Старшую группу посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет. В старшей группе у ребёнка появляется больше самостоятельности и больше ожиданий со стороны родителей и воспитателей. Воспитатели ожидают от детей определённых результатов, на которые они способны даже в столь юном возрасте.
Дети, в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым создают образ себя ( часто весьма далёкий от истинных объективных характеристик). Своё отношение к действительности ребёнок выражает к 5-ти годам в рисунках, постройках, позах и движениях.
Возраст 5-6 лет характеризуется "взрывом " всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошуольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности. Главное эмоциональное новообразование этого пориода - это становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С. Выготского происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане. Благодаря активно развивающейся памяти, для ребёнка 5-6 лет, становится доступным чтение с продолжением. В этом возрасте продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов, в сюжктно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Развитие воображения позволяет детям старшего дошкольного возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Развивается продуктивное воображение.
По мнению Л.А. Венгера в этом возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме ( в конструировании, в рассказывании)- характерные особенности детей 5-6 лет.
Задачи воспитания и обучения в старшей группе детского сада. Расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей. Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу.
Ведущее значение преобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К нагляднодейственному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков. Дети старшего возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
В 5-6 лет продолжает развиваться и совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребёнок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры, ориентируется на листе бумаги.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы её произвольности. Возможно, как непроизвольное так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока не велика (достигает 10-15) и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и условий обучения. Вместе со взрослыми ребёнок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20-25 минут.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интелектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребёнок пяти лет становится всё более активным в познании. Он познаёт мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость иимпульсивность детей этого возраста зачастую приводит к тому, что ребёнок быстро утомляется. Более совершенной становится крупная моторика.
Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила. Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры.В старшей группе продолжается работа по укреплению и закаливанию организма ребёнка. Увеличивающуюся выносливость детского организма нужно положить в основу закаливания: постепенно приучать детей к более длительным прогулкам.