Проект "Кгн"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Баргузинский детский сад №1 «Березка»»
671610 с. Баргузин ул. Дзержинского, 23 тел. 8-(30131)-41-700
_________________________________________________________
Проект
по формированию культурно - гигиенических навыков
« Мойдодыр»
вторая младшая группа
Воспитатель: Е.О. Нефедьева
Актуальность проекта
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».
Участники проекта:
• Воспитатели.
• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .
• Родители воспитанников группы.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
Задачи:
1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными
2. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
3. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета) .
4. Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .
5. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание .
6.Закреплять представления о правилах личной гигиены.
7. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
8. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей
Ожидаемый результат
Дети:
устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом:
обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Ход реализации проекта
Подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка.
Заключительный
• Фотовыставка
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
- Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Приложение
Конспект занятия по рисованию для второй младшей группы «Укрась салфетку»
Программные задачи:
• -упражнять детей в рисовании;
• -закреплять умение детей аккуратно рисовать;
• -развивать внимание детей
• -воспитывать чувства эмпатии (сочувствия, желания помочь).
• -упражнять в правильном пользовании кистью для рисования
• -способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Оборудование: Кукла бабушка Федора (сделанная воспитателем, или можно взять куклу которая одевается на чайник, мольберт для показа готовой работы;
на каждого ребенка: заготовка салфетки.
Ход занятия
Приходит бабушка Федора в гости, и плачет: «Ребята, помогите мне пожалуйста, ко мне сегодня придут гости (Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, мы с ними обязательно сядем пить чай, а у меня нет красивых салфеток, а я даже не знаю где мне их взять и как их нарисовать». Воспитатель: «Не переживай бабушка Федора, мы поможем тебе. Ребята, давайте поможем бабушке Федоре и сделаем красивые салфетки, я думаю, что гостям приятнее будет пить чай с чашечек которые стоят на красивых салфеточках, которые мы с вами сделаем. Бабушка Федора, ты не переживай и иди домой, готовься к приходу гостей, а мы начнем рисовать.
Воспитатель: показываю детям сначала обычную салфетку, а затем красивую салфетку (подготовленный воспитателем образец). Ребята давайте рассмотрим обе салфеточки. Спрашивает, воспитатель: какая салфетка нравится больше? Дети: с узором «Нам всем больше нравится салфетка с узором, потому что она нарядная, красивая, необычная, когда на нее смотришь, хочется улыбаться и даже угощение, поданное на такой салфетке, кажется более вкусным». Затем спрашивает детей, Воспитатель: «Для чего нужны такие нарядные салфетки?» «Чтобы встречать гостей и для праздников. «что такие нарядные вещи нужны и для пользы, и для красоты. Так, салфетками застилают стол, чтобы ставить на них посуду – чашки, чайник, вазы с цветами. В будние дни часто пользуются обычными вещами, а в праздничные дни – более красивыми и нарядными».
Воспитатель: «Ребята, давайте смастерим с вами красивые и нарядные салфетки для бабушки Федоры».
Посуда у бабушки Федоры есть, она ее отмыла, отчистила, красивая она у нее стала. А вот салфеточки бабушка забыла купить. Ну ничего мы ей обязательно поможем. И наши салфеточки будут самыми красивыми и нарядными.
Бабушка Федора благодарит детей за помощь и хорошую работу. Ей салфеточки очень очень понравились
Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка «Мыло для кукол».
Цель: закрепить знания детей о мыле, его пользе.
Задачи:
- продолжать формировать навыки работы с пластилином;
- способствовать развитию эстетического восприятия;
- развивать общую и мелкую моторику;
- закрепить умение детей отрывать маленькие кусочки от большого комка, катать шарики и сплющивать их;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать сочувствие к чужой беде и желание помочь.
Предварительная работа: чтение К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Мойдодыр», беседа с детьми о здоровом образе жизни.
Оборудование: пластилин, доска, салфетки, кукла, таз с водой, мыло, мочалка; различные кусочки мыла, картинки о мыле.
Ход ООД:
Организационный момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые, опрятные. А я сегодня, когда шла на работу, встретила нашу знакомую куклу Таню, посмотрите, какая она чумазая. (Воспитатель приносит куклу). Танюша, ты почему такая грязная?
Кукла Таня: Ребята, я так люблю играть на улице: строить из песка замки, пускать кораблики и собирать камешки, но я очень не люблю мыться.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Тане историю про мальчика, который не любил мыться и от него все убежали. (Рассказ детей).
Кукла Таня: Ой, я не хочу быть грязнулей, и чтобы от меня все убежали. Ребята, помогите мне стать чистой.
Воспитатель: Ребята поможем Тане? (Ответы детей)
Воспитатель: А что мы для этого должны сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. А ну-ка, ребята, давайте возьмём таз с водой, мыло и мочалку и попробуем куклу отмыть.
(Воспитатель ставит на стол таз с водой, берёт в руки мыло и мочалку и предлагает детям помыть куклу).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот теперь Таня чистая.
Спасибо, что помогли кукле привести себя в порядок! Что нам для этого потребовалось? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вода, мыло и мочалка. Для чего нужно мыло? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, чтобы кожа была чистой и на её поверхности не скапливались микробы, от которых мы можем заболеть.
А чтобы Таня могла и впредь за собой ухаживать, давайте слепим для неё из пластилина и подарим мыло.
Но сначала давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода!
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (трём ладошку о ладошку)
Брызги- вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро. (имитируем вытирание)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какого цвета и формы бывает мыло? Какого цвета мыло мы будем лепить? (Дети рассматривают иллюстрации о мыле и натуральные кусочки мыла). (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте вспомним, как будем лепить мыло.
(Воспитатель показывает порядок действий. Дети смотрят внимательно и показывают движения в воздухе).
Воспитатель: Отщипываем от большого кома пластилина маленький, круговыми движениями скатываем в шар и сплющиваем. Получилась мыло.
(Дети рассматривают приготовленный материал перед собой и начинают работать по подсказке воспитателя. Воспитатель помогает детям).
Воспитатель: Давайте закончим работу. Дети заканчивают лепку.
Воспитатель и кукла проводят физ. минутку.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем,
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Повернем головку вправо,
Повернем головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись. (Все слова сопровождаются движениями согласно текста).
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Занятие по аппликации во второй младшей группе «Украсим платочки»
Задачи:
-формировать навык пользования носовым платком;
- продолжать совершенствовать навык пользования клеем;
- учить наклеивать готовые изображения на бумагу, создавая красивый узор.
Материал: Кукла Даша, платочек, заготовки для аппликации, клей, кисточки, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
1часть. Организационный момент.
-Ребята, отгадайте загадку: тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (весна)
-Правильно, на улице весна, все расцветает, снег тает, превращается в воду, образуя лужи. Мы одеваем обувь, в которой наши ножки не промокнут. Какая это обувь? (резиновая)
2часть.
-Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Даша. Она грустит.
-Здравствуй, Даша. Почему ты грустишь?
-Здравствуйте, ребятки. Сегодня я с подружками пошла гулять, а резиновые сапожки не одела, и мои ножки промокли. Я немного простудилась, у меня начался насморк, мне трудно дышать через нос (АПЧХИ) А у меня даже платочка нет.
-Ребята, а вы знаете для чего Даше нужен носовой платок? (вытирать нос, когда идут сопли, или закрывать рот, когда кашляешь)
-А для чего это нужно делать? (чтобы не заразить окружающих)
-Правильно!
Маленький платочек
В кармашек положи.
Если насморк у тебя,
Носик вытирай,
И обратно убирай.
Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, как складывать его после употребления убирать в карман, демонстрируя это на кукле.
Физкультминутка.
Мы в ладоши хлопаем,
Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки в ладоши)
Ножками мы топаем,
Топ-топ-топ. (потопать ногами)
А теперь попрыгаем,
Прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)
Ножками подрыгаем,
Дрыг-дрыг-дрыг. (упор на одну ногу, другой свободные движения вперед-назад)
Я теперь мы посидим. (присели на корточки)
Друг на друга поглядим. (поворот головы вправо-влево)
-Дети, а давайте мы сделаем Даше и ее подружкам красивые носовые платочки!
Садимся за столы, наклеиваем аппликацию на платочки.
Воспитатель подходит, помогает.
-Посмотри, Даша,какие красивые платочки у нас получились!
-Ребята, какие вы молодцы! Очень красиво!
-Посмотрите, ребята, Даша повеселела, и зовет вас поиграть. Выходите все на коврик.
п/и»Карусель». Даша в середине.
3часть. Заключительная.
-Ребята, что мы с вами сегодня делали? Давайте теперь все наши платочки подарим Даше.
-Спасибо вам ребятки, что научили меня пользоваться платочком. Теперь я всегда буду носить платок в кармашке, и подружек своих научу нос вытирать и платок не забывать. Мне так у вас понравилось, обязательно приду к вам еще. До свиданья, ребятки!
-До свидания, Даша!
Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование).
«Дорисуй расческу кукле Тане».
Цель:
Формирование навыков здорового образа жизни
Задачи:
-знакомить с предметами туалета и их назначением
-воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными
-учить детей рисовать предметы, состоящие из линий; рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа
-развивать речь и мышление
-развить мелкую моторику
Оборудование:
Кукла Таня; расчёска; картинка с изображением расчёски; альбомный лист; акварельные краски; клеёнка; кисточка; баночка с водой; салфетки.
Ход занятия:
В центре круга находится воспитатель. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.
Мы проснулись рано утром (шагают на месте)
Потянулись бодро, шумно (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх)
Чтобы сон ушёл-зевнули,
Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево-вправо; отводят руки к плечам)
Разбудил нас бег на месте,
К ванне побежали вместе (выполняют упр. «пружинка»; руки на поясе)
Умывались и плескались, зубы вычистить пытались (выполняют круговые движения около лица)
Причесались аккуратно (гладят ладонями от макушки к вискам)
Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки)
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть! (упр. «пружинка», хлопают в ладоши).
Воспитатель хвалит ребят и приглашает сесть на стульчики за столы. Появляется кукла расстроенная кукла Таня, у неё сломалась расчёска, просит ребят нарисовать ей новую.
Воспитатель показывает детям расчёску, вспоминают как пользоваться и зачем (с помощью наводящих вопросов дети отвечают).
Попробуйте нарисовать расчёску на альбомном листе. Проводят кисточкой в воздухе рисуя прямые линии.
Рисуют красками, индивидуальная помощь (воспитатель помогает правильно направить кисточку).
Рассматривание работ: кукла Таня благодарит ребят, воспитатель хвалит, отмечая работу каждого ребёнка. Прощаются с куклой Таней.
Конспект образовательной деятельности по лепке "Тарелочка"
Тема: Лепка из пластеина «Тарелочка».
Цель: познакомить с приемами лепки тарелки.
Задачи.
Образовательные:
• Расширить представления о свойствах пластилина
• Формировать умение скатывать пластилин
в шар и расплющивать ладонями в диск, делать невысокий бортик.
Развивающие:
• Содействовать развитию мелкой мускулатуры рук детей.
• Совершенствовать навыки лепки из пластилина
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к лепке из пластилина
• Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Предварительная работа:
• Рассматривание предметов столовой посуды.
• Рассматривание иллюстраций с изображением посуды.
Материалы к занятию.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель приносит в группу тарелочку. Дети, по желанию, подходят и рассматривают ее. Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Евсеевой:
Тарелка – ах!
Тарелка – ух!
Из тонкого фарфора.
Белей, чем самый белый пух,
И ярче светофора.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Ребята, посмотрите, что у меня!
Вот тарелка для Валерки – желтые колечки.
Для котлеты, для пюре, для блинов и гречки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть тарелку, потрогать ее, обвести пальчиком край тарелки, почувствовать тяжесть тарелки, обращает внимание на форму.
- Дети, для чего нужна тарелка? Ответы детей о назначении тарелок.
- Как вы думаете, из чего она сделана? Ответы детей.
- Ребятки, вам нравится эта тарелочка? Какой она формы? Какого размера?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что с ней можно делать, ведь она такая маленькая? Ответы детей.
- Конечно же, тарелочка – это посуда. На нее можно класть еду. Ребята, я предлагаю вам поиграть. Хотите? Ответы детей.
Физкультминутка «Каша»
Эта каша для Любаши,
(Держат руки перед собой, сложенные ковшом)
Пар над кашей поднялся.
(Потянуться руками вверх)
Где же каша?
(Пожимают плечами)
Нету! Вся!
(Отрицательно качают головой, машут рукой)
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Вы правы, из нее можно покормить куклу. Но у нас в группе много кукол, я думаю, что каждая из них захотела бы кушать из такой тарелочки. Что же делать? Ответы детей.
- Как же нам поступить, ребятки? Как порадовать кукол?
Если дети не проявляют инициативу, то подсказать, что можно слепить тарелку из пластилина.- Хотите порадовать наших кукол? Слепите для них тарелочки пластилина? Ответы детей.
- Но сначала нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месим глину»
Мы глину месили, мы глину месили,
(сжимать и разжимать кулачки)
Нас тщательно всё промесить попросили,
(ладони обеих рук обхватывают друг друга перед грудью)
Но, сколько не месим и сколько не мнём,
(похлопывать ладошками по коленям)
Комочки опять и опять достаём.
(хватательные движения вытянутыми руками)
4. Открытие нового знания.
Воспитатель предлагает детям разместиться за столами. Напоминает о том, что работать нужно аккуратно, подсказывает последовательность лепки:
- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);
- сплющить шар между ладонями (показать);
- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).
Звучат вариации на темы русских народных песен.
Дети лепят тарелочки. Воспитатель от имени куклы оказывает индивидуальную помощь жестами, советами, вопросами. Осуществляет индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята что мы сегодня с вами делали? Ответы детей.
- Из чего мы вылепили тарелочки для кукол? Ответы детей.
- Как мы раскатывали пластилин? Как сплющивали ее ладошками? Что делали потом? Ответы детей сопровождаются имитационными движениями вместе с воспитателем.
- Какой формы наши тарелочки? Ответы детей.
6. Итог.
- Детки, какие красивые тарелочки у нас получились! Я думаю, что они очень понравятся куклам. Какие вы, молодцы, смогли сделать такие чудесные подарки. Спасибо вам!
Перспективный план по формированию КГН во 2-й младшей группе
Совместная деятельность педагога и детей | Задачи | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Пальчиковая гимнастика «Моем ручки». Игр.упр. «Моем руки чисто-чисто». Чтение «Мойдодыр» К.И. Чуковского. | Формировать умение правильно и тщательно мыть руки (смачивать руки под струёй воды, набирать мыло из дозатора, намыливать руки выше запястья, тереть ладони друг о друга, промывать между пальцами, смывать мыло, умывать лицо, отжимать воду с рук, пользоваться только личным полотенцем. Закреплять понятие, что мыть руки необходимо перед едой, после туалета и прогулки и по мере загрязнения. | Консультация в ходе родительского собрания «Культурно-гигиенические навыки ребёнка 3-х лет». |
ПИТАНИЕ Беседа «Для чего нужны салфетки». Д/И «Покажем слонику как вести себя за обедом». | Продолжать прививать культурно-этические нормы (далее КЭН): обращать внимание на сервировку стола. Формировать умение держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту узкой частью. Формировать навык культуры поведения за столом: брать пищу губами, не всасывая в себя, есть бесшумно, не крошить хлеб, во время обеда съедать блюда в порядке очерёдности, не выхватывать кусочки пищи руками из тарелки, пользоваться салфеткой во время еды. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр. Упр. «Одеваем по порядку», Д/И «Покажем зайчику, где лежат наши вещи». | Формировать умение детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать свою одежду на стульчике перед сном. Учить пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду, не путать с одеждой других детей. | |
НОСОВОЙ ПЛАТОК И ПОСЕЩЕНИЕ ТУАЛЕТА Игр.Упр. «Покажи, как умеешь вытирать носик». Беседа «Где живёт туалетная бумага», Индивидуальные беседы «Порадуем маму сухими штанишками». | Формировать умение пользоваться носовым платком. Формировать умение вовремя посещать туалет по мере необходимости, пользоваться самостоятельно туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть руки после туалета с мылом. | |
ОКТЯБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Д/И: «Поучим медвежонка делать пену», «Покажем лисичке, как надо вытирать руки насухо». | Продолжать формировать навык намыливать руки до образования пены, тщательно смывать ее, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место. | Памятка «Что умеет ребёнок 3-х лет» |
ПИТАНИЕ Беседа: «Кушаем красиво». Чтение: «Маша обедает». Беседа по содержанию. | Закреплять умение детей есть аккуратно, есть котлету, запеканку, отделяя кусочки по мере съедания, не дробить заранее; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр.Упр. «Застёжки». Игр.упр. «Надеваем по порядку». | Упражнять в использовании разных видов застежек. Закреплять умение надевать колготки, обувь, застегивать верхнюю одежду с помощью взрослого. Просьбу о помощи выражать только словесно. | |
ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ И ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА. Беседа «Для чего нам влажные салфетки?» Индивидуальное упр. «Я уже не маленький, я уже большой» | Формировать умение использовать на прогулке влажные салфетки для протирания лица и рук по мере загрязнения. Продолжать приучать детей пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную. | |
НОЯБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются», Чтение: потешка «Водичка, водичка» | Продолжать формировать умение правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место. | Памятка «Профилактика кишечной инфекции» |
ПИТАНИЕ Показ, объяснение Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой». | Формировать умение полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Беседа «Как готовимся ко сну?» Д/И «Покажем мишке как мы складываем одежду». | Закреплять умение раздеваться перед сном в нужной последовательности, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение. | |
ПРОФИЛАКТИКА КИШЕЧНОЙ ИНФЕКЦИИ. Беседа «Где живут микробы?» Беседа «Правила поведения в туалете». Индивид. Упр. «Я сам». | Приучать детей не трогать грязными руками лицо, не облизывать пальцы и игрушки. Продолжать формировать умение пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную, мыть руки с мылом после посещения туалета. | |
ДЕКАБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ. Беседа «Не разбрызгивай воду». Игр. упр. «Научим куклу умываться». | Воспитывать аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. | Консультация «Я сам». |
ПИТАНИЕ Беседы: «Кушаем правильно», «Если скатерть на столе…» | Продолжать привитие КЭН: обращать внимание на порядок поедания блюд за обедом, сервировку стола. Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Беседа «Зачем сушить одежду». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду» | Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика. Приучать оказывать помощь воспитателю при развешивании на просушку одежды и обуви. | |
ЩЁТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ Игр. Упр. «обметаем снег с одежды», «Обметаем обувь». | Формировать умение пользоваться щёткой, обметать одежду и обувь от снега. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. | |
ЯНВАРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Чтение: Чтение А. Барто «Девочка чумазая» Игр. Упр. «Научи товарища мыть руки». | Продолжать формировать умение детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду | Консультация «Что почитать детям о гигиене». |
ПИТАНИЕ Беседа: Беседа «Как правильно есть второе блюдо». | Продолжать формировать умение детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, не мять котлету, чередовать поедание основного блюда и гарнира; пользоваться салфеткой после еды. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр. Упр. «Кто правильно и быстро положит одежду», «Застегнём –расстегнём», «Пошли валенки сушиться». | Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Формировать осознание, что нужно развешивать одежду на просушку, ставить валенки на сушилку. Закреплять умение аккуратно складывать свою одежду на стульчик перед сном. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому | |
ОПРЯТНОСТЬ Беседа «Как заботиться о своей одежде». Д/и: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты». Игр. Упр. «обметем друг друга от снега», «Обметаем обувь». | Продолжать формировать умение замечать непорядок в одежде и устранять его, очищать одежду и обувь от снега самостоятельно, с помощью взрослых или других детей,. Продолжать приучать пользоваться салфетками и туалетной бумагой, вовремя посещать туалет. | |
ФЕВРАЛЬ | ||
УМЫВАНИЕ Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Игр. Упр. «Раз-два, засучили рукава». | Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду при умывании. | Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в привитии культурно-гигиенических навыков» |
ПИТАНИЕ Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Беседа по содержанию. Повторение правил поведения за столом. | Продолжать прививать КЭН: обращать внимание на сервировку правила поведения во время приёма пищи. Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр. Упр. «Надеваем колготки». Д/И «Оденем куклу на прогулку». Организация опытно-экспериментальной деятельности «Если не просушим рукавички». | Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Формировать умение размещать варежки на сушилке. Формировать понятие, что обувь и одежду необходимо разместить на сушилках возле батареи, иначе она останется мокрая. | |
РАСЧЁСКА И НОСОВОЙ ПЛАТОК. Игр. Упр «Где твой платочек?» Игр. Упр. «Давайте причешемся». С-Р/И «Парикмахерская». | Закреплять умение пользоваться носовым платком. Учить правильно сморкаться. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы. | |
МАРТ | ||
УМЫВАНИЕ Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки». Рассматривание рисунков по теме. | Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки. | Памятка «Правила этикета для малышей» |
ПИТАНИЕ Д/и: «Расскажи Хрюше, как надо правильно кушать», «В гостях у куклы Маши». | Закреплять умение есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом, закреплять знания правил сервировки стола. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Д/и: «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном», «Покажем мишке, где мы сушим рукавички». | Совершенствовать умение быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду и не путать с одеждой других детей. Размещать рукавицы на сушилке возле радиатора. | |
ОПРЯТНОСТЬ Д/и: «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные». Беседа «Порадуем папу чистыми штанишками». | Формировать умение самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде, переодевать одежду и бельё при загрязнении. Продолжать формировать навык самостоятельного использования туалетной бумагой. | |
АПРЕЛЬ | ||
УМЫВАНИЕ Повторение алгоритма мытья рук с опорой на мнемотаблицу. Д/упр. «Научи товарища», «Проверь, правильно ли товарищ моет руки». | Закреплять умение правильного мытья рук, повторять правила поведения в умывальной комнате, повторять алгоритм мытья рук. Воспитывать ответственность за своё здоровье, самостоятельность, дружелюбие. | Консультация «КГН ребенка 4-х лет» |
ПИТАНИЕ Беседа «Кушаем второе правильно». Д/И «Обед у слоника». | Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. п.) гарниром, не набивать полный рот. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Чтение С. Михалков «Всё сам». Игр. Упр. «Покажи волчонку, как мы научились одеваться/раздеваться». Беседы о правилах поведения в раздевалке. | Формировать у детей навыки самообслуживания, умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, при необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим. | |
ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ДЛЯ ТУАЛЕТА. Беседа «Влажные салфетки в туалете». Организация опытно-экспериментальной деятельности с кусочками туалетной бумаги и влажными салфетками «Тонет-не тонет, растворяется-не растворяется». | Продолжать формировать КГН при посещении туалета: учить использовать влажную туалетную бумагу при необходимости, доставать её из индивидуальной упаковки чистыми руками заранее, выбрасывать использованную в ведро, мыть руки с мылом после туалета. | |
МАЙ | ||
УМЫВАНИЕ Заучивание алгоритма мытья рук по мнемотаблице. Пальчиковая гимнастика « Моем руки». | Совершенствовать у детей культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Продолжать формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения. | Памятка «Гигиена на прогулке» |
ПИТАНИЕ Организация участия детей в сервировке столов: помощь в раскладывании ложек и салфеток. Д/И «Завтрак у куклы Маши», «Обед у лисички». | Продолжать прививать КЭН: формировать знание сервировки стола для разных приёмов пищи. Совершенствовать умение аккуратно кушать, жевать закрытым ртом, не разговаривать за столом, не размахивать ложкой, не тянуть скатерть, пользоваться салфеткой. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Д/И «Покажем зайчику, как мы одеваемся/раздеваемся». Д/И «Застёжки». Игр. Упр. «С изнанки на лицевую» | Упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки). Учить выворачивать вещи на лицевую сторону. Просьбу о помощи выражать только словесно. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение. | |
ГИГИЕНА НА ПРОГУЛКЕ Беседа «Где живут микробы». Д/И «Можно-нельзя». | Продолжать формировать навык использовать влажные салфетки для протирания рук на прогулке. Продолжать объяснять детям, почему нельзя облизывать руки и предметы на улице, трогать грязными руками лицо. |