровым, смелым, умным, красивым!»,
Арт терапия -лечение искусством (Художественная, Танцевальная, Музыкальная, Игровая, Сказкотерапия, Песочная). Используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
При Сказкотерапии педагог может использовать сказку в виде аудио-записи, DVD , либо это может быть презентация, игра –путешествие по сказкам, или сказка для группового рассказывания.
Игротерапия способствует развитию общения детей, могут сделать его более содержательным и выработать коммуникативные навыки. Подобные занятия способствуют развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые являются устойчивой внутренней характеристикой человека и во многом определяют нравственную ценность его личности. Дети сообща выполняют задания «Кто первый доберется до финиша?», «Дорожка к гончару», Собери пазл», «Найди отличия» и т.п.
Для реализации данных технологий в нашем ДОУ создана материально-техническая база.
Каждый специалист имеет в своем кабинете компьютер, ноутбук, имеется интерактивная доска, принтер, планшеты, которые используются для внедрения новых технологий. На базе нашего ДОУ создана медиатека, активно используемая всеми педагогами и специалистами, в которую вошли разработки всех педагогов и специалистов ДОУ. Эти материалы были объединены в группы по 5 образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие (раздел «Формирование основ безопасности»);
- Физическое развитие (раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»);
- Познавательное развитие (раздел «Ознакомление с миром природы»);
- Речевое развитие (разделы «Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе»;
- Художественно-эстетическое развитие.
Кроме того педагогами на педсовете «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей» от 03.02.15г. были представлены презентации, в которых педагоги с разной точки зрения поделились опытом внедрения здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми.
Кроме вышеперечисленного была разработана схема взаимодействия с родителями.
Для повышения эффективности сохранения здоровья, привития здорового образа жизни в работе с детьми, при взаимодействии с семьей в нашем ДОУ широко используются mimio-проекты, презентации, сайт ДОУ и личные странички педагогов.
Работа с приставкой mimio значительно расширяет наши возможности.
Преимущество применения mimio в том, что педагоги включают их в любой этап мероприятия направленный на эффективное достижение осмысленного отношения детей к своему здоровью и здоровью своего ближайшего окружения, при объяснении нового, повторении, закреплении материала и контроля достижений.
Каждому педагогу известно, что наилучших результатов в воспитании и образовании детей можно достичь при объединении семьи и образовательного учреждения в едином информационном пространстве, подразумевающем взаимодействие и сотрудничество педагога и родителей.
Интерактивное устройство mimio включаем в проведение родительских собраний, круглых столов, открытых занятий, мастер-классов, при проведении праздников и развлечений. Специально подобранный и переработанный материал помог обыграть и донести информацию до родителей, а также mimio-проекты, презентации позволили продемонстрировать родителям и детям важность сохранения и укрепления здоровья (как физического, так и психического, нравственного и социального), формирования здорового образа жизни.
В результате проектной деятельности и применению ИКТ формируется внутренняя картина здоровья у дошкольников и их родителей, родители стали активными участниками в жизни наших воспитанников при подготовке и проведении спортивных мероприятий «Папа, мама, я- спортивная семья», «Спортакиады», занятий по «Контактной педагогике» и т.д. «Проект «Хочу быть здоровым» обьеденил целую тематику проектов, связанных со здоровьем:
-«Здоровое питание»;
-«Гигиена»;
-«Эмоциональное здоровье ребенка»;
- «Безопасность»;
-«Двигательная активность» (спорт и отдых)
- «Организация и проведение прогулки».
Исходя из практического опыта своей педагогической деятельности, применение инновационных технологий (mimio устройства) и приемов (арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, релаксации) показало огромное преимущество применения ИКТ при взаимодействии с семьей в рамках здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни. Решались такие задачи по взаимодействию с родителями, как:
-Развитие инициативы родителей.
-Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
-Укрепление детско-родительские взаимосвязи и интересы.
-Развитие потребности вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Применение ИКТ обеспечивает реализацию цели основной Образовательной программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Закончить доклад хочу следующим:
Здоровье укрепляем дружно
Ведь понимаем- это нужно!
И способов у нас не счесть:
Всё невозможно перечесть.
Литература
1. И.Калаш. Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании. М.: институт ЮНЕСКО, 2011.
2. Т.В.Калинина. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.: сфера, 2008.
3. И.Н.Кондратьева, Д.Д.Рубашкин. Методическое пособие. Мимио: интерактив на маркерной доске. М.: ИНТ, 2010.
4. Материалы образовательного центра «ИНТОКС».
5. А.В.Туликов, И.И.Комарова, Т.С.Комарова. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
6. В.И.Реброва. Мониторинг в ДОУ. Диагностический журнал наблюдений за развитием интегративных качеств детей и достижением планируемых результатов основной общеобразовательной программы (старшая группа). СПб.: ООО «Галерея проектов», 2013.
7. Справочник руководителя ДОУ. М.: Сфера, 2006.
8. Т.В.Хабарова. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб. Детство-Пресс, 2011.
9. А.А.Ягодина. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникативных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании. 2-е издание. М.: ИИО РАО, 2010.
10.Медиатека педагогов МБДОУ №51.
11.Электронные ресурсыhttp://mimio-edu.ru/ и др.