Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_dvigatelnaya_aktivnost.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №72»
Консультация для воспитателей
«Организация двигательной активности детей»
Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
Хотьково, 2021
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в различных регионах РФ и в частности в Москве и Московской области.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. В программе «Столичное образование 5" значительное место отведено вопросам укреплению здоровья детей, созданию благоприятных условий для нормального развития, обеспечение социальной защиты.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность, однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня : утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после сна.
Целесообразно подбирать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов (общеразвивающих упражнений, основных движений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Приоритетным направлением нашего детского сада является – коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате, мы ставим перед собой определенные задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
3. Создание условий для осуществления психофизического развития и обеспечения роста уровня физической подготовленности ребенка.
4. Обеспечение преемственности между родителями и педагогами в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Так опираясь на все требования по организации двигательной активности и коррекционной работе, каждая группа оборудована мини-стадионами (сенсорными дорожками, гимнастическими лесенками, стенками для коррекции осанки, мячами и т. д.) на которых проводится индивидуальная работа, проходят спортивные досуги, мини-развлечения.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.
Требуется накопить опыт, прежде чем у них сформируются знания и уверенность, которые позволят им вести здоровый образ жизни (активную деятельность, направленную на укрепление и совершенствование возможностей организма независимо от факторов окружающей среды). Постоянно овладевая техникой движения и дыхания, ребята преодолевают начальную «пассивность» в заботе о своем здоровье.
В процессе двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде.
Детям шестого года жизни доступно овладение сложными видами движений, способами и некоторыми элементами техники их выполнения. Но специфика заболеваний наших детей ведет к нарушению координации движений. У некоторых детей еще сохраняются несогласованные движения рук и ног во время ходьбы, ориентировка в пространстве. Есть трудности в некоторых видах техники бега, что ограничивает его эффективность. Также у детей с нарушениями ОДА есть проблемы в овладении техники работы с мячом.
Исходя из этих проблем, в нашем детском саду накоплен большой опыт по индивидуальной коррекционной работе. Воспитатель по физическому воспитанию дает необходимые рекомендации, комплексы упражнений, которые необходимо отработать с тем или иным ребенком.
Благодаря технологии преемственности воспитателя, воспитателя по ФИЗО, медперсонала, психолога двигательная активность детей становится более осознанной и разнообразной.
По мере формирования двигательных навыков и умений у детей проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладение новыми навыками, и закрепляя уже имеющиеся, дошкольники начинают свободно применять их в самостоятельных занятиях.
Наиболее важной особенностью двигательной активности детей старшего дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Можно отметить тенденцию к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению в осенне-зимний. Сезонную зависимость суточной двигательной активности необходимо принимать во внимание при организации процесса физического воспитания детей.
Учитывая сезонные и временные особенности, воспитатели нашего детского сада планируют подвижные игры, которые проводятся на улице и в групповом помещении.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе по физическому воспитанию. В каждой группе имеется гимнастическая лесенка, на которой можно отрабатывать навык правильного лазания, есть мячи различных диаметров, обручи, кегли, вертикальные стенки для фиксирования правильной осанки, ребристые дорожки, массажные мячи, гимнастические палки, баскетбольные сетки и многое другое.
Хотелось бы рассказать более подробно о двигательной активности детей после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики.
Разминка в постели и самомассаж.
Дети, лежа в постели на спине выполняют 5 – 6 упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения можно выполнять из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя.
После выполнения упражнений лежа в постели, дети по указанию воспитателя встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, гимнастическим, скрестным шагом, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег).
Пробежки по массажным дорожкам.
Пробежки по массажным дорожкам как один из вариантов гимнастики после дневного сна желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5 – 7 минут. Массажные дорожки можно расположить в любом месте – в спальне, игровой комнате. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Инвентарь располагается таким образом, чтобы дети всей группы или подгруппой могли заниматься одновременно, не мешая друг другу. Так, вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1 – 1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течении 2 – 3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по ребристой дорожке. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Также во второй половине дня ведется коррекционная работа по закреплению овладением основных движений. Она проводится индивидуально с каждым ребенком по рекомендациям воспитателя по физкультуре. Это и ходьба с перешагиванием предметов, лазание по вертикальной лесенке, ходьба по гимнастическому мостику, пролезание в обруч и многое другое.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика нашего дошкольного учреждения показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Во время физкультурных праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах и т. д.
При планировании и подготовке праздников необходимо:
• Обозначить задачу праздника, дату, время, место его проведения;
• Подготовить показательные выступления;
• Выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
• Определить количество участников, а также приглашенных гостей;
• Обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.
Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.
Наряду с физкультурными праздниками в своей работе мы широко используем физкультурные досуги как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрасту и составу (старшие и подготовительные). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительностью по 30 - 50 минут. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значимую роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благоприятно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.
В своей работе мы уделяем огромное внимание работе с родителями. Мы проводим совместные спортивные мероприятия, проводим выставки фотографий – «Как дети играют дома». Проводятся различные консультации воспитателем по физическому воспитанию, инструктором по лечебному плаванию, анкетирование родителей, проходят открытые занятия, на которых родители могут оценить значимость двигательной активности. Также мы стараемся вовлекать родителей в совместные мероприятия по оздоровлению наших детей. Мы организуем совместные досуги, такие как «Мама, папа, я – спортивная семья», привлекаем родителей для построек в зимний период из снега где родители вместе с детьми могут не только потрудиться, но и поиграть.
Подводя итог, хочется сказать, что работа по направлению активной деятельности дошкольников на осознание, сохранение и укрепление своего здоровья позволяет воспитанникам нашего детского сада быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуациям реального мира, повседневной жизни.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развиваем двигательную активность детей"
Физическая культура занимает ведущие место в воспитании детей и представляет собой целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет д...
Консультация для родителей "Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр"
Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость. В семейную копилочку подвижных игр можно добавить ...
Презентация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ»
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной пед...
Консультация для воспитателей «Организация совместной двигательно – коммуникативной деятельности взрослого и ребенка»
Дошкольный возраст – это период многообразного проявления двигательной и коммуникативной активности ребенка. Игровая и другие виды деятельности требуют от детей все более совершенных движений, большей...
Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»
Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»...
Консультация для воспитателей "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"
Консультация поможет организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников...
Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»
Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...