Закаливание детей младшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (младшая группа)

Юшкова Наталья Евгеньевна

«Сильный, но не закаленный человек подобен

крепости с толстыми высокими стенами,

в которой забыли поставить ворота»

— гласит народная мудрость.

 

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно  является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем, с ростом  ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно:

  • в теплое время года,  когда оптимально тепловое состояние детей;
  • при положительной эмоциональной настроенности детей.

Возобновлять занятия после перерыва только с разрешения врача.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

  • постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,
  • регулярность (или непрерывность),
  • обязательный учет индивидуальных особенностей организма,
  • соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,
  • многофакторность,
  • комбинирование общего и местного закаливания.

Противопоказания к закаливанию.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Я работаю в первой младшей группе. В своей группе мы хотим начать использовать такие виды закаливания как:

  • Закаливание воздухом
  • Закаливание водой
  • Закаливание солнцем.

1. Начну с наиболее доступного вида закаливания – закаливание воздухом.

Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим сквозное проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей.

В утренние часы, перед приемом, расставляем тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой комнате.

Перед сном проводим ионизацию воздуха с пихтовым маслом. Во время сна детей - кварцевание групповой комнаты. Соблюдаем температурный режим в группе.

Основное внимание уделяем одежде детей, так как закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. Прогулки и игровую деятельность детей организовываем так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную.

 

2. У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

Полоскание горла.

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40°С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20°С. Можно полоскать горло минеральной водой, солевым раствором (0,5 ч.л. поваренной соли и 0,5 ч.л. питьевой соды на стакан воды).

 

Закаливание рук.

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает  различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам  целесообразнее  начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам  с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаю вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее.  Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его  внимание  на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается  на дно таза. Малыш должен поймать его при помощи собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных  материалов: металл, дерево, пластмасса, резина,  ткань,  бумага,  мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу  выдается «удочка» - половник  с длинной ручкой, которой  он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок  двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

 

3. Закаливание солнцем.

Наиболее широкие возможности для оздоровление и закаливания наших детей солнцем представляется летом. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон. Количество солнечных ванн, а также место их проведение в летний период определяется врачом детского садика.

 

Оценка эффективности закаливания детей.

Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей  способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей.

 

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

  1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.
  2. Желание детей выполнять  закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.
  3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).
  4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.
  5. Динамика заболеваемости у детей:
  • Уменьшение числа  часто болеющих детей
  • Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка
  • Сокращение длительности одного заболевания (в днях)
  • Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Вывод. Таким образом, закаливание, соблюдение температурного режима, графика проветривания помогает добиться хороших результатов по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей.

Литература:

  1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / Волгоград: Учитель, 2007
  2. Данилова Е. Игры с водой/ Олма-пресс, 2003
  3. Субботин О.Ю. Солнцев А.А. Современные методы закаливания детей в дошкольных учреждениях (информационное письмо для педиатров, педагогов, воспитателей) Иванова, 1997
  4. Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /Ростов на Дону: Феникс, 2009

 

Взбадривающая гимнастика.

«Разноцветные шары».

Музыкальное сопровождение: В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Цели:

  1. Учить ходить по ограниченной поверхности.
  2. Упражнять в ходьбе по кругу.
  3. Развивать умения действовать по сигналу.

Оборудования: дорожки из пуговиц, ребристая дорожка, мешочки с песком, воздушные шары.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Слышишь, музыка играет

На зарядку приглашает

Вот дорожки здесь лежат

Нужно дружно прошагать.

По дорожкам мы пойдем,

Где – то, что – нибудь найдем.

(Проход по дорожкам до приемной).

Воспитатель:

Кто – то к нам стучит

Надо посмотреть.

(Открывается дверь приемной).

Посмотрите – ка, ребята

Чудо дивное случилось

Сколько шариков воздушных

В нашей группе появилось

Нужна шарик в ручки взять

И до коврика шагать

Там становимся мы в круг

И по кругу зашагать.

Раз, два, три, раз, два, три.

(обычный шаг).

На носочки нам подняться

Раз, два, три, раз, два, три.

(ходьба на носочках).

Ноги выше поднимаем

Раз, два, три, раз, два, три.

(ходьба с высоким подниманием ног).

Веселей теперь шагаем

Раз, два, три, раз, два, три

(обычная ходьба).

А теперь бегом, бегом

Раз, два, три, раз, два, три.

Остановитесь в станьте в круг

Раз, два, три.

Так, чтоб ровный был наш круг.

Нужно с шариком попрыгать.

Раз, два, три, раз, два, три.

(прыжки на двух ногах).

Нужно сесть, нужно встать.

(приседание с шаром).

Упражнение «Вырастим большие».

Мы становимся все выше

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись

Три, четыре – руки вниз.

И.п.: О.с.

Подняться на носочках, поднимая руки – вдох.

Вернуться в И.п. выдох.

Упражнение «Разноцветные шары».

Разноцветные шары

В ручках заблестели

Покажи – ка другу ты

Шарик свой веселый.

И.п.: с. ноги слегка расставлены, руки с шариком перед грудью.

Поворот туловища в одну сторону. И.п. поворот в другую сторону И.п.

А каких шары цветов

Кто ответить мне готов.

(дети называют цвета шаров).

Что – то шарик запылился

Нужно на него подуть.

(упражнение на дыхание).

Вы, ребята, не зевайте

С шарами весело играйте

(играет веселая музыка, дети играют с шарами).

Итог мероприятия:

Воспитатель:

Какие вы все молодцы.

Скажите ребята, вам сегодня понравилась гимнастика? (ответ детей).

А что мы с вами делали? (ответ детей)

Воспитатель:

Давайте соберем шарики и развесим в нашей группе. Пусть они нас радуют.

Улыбнитесь шарикам. А чтобы и шарики нам улыбались, после полдника мы приклеим им глаза и рот.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivaniya_pervaya_mladshaya_gruppa.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание детей младшего дошкольного возраста.

«Сильный, но не закаленный человек подобен

крепости с толстыми высокими стенами,

в которой забыли поставить ворота»

— гласит народная мудрость.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно  является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем, с ростом  ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно:

  • в теплое время года,  когда оптимально тепловое состояние детей;
  • при положительной эмоциональной настроенности детей.

Возобновлять занятия после перерыва только с разрешения врача.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

  • постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,
  • регулярность (или непрерывность),
  • обязательный учет индивидуальных особенностей организма,
  • соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,
  • многофакторность,
  • комбинирование общего и местного закаливания.

Противопоказания к закаливанию.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Я работаю в первой младшей группе. В своей группе мы хотим начать использовать такие виды закаливания как:

  • Закаливание воздухом
  • Закаливание водой
  • Закаливание солнцем.

1. Начну с наиболее доступного вида закаливания – закаливание воздухом.

Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим сквозное проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей.

В утренние часы, перед приемом, расставляем тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой комнате.

Перед сном проводим ионизацию воздуха с пихтовым маслом. Во время сна детей - кварцевание групповой комнаты. Соблюдаем температурный режим в группе.

Основное внимание уделяем одежде детей, так как закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. Прогулки и игровую деятельность детей организовываем так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную.

2. У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

Полоскание горла.

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40°С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20°С. Можно полоскать горло минеральной водой, солевым раствором (0,5 ч.л. поваренной соли и 0,5 ч.л. питьевой соды на стакан воды).

Закаливание рук.

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает  различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам  целесообразнее  начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам  с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаю вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее.  Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его  внимание  на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается  на дно таза. Малыш должен поймать его при помощи собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных  материалов: металл, дерево, пластмасса, резина,  ткань,  бумага,  мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу  выдается «удочка» - половник  с длинной ручкой, которой  он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок  двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

3. Закаливание солнцем.

Наиболее широкие возможности для оздоровление и закаливания наших детей солнцем представляется летом. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон. Количество солнечных ванн, а также место их проведение в летний период определяется врачом детского садика.

Оценка эффективности закаливания детей.

Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей  способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей.

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

  1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.
  2. Желание детей выполнять  закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.
  3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).
  4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.
  5. Динамика заболеваемости у детей:
  • Уменьшение числа  часто болеющих детей
  • Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка
  • Сокращение длительности одного заболевания (в днях)
  • Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Вывод. Таким образом, закаливание, соблюдение температурного режима, графика проветривания помогает добиться хороших результатов по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей.

Литература:

  1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / Волгоград: Учитель, 2007
  2. Данилова Е. Игры с водой/ Олма-пресс, 2003
  3. Субботин О.Ю. Солнцев А.А. Современные методы закаливания детей в дошкольных учреждениях (информационное письмо для педиатров, педагогов, воспитателей) Иванова, 1997
  4. Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /Ростов на Дону: Феникс, 2009

Взбадривающая гимнастика.

«Разноцветные шары».

Музыкальное сопровождение: В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Цели:

  1. Учить ходить по ограниченной поверхности.
  2. Упражнять в ходьбе по кругу.
  3. Развивать умения действовать по сигналу.

Оборудования: дорожки из пуговиц, ребристая дорожка, мешочки с песком, воздушные шары.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Слышишь, музыка играет

На зарядку приглашает

Вот дорожки здесь лежат

Нужно дружно прошагать.

По дорожкам мы пойдем,

Где – то, что – нибудь найдем.

(Проход по дорожкам до приемной).

Воспитатель:

Кто – то к нам стучит

Надо посмотреть.

(Открывается дверь приемной).

Посмотрите – ка, ребята

Чудо дивное случилось

Сколько шариков воздушных

В нашей группе появилось

Нужна шарик в ручки взять

И до коврика шагать

Там становимся мы в круг

И по кругу зашагать.

Раз, два, три, раз, два, три.

(обычный шаг).

На носочки нам подняться

Раз, два, три, раз, два, три.

(ходьба на носочках).

Ноги выше поднимаем

Раз, два, три, раз, два, три.

(ходьба с высоким подниманием ног).

Веселей теперь шагаем

Раз, два, три, раз, два, три

(обычная ходьба).

А теперь бегом, бегом

Раз, два, три, раз, два, три.

Остановитесь в станьте в круг

Раз, два, три.

Так, чтоб ровный был наш круг.

Нужно с шариком попрыгать.

Раз, два, три, раз, два, три.

(прыжки на двух ногах).

Нужно сесть, нужно встать.

(приседание с шаром).

Упражнение «Вырастим большие».

Мы становимся все выше

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись

Три, четыре – руки вниз.

И.п.: О.с.

Подняться на носочках, поднимая руки – вдох.

Вернуться в И.п. выдох.

Упражнение «Разноцветные шары».

Разноцветные шары

В ручках заблестели

Покажи – ка другу ты

Шарик свой веселый.

И.п.: с. ноги слегка расставлены, руки с шариком перед грудью.

Поворот туловища в одну сторону. И.п. поворот в другую сторону И.п.

А каких шары цветов

Кто ответить мне готов.

(дети называют цвета шаров).

Что – то шарик запылился

Нужно на него подуть.

(упражнение на дыхание).

Вы, ребята, не зевайте

С шарами весело играйте

(играет веселая музыка, дети играют с шарами).

Итог мероприятия:

Воспитатель:

Какие вы все молодцы.

Скажите ребята, вам сегодня понравилась гимнастика? (ответ детей).

А что мы с вами делали? (ответ детей)

Воспитатель:

Давайте соберем шарики и развесим в нашей группе. Пусть они нас радуют.

Улыбнитесь шарикам. А чтобы и шарики нам улыбались, после полдника мы приклеим им глаза и рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание детей младшего дошкольного возраста

Консультация о роли закаливания , о видах различных закаливающих процедур, проводимых с детьми первой младшей группы....

Презентация "Методы и приёмы закаливания детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы закаливания детей младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях....

Презентация для родителей "Закаливание детей младшего дошкольного возраста"

Рекомендации родителям  для укрепления  здоровья детей....

Нетрадиционное закаливание детей младшего дошкольного возраста.

В данном материале Вы можете ознакомиться с нетрадиционным закаливанием детей младшего дошкольного возраста с использованием игр с водой....

Нетрадиционное закаливание детей младшего дошкольного возраста.

Использование здоровье сберегающих технологий  в работе с  детьми младшего дошкольного возраста....

Закаливание детей младшего дошкольного возраста после дневного сна

Консультация для родителей о видах закаливания детей младшего дошкольного возраста после дневного сна....

Рекомендация для родителей по закаливанию детей младшего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей.Поддержать положите...