НОВОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)
Автор статьи рассматривает процесс оздоровления дошкольников как инновационную педагогическую деятельность. Делится своим опытом работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Предлагает рекомендации и формы взаимодействия с родителями в процессе формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бойченко Лариса Леонидовна
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения д/с №84
города Белгорода
Герман Любовь Геннадьевна
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения д/с №84
города Белгорода
Е -mail
НОВОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ В ФОРМИРОВАНИИ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Авторы статьи рассматривают процесс оздоровления дошкольников как инновационную педагогическую деятельность. Делятся своим опытом работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Предлагают рекомендации и формы взаимодействия с родителями в процессе формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, традиции, закаливание, оздоровление.
Охрана и укрепление здоровья - одно из приоритетных направлений нашей группы, поэтому вопросам оздоровительной работы мы уделяем особое внимание.
Воспитание здорового ребенка - одна из основных проблем в современном обществе. Усилия медиков при непрерывном росте общего уровня заболевания среди дошкольников, в основном, направлены на лечение заболеваний, деятельность же педагогов должна включать методы работы с детьми по формированию у них представлений о здоровом образе жизни. Как считает Л.Н. Волошина, для воспитания здорового ребенка, формирования здорового образа жизни дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией [3].
Основными целями укрепления и сохранения здоровья воспитанников считаем воспитание и пропаганда культуры здоровья, совершенствование форм и методов работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья. Систематически проводимая работа по профилактике различных заболеваний, способствует укреплению здоровья дошкольников.
К главным задачам относим: повышение объёма двигательной активности, снятие утомления, закаливание, формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В начале учебного года мы анализируем совместно со специалистами детского сада уровень физического развития и состояние здоровья детей нашей группы и намечаем систему оздоровительной работы на год. Приобщение детей к ЗОЖ осуществляем через организацию закаливающих и общепрофилактических мероприятий, решив поставить на первый план задачу оздоровления детей, снижения их заболеваемости через формирование мотивации на здоровый образ жизни, создание в группе условий для сохранения и укрепления здоровья детей. А сам процесс формирования основ здорового образа жизни рассматривать как инновационную педагогическую деятельность. Таким образом, формирование основ здорового образа жизни дошкольников нами понимается как целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Придавая значимость двигательной активности, своих воспитанников мы приобщаем к самостоятельной деятельности, ими освоены и успешно проводятся различные виды самомассажа под руководством воспитателя. В течение дня разнообразные виды массажа распределены в оздоровительном режиме и проходят в игровой форме, что благоприятно воздействует на психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье, повышает функциональную деятельность организма. Сохранению системности и целостности здоровьесберегающей деятельности в группе способствует регулярное введение в режим разнообразных гимнастик, способствующих укреплению организма ребёнка, предупреждению отклонений в физическом развитии, также развивающих у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье, творчество и фантазию.
Пальчиковая гимнастика повышает функциональную деятельность головного мозга, способствует снятию утомляемости, тонизирует организм [5].
Дыхательная гимнастика укрепляет и оздоравливает организм, развивает дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям [2].
Восстановительная гимнастика обеспечивает быстрый и комфортный переход ребёнка от одного вида деятельности к другому, повышает умственную и мышечную работоспособность, предупреждает появление переутомляемости.
Звуковая гимнастика стимулирует функции речевого аппарата и слухового анализатора, регулирует дыхание.
Во второй половине дня проводится гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, что помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Организуя гимнастику пробуждения, мы соблюдаем принцип постепенного подъёма детей под звуки музыки, вызывающей положительные эмоции. Общая продолжительность оздоровительной гимнастики после дневного сна составляет не менее 12-15 минут. Основные компоненты гимнастики: разминка в постели и самомассаж; упражнения игрового характера; самостоятельная гимнастика; музыкально-ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, индивидуальная работа, водные процедуры.
Из опыта работы нашей группы можно сделать следующий вывод: использование в работе по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни физического воспитания, закаливания и ряда других средств оздоровления дало свои положительные результаты. Анализ показателей заболеваемости дошкольников выявил тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и оздоровительной деятельностью. Снизилась заболеваемость простудными заболеваниями на 0,9%; пропуски одного ребенка по болезни, по сравнению с 2020г., уменьшились на 3 дня.
Дети должны знать цель этих занятий и стремиться к достижению положительного результата - улучшить здоровье.
Для ребенка главное усвоить, что здоровье для человека - это главная ценность, и что каждый человек сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может сравниться с авторитетом взрослого. Поэтому воспитатели и родители должны сами воспринять философию культуры ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Работа по приобщению детей к ЗОЖ обязательно должна проходить в тесном контакте с семьёй. Главное в работе с родителями – формировать их активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. Взаимодействие с родителями носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. В свою очередь родители с пониманием и воодушевлением воспринимают все происходящее в стенах дошкольного учреждения. Организация сотрудничества родителей и детского сада в деле укрепления здоровья детей происходит через: включение родителей в совместную с детским садом деятельность с детьми; правовое просвещение родителей; оказание родителям помощи в семейном воспитании.
Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей мы предлагаем ряд мероприятий, доступных каждой семье: утренняя гимнастика, закаливание (воздушные ванны, обтирание, бани, полоскание горла, речные купания, игры с водой, босохождение); прогулки (это серьёзная проблема, о которой много говорят и решение которой зависит только от нас, помните, дети должны гулять ежедневно не менее 4ч. А что делают современные родители? Способствуют малоподвижности детей. «Сядь и сиди! Не бегай, не прыгай – упадёшь! Сиди и слушай!» - вот главные воспитательные установки, не говоря уже о длительных просмотрах телепередач и компьютерных играх); занятие спортом и физкультурой; правильное питание; недопущение стрессовых ситуаций и создание комфортной эмоциональной среды в семье; чтение литературы о здоровье детей.
Существует такое правило, что если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, нужно обязательно самому иди по пути здоровья, иначе ребенка некуда будет вести. В раннем дошкольном возрасте дети еще не способны разумно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, выполнять требования ЗОЖ. Все это выделяет на первое место задачу перед родителями по возможности более ранней выработке у маленького ребенка навыков и умений, способствующих сохранению собственного здоровья [4].
Мы призываем вас, педагоги и родители, найдите время, проанализируйте и ответьте сами себе на вопрос: «Что ещё можно сделать для здоровья наших детей?»
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. М.,2014, №8
2. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. М., Вече, 2017.
3. Волошина Л.Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-2. - С. 269-272.
4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М., Аст, Астрель, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл валеологических игр, направленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников
Формировать привычку к здоровому образу жизни необходимо с самого раннего возраста. Предложенный цикл валеогических ...
доклад "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников "
Статистика заболеваемости детей дошкольного возраста Комионенты здорового образа жизни Пути решения проблемы Формы, средства и ...
Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.
Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Для чего нужно формировать навыки здоровый образ жизни у дошкольников?И почему именно в период дошкольного детства считается наиболее эффективным формирование ЗОЖ?...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Опыт работы по валеологическиму воспитанию...
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни у дошкольников
Консультация для воспитателей ДОУ - как организовать в группе здоровьеукрепляющий режим дня....