Комплекс артикуляционной гимнастики
картотека (старшая группа)
Комплекс артикуляционной гинмастики для детей от 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 650.03 КБ |
Предварительный просмотр:
№1
"НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК"
Улыбнуться. Пошлепать язык между губами - пя-пя-пя... Покусать кончик языка зубками. Движения чередовать.
Упражнение расслабляющее, релаксационное; чередовать с трудными для ребенка упражнениями (а у каждого малыша свои трудности).
№2
"БЛИНЧИК"
Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.
Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.
№3
"ЗАБОРЧИК"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение , подергиваются - пусть в начале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта.
№4
"ОКОШКО"
Широко открыть рот - "жарко".
Закрыть рот - "холодно".
Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то Окошко и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно ,что делает его язычок.
№5
"ДУДОЧКА"
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).
Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.
№6
"ШАРИК"
Надуть щеки. Сдуть щеки.
Чтобы было интересней надувать Шарик и для профилактики звуков В,Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть щеки - вот и сдулся шарик.
7
"СЛОНИК ПЬЕТ ВОДИЧКУ"
Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.
Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду - пппффф и ладошку открыть над головой - слоник освежил себя водой.
№8
"ОРЕШКИ"
Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики - "орешки".
Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.
№9
"ПАРОХОД ГУДИТ"
Губы в улыбке.
Открыть рот.
С напряжением произнести долгое "ы..."
Попросить ребенка во время произнесения звука выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
№10
"ПОЙМАЕМ МЫШКУ"
Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
Основное упражнение для постановки звука Л.
№11
"ЧАСИКИ"
Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так.
В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребека следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!
№12
"ЧИСТИМ ЗУБКИ"
Улыбнуться, открыть рот.
Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
Опять следуем за словесной инструкцией: язычок вверх - вниз, или следим за пальцем, движение выполнять только тогда, когда поступила команда.
13
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ"
Улыбнуться.
Открыть рот.
Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
Если язык сужается - хорошо делать упражнение от Блинчика, если есть трудности в верхнем подъеме - намажьте верхнюю губу сладостью. Вкусно!
№14
"ИНДЮКИ БОЛТАЮТ"
Губы в улыбке.
Широким языком облизать верхнюю губу (в быстром темпе).
При трудности в выполнении - делать от Вкусного варенья, потихоньку увеличивая темп.
№15
"ЧАШЕЧКА"
Улыбнуться.
Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый.
№16
"ЛОШАДКИ"
Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Пощелкать языком (как щелкают лошадки).
Лучше всего это упражнение получается по подражанию.
№17
"ГРИБОЧЕК"
Улыбнуться, пощелкать языком (как лошадки), при щелканьи присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка.
Рекомендуется детям с короткой подъязычной уздечкой, до счета 10 держите ножку гриба, только потом "срывайте". Если упражнение не получается, скажите ребенку, что это похоже на очень медленную Лошадку.
№18
"ГАРМОШКА"
Улыбнуться.
Сделать "грибочек".
Не отрывая языка открывать и закрывать рот, зубы не смыкать.
Очень хорошо растягивается подъязычная уздечка.
№19
"МАЛЯР"
Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Кончиком языка погладить, "покрасить" нёбо.
Упражнение тренирует верхний подъем языка.
№20
"КАЧЕЛИ"
Улыбнуться.
Открыть рот.
На счет 1 - кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 - кончик языка за нижние зубы.
Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался.
№21
"ПАРАШЮТИК"
На кончик носа положить ватку.
Широким языком в форме чашечки, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Это упражнение вырабатывает сильную воздушную струю, которая необходима для шипящих и Р,РЬ.
№22
"БАРАБАНЩИК"
Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончиком языка постучать за верхними зубами "дэ-дэ-дэ".
Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается, язык падает - примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык "стучит" над палочкой.
№23
"ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА"
Ватку (мячик) положить на широкий язык.
Дуть на зажатый между губами язык (щеки не надувать).
Если щеки надуваются - пусть ребенок придерживает их ладошками.
№24
"КИСКА СЕРДИТСЯ"
Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы.
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.
Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами - ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка - проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...