«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста»
методическая разработка

Шемис Александра Иосифовна

В программе выделены основные пять направлений работы: профилактическое, обучающее, коррекционное, валеологическое и психологическое. По каждому направлению разработан комплекс мероприятий, которые в тесной взаимосвязи осуществляют: воспитатели оздоровительной группы, медицинская сестра, инструкторы по физической культуре, учитель – логопед, музыкальный руководитель с педагогом-психологом. В рамках этой работы мы создали и успешно реализовываем программу физкультурно-оздоровительной работы в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, которая является элементом оздоровительной работы в группе для часто болеющих детей. Данная программа так же может быть адаптирована и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_shemis.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Физкультурно-оздоровительная работа  с детьми раннего возраста»

Эффективность оздоровления часто болеющих детей во многом зависит от рациональной организации профилактических мероприятий, это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Коллективом нашего детского сада разработана система физкультурно-оздоровительной и профилактической  работы, которая направлена на реабилитацию часто болеющих детей, профилактику ОРВИ, ОРЗ  и повышение резистентности организма.

Как известно, у детей раннего возраста заболеваемость в 2–2,5 раза выше, чем в возрасте 4 лет и старше. На наш взгляд эта работа является начальной и отправной точкой, которая позволит продолжить работу   в данном физкультурно-оздоровительном направлении и с более старшими детьми, вести мониторинг, накапливать методический материал и улучшать качество профилактики заболеваний, способствует раннему выявлению проблем ребенка и возможности составления индивидуальных коррекционных маршрутов. Это необходимо для подготовки здоровых детей для дальнейшего обучения в школе.

В программе выделены основные пять направлений работы: профилактическое, обучающее, коррекционное, валеологическое и психологическое. По каждому направлению разработан комплекс мероприятий, которые в тесной взаимосвязи осуществляют: воспитатели оздоровительной группы, медицинская сестра, инструкторы по физической культуре, учитель – логопед, музыкальный руководитель с педагогом-психологом. В рамках этой работы мы создали и успешно реализовываем программу физкультурно-оздоровительной работы в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, которая является элементом оздоровительной работы в группе для часто болеющих детей. Данная программа так же может быть адаптирована и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/statya_dlya_publikatsii.docx_image1.jpg

Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма, создание индивидуального оздоровительного маршрута каждого ребенка группы, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей.

Содержание Программы:  В программу входят занятия, которые начинаются с сентября для ознакомления детей с бассейном. А так же цикл занятий в «сухом бассейне» и в зале разминки. В конце октября для родителей устраивается собрание. На котором рассказывается, что их ждет на занятиях, правила посещения бассейна, что нужно приносить с собой на занятия, про закаливающие процедуры и многое другое.

С ноября начинаются цикл занятий в бассейне. Они строятся из разминки на суше – (5 мин.) и упражнений на воде, которые в первую половину года составляют 10 мин. А во вторую – 15 минут,  и реализуют пять направлений общей оздоровительно-профилактической программы группы.

Направление

Цели и задачи

Содержание работы

Профилактическое

Основной целью занятий с детьми в бассейне в данном направлении является закаливание. В результате применения эффективных форм закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к различным инфекционным агентам

Разминка, которую дети выполняют при помощи родителей проводятся при температуре воздуха +22-+24С, длительностью 4-5 минут, с приготовлением ребенка к занятию в водной среде.

Занятия в воде проводятся при температуре воды +30-+32С, температуре воздуха +26-+28С. В комплекс занятий входят активные игры с мячом, нудлсами, кругами и как обязательные упражнения со сменой температурных режимов из воздушной среды в водную и обратно: «Подпрыгнем»,  «Спрыгивание с бортика», «Вверх-вниз».

Обучающее

Цель: Обучение технике правильного дыхания ребенка и различным передвижениям в воде. Задачи: учить не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней; учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой; учить выдоху в воде; учить различным прыжкам в воду; учить лежать в воде на груди и на спине.

В комплекс занятий обязательно включены упражнения на развитие дыхания: «Ветерок», «Пузырьки», «Дождик», «Уточки»; «Подуй на мячик».

Коррекционное

Цель: развитие физических и укрепление физиологических качеств ребенка.

Задачи: развитие и укрепление опорно-двигательной системы, снятие гипертонуса мышц; укрепление сердечнососудистой системы; укрепление дыхательной системы; укрепление центральной нервной системы

Кратковременные мышечные напряжения, чередуются с моментами расслабления, отдыха. Упражнения: «Покачивание», «Обезьянки»,  «Лови маму».

Для развития опорно-двигательного аппарата используются, усложнения: «Я на солнышке лежу», «Паровозик», «На лошадке» (с помощью аквапалок), «Достанем до мячика», «Догоним игрушку». Упражнения выполняются как на спине, так и на животе.

Для развития деятельность сердечнососудистой и центральной нервной системы используются упражнения: «Лодочка», «Моторчик», «Урожай».

Валеолдогическое

Цель: прививать у детей привычку к чистоте, занятию спортом, здоровому образу жизни.

Задачи: учить детей пользоваться собственными индивидуальными туалетными принадлежностями, насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, не забывать вещи и убирать их  после окончания занятий.

Большую роль в этом играют родители, особенно важно это  при посещении бассейна. С родителями так же   периодически проводятся беседы, о том,  на что нужно обращать внимание детей при подготовке их к занятиям и после занятий.

У детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам и умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки — чистоплотность, аккуратность.

Психологическое

Задачи: Формирование морально-волевых черт личности; учить родителей взаимодействовать с ребенком в бассейне.

Во время проведения занятия, родители играют существенную роль в психологической и физической поддержке ребенка. Ведь попадая в непривычную среду, ребенок комфортнее себя ощущает с кем-нибудь из близких ему людей. В связи с этим быстрее протекает адаптационный период. Психологами установлено, что ребенок, занимаясь в бассейне, преодолевая сопротивление толщи воды развивает в себе такие черты личности как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность.

Особенности работы с детьми раннего возраста. В 2-3 года ребенок - это уже маленькая личность! Он сознательно произносит "я": "Я хочу/не хочу, я буду/не буду!". Малыш становится иногда упрямым.

Наши занятия посещают родители с детьми которым еще нет двух лет и дети, которым уже почти три года. Поэтому, при проведении занятий соблюдается индивидуальный режим. Под каждого ребенка строится индивидуальная программа. Если ребенок отказывается выполнять  то или иное упражнение, его обязательно заменяют другим, равносильным по значимости. Поэтому, в комплекс для каждого ребенка включены упражнения «заменители».

Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Малыш иногда может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему страшно, потому что рядом мама. Поэтому, все занятия проходят в игровой форме, с использованием ярких, интересных для детей этого возраста игрушек и предметов.

Взаимодействие со специалистами. Одним из важнейших условий, влияющих на эффективность оздоровительно-профилактической работы, является рациональность организации взаимодействия педагогов и специалистов.

В нашем учреждении разработана следующая форма: в группе раннего возраста для часто болеющих детей ведется журнал «Взаимодействия специалистов». Данный журнал отражает индивидуальный маршрут каждого воспитанника, и выявленную проблему каждого ребенка  на данном конкретном этапе. И, как итог,  к решению этой проблемы подключаются педагоги и специалисты. Такой опыт работы, показал положительные результаты, которые отражены в мониторинге детского здоровья в группе для часто болеющих детей.

Эффективность работы. Диагностика эффективности занятий для часто болеющих детей раннего возраста в бассейне, проводится один раз в квартал, отчет предоставляется на медико-педагогическомсовещании.

Диагностика проводится по пяти направлениям программы оздоровительной работы инструктором по бассейну совместно с медицинской сестрой по бассейну.

Эффективность оздоровления ЧБД оценивается по следующим показателям:

- Положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей;

- Стойкая нормализация показателей функционального состояния организма (пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);

- Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;

- Уменьшение числа дней пропущенных по болезни одним ребенком за год;

- Развитием самостоятельности ребенка в самообслуживании.

Используемая литература

  1. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –  М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
  2. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе- М. «Мозаика- Синтез», 2012.
  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  1. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день. Оздоровление детей - это целенаправленная и систематически сбалансированная работа на весь период пр...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

в статье указаны врзрастные характеристики детей раннего возраста, даны рекомендации по улучшению здоровья ребенка и развития его физических качеств. Для воспитателей младшей группы....

физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...

физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Обмен опытом:"Создание условий и использование традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно оздоровительной работе с детьми раннего возраста в ДОУ "

От жизнерадостности, бодрости здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...